Эффективные формы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся и классных коллективов

1
0
Материал опубликован 11 February 2021

Областное государственное автономное

образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дмитриевский аграрный колледж














«Эффективные формы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся и классных коллективов»









Подготовила:

куратор группы № 1.7

Расулова Н.М.








2020 г.

Эффективные формы воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся и классных коллективов


Научить человека быть

счастливым — нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко А.С.


Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение методической комиссии классных руководителей, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна и в социальном плане.

Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

В настоящее время действительно налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль учебного заведения как гаранта мира и общественной нравственности. Сегодня, когда обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, раскрепощённый, с высоким уровнем самосознания, педагогический коллектив обозначил приоритетной проблему духовно – нравственного воспитания.

ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты,общественные,организации. Наш техникум, как и любое учебное заведение, принимает непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности обучающегося. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда.

Я являюсь куратором группы № 1.7 по специальности «Агрономия». Это 1-ый курс. В группе 16 обучающихся. Как коллектив группа начинала формироваться недавно. Моей целью, как куратора , стало поддерживать стремление обучающихся к интеллектуальному, нравственному и физическому развитию, используя при этом социально-культурную и образовательную базу техникума.

В работе с обучающимися группы часто использую личностный подход. Стараюсь концентрировать внимания на целостной личности обучающегося, проявлять заботу о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.

Социализация – социальная деятельность. Выходя из техникума, обучающиеся вступают на новый почти неизведанный путь взрослой жизни. Включение обучающихся в различные социальные общности (группы, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у обучающихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать обучающегося за активную самостоятельную деятельность.

Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей обучающихся.

Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно.

При организации работы опираюсь на методику нравственного развития личности, включающую в себя элементы: Я – позиции, Я – позиция и общественная (нравственная) норма, собственный выбор. Практически – это способы разрешения жизненных ситуаций.

Использование данной методики при проведении традиционных форм классных занятий даёт осознанное усвоение нравственных норм обучающихся группы на основе собственного выбора, является средством сохранения уникальности каждого, и в то же время идёт обучение каждого тому, как жить вместе, как понять других и жить совместно. Эти уроки (классные часы) помогают развить творческий потенциал обучающихся.

Обучающиеся группы умеют анализировать, разбираются в деятельности средств массовой информации, умеют принимать решения, касающиеся своей жизни, жизни техникума. Конкретным примером является победа на Всероссийском конкурсе «Памятные даты и праздники России» Филиппенко А., участие обучающихся группы в спортивных соревнованиях, проводимых в техникуме и т.д.

В системе работы с обучающимися группы достаточно чётко вырисовывается одна из проблем воспитания и гражданственного образования - проблема ценностей. Снижается такой показатель воспитанности как патриотизм и гражданственность. И как бы в противовес к этому, возрастают такие показатели как целеустремлённость, профессиональное самоопределение, требовательность к себе. Одновременно ребята отличаются гуманным отношением друг к другу, трудолюбием, совестливостью (правда, последние качества присуще не всем).

У меня есть надежда, что наши обучающиеся, научившись делать правильный выбор в системе нравственных ценностей, и в самостоятельной жизни займут правильную гражданскую позицию.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации