Статья «Школьные экспедиции как форма работы с одаренными детьми»
Экспедиции, как форма работы с одаренными детьми.
Одной из форм работы с одаренными детьми являются школьные экспедиции. Они являются логическим продолжением (завершением) той работы, которая мы ведем в течение учебного года.
Целью таких экспедиций является активное вовлечение школьников в исследование природы родного края. Первая экспедиция была в формате палаточного лагеря, где мы мужественно прожили с детьми неделю в палатках в на окраине лесного массива в районе. Мы изучали с ребятами лесные и луговые растения, слушали пение птиц по утрам, исследовали доступными нам средствами озеро, воду, растительный и животный мир водоема. По словам детей, они делали для себя открытия практически каждый день, так как до этого многие из них не были даже в лесу. Мы работали с определителями растений и животных, с микроскопами. Дети смогли близко увидеть и пронаблюдать тот мир, о котором они даже не представляли до этого: жизнь короедов, ящериц, лягушек, ужей, лесных пауков.
Вечером мы готовим площадки, где в центре был положен корм, а вокруг - песок. Утром мы изучали следы посетивших нашу кормушку животных: мышек, полевок, птиц, ежей.
Со следующего года все экспедиции уже были выездные, то есть мы ежедневно выезжали с ребятами в природу и вечером возвращались обратно.
Одна из экспедиций была посвящена изучению заливных лугов заречной зоны, поймы рек Суворощь и Тара. Мы закладывали с детьми экспериментальные площадки, подсчитывали количество и определяли видовой состав растений. Это была уже мини-научная работа, которая требовала точности, достоверности, терпения. Мы учились работать с определителями и делать гербарии. В последующие годы мы ездили тремя группами: биологи, географы, историки. Ребята делали раскопки на месте бывших поселений и даже нашли несколько экспонатов для школьного музея.
Экспедиции – это не только поездки, не только познавательное мероприятие. В процессе таких поездок у ребят формируются такие личностные качества, как умение общаться, работать в группе, совместно делать анализ увиденного, обрабатывать информацию, ставить цели для исследований, составлять план своих исследований и делать выводы. Это очень важно, так как теория – это одно, а на практике – это совсем другое.
В процессе наших поездок мы стараемся прививать детям чувство патриотизма, гордости за свою малую родину, рассказываем о достопримечательностях нашего района. Одна из экспедиций началась у нас 22 июня, день мы начали в одной из заречных деревень, где возложили цветы к памятнику погибшим воинам, еще раз рассказали ребятам о начале войны.
Материалы, собранные в экспедициях, ребята оформляют в виде исследовательских работ, выступают с ними на школьных, районных и областных конференциях, где становятся победителями и призерами.
Тезисы работы по исследованию заливных лугов были напечатаны в областном сборнике «Юные исследователи и хранители природы».
Ну и, конечно, нельзя не сказать об эмоциональном аспекте экспедиций. Подержать в руке ящерицу, подергать за паутинку лесного паука, спасти землеройку, попавшую в яму, да и просто полежать на земле – все это переполняет детей такими эмоциями, которые являются очень сильным движущим фактором к познанию.
Максимова Галина Дмитриевна