Презентация «Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на предметах гуманитарного цикла как залог успешности учеников»

7
2
Материал опубликован 27 March 2022 в группе

Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на пре
PPTX / 39.31 Мб

/data/files/j1648391582.pptx (Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на пре)4

 

Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на предметах гуманитарного цикла как залог успешности учеников

Литвиненко С.Ю.,

учитель русского языка и литературы

2 слайд

Человек по своей природе нацелен на обучение и развитие. С самого рождения познание – наш основной инстинкт. Какое обучение необходимо одарённому ребёнку и при каких условиях оно будет работать? Кто такие эти дети, которых мы будем обучать? Как они думают? Что им нравится? Этими вопросами мы задаёмся, когда начинаем работать с одарёнными детьми.

3 слайд

Представьте, что вы учитесь кататься на велосипеде. Когда первый раз садитесь на велосипед, то чтобы удержаться на нём, вам нужно хорошенько сосредоточиться. Может, даже нужна помощь, опора, тренер или инструктор. Когда вы научитесь, то перестанете паниковать: «Боже, я сейчас упаду, что делать?» Напротив, когда ваше тело научится балансировать, вы сможете сосредоточиться на других важных мыслях, вроде: «Чёрт, этой лужи не было здесь прошлый раз!» И вот вы уже движетесь в определённом направлении на хорошей скорости, и процесс обучения становится автоматическим. Когда выполняется что-то на автомате, то особенно не требуется сознательного внимания.

4слайд

Я не буду углубляться в тонкости своего предмета, но какой бы предмет мы не преподавали, подходы работы с одарёнными детьми одинаковые.

Новичку необходимы:

тщательное руководство;

постепенное и дозированное изложение информации, особенно в начале процесса;

четкий план действий с конкретными и достижимыми целями;

рост уверенности в себе;

постепенное повышение уровня сложности;

инструктирование и постоянная обратная связь.

Опытному можно предложить следующее:

новые виды практики;

более продвинутую информацию по теме;

инструктирование и совершенствование существующих навыков;

гораздо больше самостоятельности.

Профессионалу:

человек, который вручит ему бананы, воду и немедленно исчезнет с дороги;

по-настоящему экспертные знания;

информация о конкретных заданиях (например, характеристика того или иного маршрута);

помощь в измерении пройденного пути (мониторинг и т. п.);

полная самостоятельность;

возможность делиться опытом и знаниями с другими.

Если не считать бананов, то все эти пункты справедливы практически для любой дисциплины. Начинающим необходимы структура и контроль, а более продвинутые ученики хотят самостоятельности и ресурсов, которые они могут выбирать на свое усмотрение.

5слайд

Немаловажную роль играет планирование и анализ проделанной работы. У нас в школе заполняются определённые формы: план работы педагога с одарёнными детьми, карточка работы педагога с одарёнными детьми и карточка личного роста обучающегося.

6 слайд

В этом учебном году я обучаю 8 и 9 классы. С девятиклассниками работаю с 5 класса. Результатом творческой работы по литературе в 5-6 классе стала публикация книги «Очарованные», где представлены различные детские работы. Это большой проект Всероссийской школьной летописи, о нём я уже рассказывала и кому интересно, можно ознакомиться на сайте проекта. Сегодня я подробней остановлюсь на работе двух последних лет.

7слайд

Работа с одарёнными учащимися ведётся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

На уроках русского языка и литературы приоритетным считаю научить:

работать с текстом;

критически мыслить;

использовать разные источники информации;

применять знания и навыки в нестандартных ситуациях;

отстаивать свою точку зрения в устной и письменной речи;

творчески решать задачи.

Использую следующие методы и технологии:

технология дифференцированного обучения;

модульное обучение;

кейс-метод;

технология развития критического мышления;

технология проектов;

диалоговые технологии;

компьютерные технологии;

технология педагогических мастерских;

технология продуктивного чтения …

 

8слайд

У нынешнего поколения Z информационные технологии уже в крови, поэтому эффективно использую цифровой образовательный контент и сервисы интернета в работе. И поверьте, это очень интересно – открывать новые возможности, выходить за рамки привычного.

9 слайд

В прошлом учебном году осваивали работу с интерактивными листами. Тему интерактивных рабочих листов разрабатывали Людмила Викторовна Рождественская и Мария Андреевна Смирнова. Пройдя по ссылке на слайде, вы сможете попасть на сайт гугл и познакомится с созданием рабочего листа в гугл-документах.

Интерактивный рабочий лист – это электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика. Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия. Предназначены листы для самостоятельной работы учеников на уроке или дома. Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге.

10 слайд

Итак, из чего же состоит рабочий лист, созданный в гугл-документе: из рабочей части – это задание, которое выполняют дети, и короткую инструкцию для работы с этим документом. Это важный пункт, для того чтобы у учеников не возникало дополнительных вопросов по выполнению задания. Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала, активную работу ученика с ним. После того, как ребенок поработал с листом, лист меняется. Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации. Шаблоны листов универсальны, их можно копировать и использовать на самых разных школьных предметах.

11 слайд

Каким должен быть интерактивный рабочий лист, когда у учителя нет возможности на уроке каждого ребенка посадить за компьютер, можно использовать привычный для нас ворд.

Вот таким образом может выглядеть этот лист. На этом листе ученикам предложены три задания. Первое задание на онлайн-тренажёре «Морфанки» ученики разбирают слова по составу. Выполняя второе задание, попадают на образовательный сервис Learnis и пытаются выбраться из квест-комнаты, отыскивая ключ. Третье испытание проходят на платформе learningapps (лёниннгап). Это Грамматический тренажёр, состоящий из грамматических цепочек. Пример вы видите справа на слайде.

12 слайд

На этой платформе представлены различные тренажеры для всех классов по всем предметам, можно создавать свои тесты, отслеживать работу учащихся в классе. На слайде сверху вы видите кнопки класс, статистика.

13-14 слайды

Вернусь к образовательному сервису Learnis. Здесь представлен электронный набор инструментов для эффективного обучения на основе игровых методов. Это квесты, викторины, толкование терминов и работа с видеоматериалом. Есть готовые игры, а можно создать свою игру или же вместе с учениками.

15 слайд

Как создать квест на этой платформе. Придумываем задания для квеста. Создаем презентацию Power Point. Каждое задание помещаем на отдельный слайд. Сохраняем презентацию в формате Jpeg (джей пег). Создаем комнату для квестана на платформе Learnis, выбираем шаблон комнаты, в зависимости от темы и количества заданий, от трёх до пяти. Переносим иллюстрации-слайды в окошки для заданий квеста. Вводим код – правильные ответы на вопросы квеста. Сохраняем квест. Кодируем ссылку на адрес квеста и вставляем код в ИРЛ.

16 слайд

В моём личном кабинете два квеста: по повторению наречия для 7 класса и морфемике для 6 класса.

17 слайд

Вот учащиеся 7 класса на уроке повторяют наречие при помощи интерактивного рабочего листа.

Одарённые создают свой квест по наречию или тест на лёниннгап.

18 слайд

В прошлом году начали работать на доске Padlet и текстами новой природы.

На слайде доска по лирике Лермонтова. Все учащиеся разделены на группы и анализируют программные стихотворения поэта по вопросам. Одарённые работают в двух группах над сопоставительным анализом стихотворения Лермонтова «Сон» и современного поэта Пирогова «В полдневный зной в долине Дагестана…» Вопросы предлагаю.

19 слайд

На второй доске представлены рассказы современных авторов и к каждому выданы задания. Например, задания по рассказу Анны Игнатова «Джин Сева». Возможно ли появление джина в новой реальности? Какие желания есть у современных подростков? И каковы джины новой формации? Прочитайте рассказ. Сравните джина Севу с любым известным вам литературным персонажем. Можете посмотреть кинофильм о современном Старике Хоттабыче, нажав на ссылку.

Свои наблюдения можете оформить в виде таблицы, создать арт объект и другое. Создайте свое облако желаний. Для этого зайдите на платформу по созданию электронного облака слов. Задание подсмотрела на фейсбуке у коллег.

На слайде видите двух джинов, вылепленных из глины. Такое вот творческое переосмысление текста. Материал для дальнейшей работы, возможно проекта.

20 слайд

Третья доска – работа по пьесе «Снегурочка». Создаём облако впечатлений, работаем с жанром, непонятными словами, рисуем, пишем синквейны.

Знакомство с текстами новой природы мы начали на родном русском, в учебнике ребят заинтересовали новые форматы текстов: виммельбух, артбук, каллиграмма, арт-объект, изотекст, коллаж, скетчноутинг, инфографика, ментальная карта, комиксы, саундскейп, таймлайн, лонгрид, буктрейлер, видеоблог…Изучали, что-то открывали вновь, после на литературе уже создавали свои тексты.

Текст новой природы будет удачен тогда, когда он «вырастает» из анализа текста, его формально-смысловой структуры.

 

21-24 слайды

Вот так у нас прошёл в 8 классе процесс погружения в текст Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". После чтения с остановками, представляли свои тексты "новой природы": инфографику, изотексты, арт-объекты. Обсуждали героев произведения, спорили, доказывая свою точку зрения, убеждали одноклассников, и так завязался живой диалог с текстом... Для работы по созданию коллажей, инфографики осваиваем графический редактор Canva.

25-26 слайды

Создали текст в коробке по произведению Д.Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Планируем выход на проект «Дом и антидом» в произведении.

27-28 слайды

Во внеурочной деятельности участвуем в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, акциях, сотрудничаем с поселковой библиотекой и хабаровской краевой библиотекой имени Наволочкина. Считаю, что никакие сервисы не могут заменить живого общения.

29-31 слайд

В прошлом году мы проводили интеллектуальную игру по произведению Жвалевского, Пастернак «Время всегда хорошее», создавали лэпбук по произведению, а позднее состоялась интересная встреча ребят с писателями А.Жвалевским и Е.Пастернак в библиотеке имени Наволочкина.

32-34 слайды

«Детективы, удачной охоты!» - с такого пожелания начиналась интеллектуальная игра "По следам причастий". Три детективных агентства: " Всевидящее око ", " Увлечённые братья Колобки " (семиклассники нашей школы) и " Сверкающие детки" (СОШ 2) соревновались в умении находить причастия, использовать их в речи, давать им характеристику. Все задания были связаны с тематикой детективов: используя улики с места преступления, составить детективный рассказ с причастными оборотами, рассказать о подозреваемых (морф.разбор причастия) и другие. Все детективные агенства получили лицензии!!!

35 слайды

Каждый год посещаем театры. В прошлом году в краевом театре драмы смотрели пьесу «Ревизор», а после обсуждали и писали сочинение.

36 -38слайд

Смотрели моноспектакль по рассказу К. Паустовского "Телеграмма" Хабаровской краевой филармонии. Текст читала мастер художественного слова Марина Кунцевич. Вдохновлённые, на открытом уроке представили свои тексты новой природы – коллажи по образам героев, написали телеграммы потомкам.

39-43 слайды

Два года дистанционно обучались в ШЮФ под руководством кафедры журналистики ТОГУ.

44 слайды

Артек

Двое моих воспитанников в прошлом году побывали в Артеке, стали активными участниками профильной смены «Мы дети – Галактики».

45-46 слайды

В этом году в региональном дистанционном конкурсе чтецов художественной прозы «Мой Достоевский» стали победителями и призёрами.

47 слайд

Вспомните ваш самый успешный опыт обучения. Каким он был? Я задавала этот вопрос множество раз себе и своим коллегам, получала разные ответы. Иногда этот опыт был связан с тем, что человек страстно увлекался предметом изучения. Однако чаще всего ответ звучит именно так: «У меня был прекрасный педагог». Никто не говорил: «У меня был суперучебник» или «Я помню одну Power Point-презентацию…» Из этого следует, что эффективный процесс обучения зависит не от материала, а оттого, каким именно образом этот материал подается. (Это уже немного другая история: про учителя).

48слайд

Как мне кажется, задача эффективной работы с одарёнными детьми, как, впрочем, с любым ребёнком, заключается в том, чтобы ученики получили на занятии новые навыки или совершенствовали имеющиеся, которые можно применить в реальной жизни и которые помогут им сделать то, что нужно или хочется и помогут им быть успешными.

49 слайд

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это прямо не выступление, а обобщение опыта! 49 слайдов!

27 March 2022

Спасибо, что поделились опытом, Светлана Юрьевна! Богатый материал!

18 September 2022