Статья «Эффективные методы обучения учащихся старших классов предмету "Биология" с применением мультимедиа»
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Михайлова Марина Сергеевна
учитель биологии НИШ ХБН г. Петропавловск, магистр биологии
За последние годы роль учителя в образовательном процессе кардинально изменилась. Очевидным становится тот факт, что учитель больше не является транслятором готовых знаний для учащихся и в современной образовательной среде выполняет новые педагогические функции и профессиональные роли. Учитель выступает и в роли организатора учебной деятельности учащихся; и в роли консультанта, обеспечивающего соответствующие приемы поддержки учащихся с учетом зоны их ближайшего развития; в роли психолога, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика; модератора, раскрывающего способности каждого ребенка; организатора эффективной рефлексивной деятельности, а также организатора эффективного использования технологий в учебном процессе и др.
Применение и внедрение технологий в образовательную среду является неотъемлемым условием качественного образования в условиях высокого темпа информатизации общества и значительного увеличения объема информации. В связи с этим, каждый учитель все чаще стремится использовать на своих уроках различные технологии обучения, в том числе мультимедийные, чтобы сделать процесс формирования знаний и умений у учащихся более интересным, интерактивным, эффективным и практико-ориентированным.
Мультимедийные обучающие технологии представляют собой совокупность современных технических обучающих средств и дидактических средств обучения - носителей информации [1]. Мультимедийные технологии позволяют учителю сочетать различные способы обучения, обеспечивая возможность лучшего усвоения учебного материала.
Анализ результативности собственной практики применения разных приемов, методов и технологий на уроках биологии в старших классах, позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективными из них являются:
применение обучающих интерактивных досок Pudlet и Jamboard;
использование обучающего интерактивного видео с вопросами, созданного учителем при помощи образовательного сервиса Learnis.ru;
применение интерактивных презентаций, содержащих гиперссылки, видео, триггеры, анимации;
использование обучающих карточек для работы с терминами, графиками, законами на базе платформы quizlet.com;
проведение онлайн-викторин с использованием обучающей игровой платформы kahoot и др.
Остановимся более подробно на каждом из указанных выше методе обучения.
Проведение уроков биологии очень интересно проходит с применением интерактивных досок. Интерактивная доска, созданная на платформе pudlet.com, является замечательной альтернативой обычной школьной доске. Учитель может заранее подготовить шаблон доски для определенного урока, а на самом уроке предоставить учащимся доступ для работы на ней. Например, при изучении темы «Типы клеточного дыхания» учитель может использовать шаблон доски - «Колонки». Учитель может создать 2 колонки, которые в дальнейшем ученики будут использовать для описания и сравнения аэробного и анаэробного дыхания. Дополнительно на саму интерактивную доску можно загрузить короткий текстовый материал, рисунки, обучающее видео, ссылки на интерактивные задания и т.д. Учащиеся с разным уровнем развития способностей (визуалы, аудиалы, кинестетики) могут использовать для обучения любые, размещенные на этой доске материалы, с учетом своего уровня. Все действия происходят в онлайн-режиме, учитель и учащиеся могут совместно работать на этой доске, писать, вставлять рисунки, делать комментарии, вставлять графические объекты и т.д.
Другой альтернативой школьной доски являются интерактивные доски Jamboard. Организацию урока с применением данного сервиса можно провести, используя групповую, парную или индивидуальную формы работы. В отличие от предыдущей доски, где все учащиеся работают на одном интерактивном полотне, создавая так называемые посты, данный сервис позволяет создать одновременно несколько досок в одном документе (как слайды в презентации). На каждую интерактивную доску учитель может написать имена учеников, которые будут на ней работать. Все действия также будут происходить в онлайн-режиме и контролироваться учителем. Учащиеся и учитель могут переходить с одной доски на другую для ознакомления с результатами работы других учеников. Например, при изучении темы «Экологические проблемы» учитель может заранее создать доски с названием основных проблем конкретного региона или страны в целом и предложить учащимся во время урока сделать небольшой постер для установления причин возникновения проблемы, основных последствий и возможных способов их решения. Затем результаты выполненной работы можно сохранить в формате pdf документа и выслать на электронные почты учащихся или распечатать их на принтере и раздать ребятам.
Прекрасной альтернативой обычному просмотру видео во время урока является использование интерактивного видео с вопросами, требующими ответов от каждого ученика в ходе его просмотра. Данные интерактивные видео учитель может создавать сам, используя возможности платформы Learnis.ru. На этой платформе учитель может вставлять в обучающие видео по разным темам вопросы, на которые учащиеся будут отвечать на определенных минутах просмотра данного видео. В конце просмотра видео перед учащимися появится результат с набранными баллами, а учитель в своем личном кабинете сможет просмотреть насколько успешно каждый ребенок справился с заданиями к видео. Применение интерактивного видео на уроке позволит вовлечь каждого ученика в просмотр видео, сделать этот процесс более интересным и осознанным, дополнительно даст возможность учителю увидеть ответ каждого ребенка, не затратив много времени на самом уроке, а также проанализировать вопросы, в которых учащиеся чаще всего делали ошибки.
Следующим методом является применение интерактивных презентаций, содержащих гиперссылки, видео, триггеры, анимации и др. На сегодняшний день наверно каждый учитель уже умеет создавать презентацию, используя программу Power Point. Однако полагаю, что не все учителя знают о том, как простые презентации сделать интерактивными. Возможности данной программы позволяют учителю вставлять видеофрагменты, обучающие анимации, делать гиперссылки, например, между ключевыми биологическими терминами и их определениями, использовать триггеры для создания интерактивных рисунков и т.д. И тогда сама презентация, может быть использована в более интересной форме для коллективного, группового, парного или индивидуальном обучения, как «электронный учебник».
Для работы с биологическими терминами мной, как правило используются, обучающие карточки, созданные с помощью образовательной платформы quizlet.com. Данный метод работы с терминами можно использовать как во время урока, так и во внеурочное время, предоставив ссылки на созданные учителем карточки. Учитель также может использовать готовые карточки других учителей. Данная платформа позволяет не только читать термины и давать им определения, произнося вслух или про себя, но прописывать их, слушать как они правильно произносятся. Применение данного инструмента традиционно позволяет получать положительные отзывы от учащихся.
Еще одним интересным методом обучения на уроках биологии является проведение онлайн-викторин с использованием обучающей игровой платформы kahoot. Несмотря на то что сами викторины в традиционной методике рекомендованы для учащихся среднего звена, онлайн-викторины данного сервиса вызывают у старшеклассников огромный интерес и желание в них участвовать, демонстрируя свои знания по тем или иным темам или разделам. Данный метод рекомендую применять при проверке знаний учащихся в начале или в конце урока, а также активно использовать при проведении обобщающих уроков.
Таким образом, можно отметить, что описанные выше методы проведения уроков с применением возможностей разных образовательных онлайн платформ и сервисов, делают уроки биологии очень интересными, запоминающимися, обеспечивающими вовлечение каждого ребенка в учебный процесс. Их можно применять при организации разных этапов урока и адаптировать собственной методике преподавания. Данные методы позволяют значительно улучшить качество знаний учащихся путем их вовлечения активную познавательную деятельность.
Байтуганова А.О. Мультимедиа технологии в образовании / А.О. Байтуганова, М.Т. Аймбетова, Лаура Каужан // Молодой ученый. – 2016. – № 19.2 (123.2). – С. 9-11.