Эффективные формы работы с родителями
«Эффективная организация работы с родителями: личный опыт».
Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название «детский сад»? Ф.Фребель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность ее «питания», «возделывания» завещал нам, «садовникам» нежное обращение с детьми.
До того, как ребенок приходит в детский сад, он проживает большую жизнь в семье. Поэтому для педагогов важно наладить хороший контакт с родителями для того чтобы дети не страдали, чтобы как можно мягче открывалось окно в мир , и ребенок попадал в «цветущий сад».
Из опыта организации работы с родителями наиболее эффективными , на мой взгляд, являются: посещение семьи и собрание в нетрадиционной форме.
Когда ребенок только поступает в сад, воспитателю важно понять из какой семьи ребенок, какие интересы, особенности ребенка. Так же важно , чтобы ребенок привыкал к воспитателю. Для этого до поступления в детский сад педагогу лучше посетить семью. Семья, как известно,-это не только открытая, но и закрытая система. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверительные открытые отношения.
Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, воспитатель должен знать некоторые правила. Лучше: заранее предупредить родителей о своем визите, выбрав удобное время; говорить о ребенке, развитии его отношений с миром; внимательно слушать родителей; предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка; просить совета в вопросах взаимодействия с ребенком; поблагодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка. Результатом посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.
В современном мире собрания в традиционной форме уже не интересны родителям и педагогам. Поэтому при организации собраний в доу следует чтобы родители принимали активное участие. Можно поиграть с родителями в те же игры, которые используете на занятиях с детьми. Покажите на видео или слайдшоу, как играют в них их дети. Ориентируйтесь на опыт - задавайте вопросы родителям , насколько им знакомы игры. Когда они отвечают отрицательно, объясняйте им, для чего нужна игра и как в нее играть с ребенком. Объясните взаимосвязь - подчеркните, что развитие ребенка-совокупность разных процессов, которые взаимосвязаны. Объясните, что воспитание и игры в семье играют главную роль на раннем этапе жизни. Устройте интерактивную выставку из пособий, которые используете с детьми. Дайте родителям задание выбрать самое интересное пособие и презентовать его другим. Покажите, как изготовить пособие. Используйте прием коллективного обучения, чтобы родители сами изготовили полезное пособие для детей по инструкции.
Все эти формы работы с родителям приведут вас к тесной взаимосвязи. Родители научатся понимать причины изменений в развитии детей, у них снизится тревожность .
Михайлова Ольга Федоровна