Эффективная организация работы с родителями: личный опыт
Эффективная организация работы с родителями: личный опыт.
Так как моя деятельность осуществляется в детском саду и имеет психологическую направленность, мне бы хотелось описать взаимодействие с родителями с психологической точки зрения.
Родители любят своих детей и хотят сделать для них все возможное, только бы им было хорошо. Опираясь на свой жизненный опыт, и знания они делают все, чтобы помочь своим детям. Мы (коллектив детского сада), в свою очередь, создаем условия и организовываем пространство для гармоничного развития каждого ребенка.
Прежде чем начинать работу с родителями, необходимо установить контакт с ними, выявить проблему и ее видение семьей, сформулировать запрос и заключить договор.
Если родитель указывает на проблему у ребенка, необходимо собрать информацию, пронаблюдать, провести всестороннее обследование для выявления реального нарушения. При обнаружении у ребенка, того или иного нарушения, подбирается необходимая программа работы.
Некоторые проблемы детей связаны с семьей. Показателем благоприятного для эмоционального развития ребенка семейного воспитания являются: родительская любовь, привязанность членов семьи друг к другу, покой, доброжелательность, радость, теплота и т.п. Важно проводить комплексную работу как с воспитанниками и с родителями (консультации, тренинги, семинары-практикумы, круглые столы и т.п)
Выявляя проблему одной направленности у группы детей (нарушения поведения, отставание в развитии, различные формы детской нервности), проводится коррекционная работа, как с детьми, так и с родителями. К примеру, определились в детском саду тревожные дети, причиной могут являться: значимые перемены в семье, рождение братика или сестренки, смерть одного из родителей, развод или наоборот брак и т.п. Проводится консультация по данной тематике с пояснением и раскрытием понятия тревожность с последующими рекомендациями. Для практической части организовывается круглый стол, на котором дана возможность каждому родителю высказать свое мнение, проделать упражнения, прочувствовать состояние своего ребенка.
Если авторитарные родители или один из представителей взрослых в семье, то вероятность низкой самооценки у ребенка высокая и тревожность здесь может иметь место. В данной ситуации проводятся работа с воспитанниками и с родителями включающая в себя упражнения, дающие возможность прикоснуться к миру ребенка, почувствовать, что для него важно, что ему нужно, взглянуть глазами ребенка на себя.
Повышенная опека ребенка, также является проблемой, как для ребенка, так и для родителей. Что происходит? Тормозится развитие, не простраивается внутренняя структура личности, деформируется психика, устойчивость к жизни у воспитанника. Причина такого поведения у родителей связано с личными психологическими проблемами, высокой тревожностью и страхами за судьбу ребенка. В таком случае проводится работа с семьей, включающая в себя теоретическую и практическую направленность для осознания своих мотивов в чрезмерном опекании своего чада.
Безучастность родителей в жизни ребенка, также является проблемой в воспитании детей. Отсутствие эмоционального контакта с родителями в раннем детстве не позволяет сформировать ценность в собственных глазах и ощущение, что человек достоин равноправных отношений с другими. В таком случае идет поддержка семьи, обучение упражнениям и техникам психической самопомощи для расширения внутренних ресурсов и потенциалов.
Самая эффективная модель поведения в семье является сотрудничество, которая способствует взаимопониманию, уверенности в успешности и самостоятельности воспитанника, выражению высокого уровня социальной адаптации ребенка.
Психоэмоциональное благополучие ребенка зависит от психологического состояния родителей.
Куликова Ирина Геннадьевна