Доклад «Эффективное использование упражнений скорочтения в образовательной деятельности»

0
0
Материал опубликован 29 November 2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кытанахская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Яковлева - Далана"













Тема: Эффективное использование упражнений скорочтения в образовательной деятельности.





Автор работы: Макарова Ирина Петровна

учитель начальных классов


t1669706428aa.gif

Оглавление.

Введение 3

Основные причины медленного и неосознанного чтения. 5

Упражнения скорочтения 7

Заключение 11

Литература 12

приложение






t1669706428ab.gif

Введение

Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации каждые два года удваивается, а дальше это будет происходит еще быстрее. И современному человеку очень важно уметь грамотно работать с информацией, пропуская огромные объемы через себя. Поэтому чем раньше дети овладеют этим навыком, тем лучше.

Современные дети читают много. Сообщение в WhatsApp , посты в Instagram, «ВКонтакте» Теlegram….. Проблема в другом - контент в Интернете сегодня крайне примитивен, и вот уже понимание более длинных, более сложных и тем более литературных текстов становится проблемой. Про умение пересказывать текст говорить, тем более не приходится. Современные дети в этом отношении сильно отстают от ровесников советских времен. Другими словами, идет деградация навыков работы со сложной информацией, умение её анализировать и делать выводы. Но именно эти навыки необходимо формировать у ребенка начиная с первого класса.

Первостепенная задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Техническая: способ чтения, правильность чтения, выразительность.

Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого.

Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применяется контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения». При этом многие годы при оценке навыка чтения уделяется первостепенное внимание критериям «способ чтения», « темп чтения», « выразительность», « правильность чтения», а критерий «осознанность чтения» рассматривается на последнем месте.

В современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладением техникой чтения. Образовательный стандарт нового поколения направляет нас по- новому взглянуть на само определение значение слова «чтение».

Тема проекта: «Эффективное использование упражнений скорочтения в образовательной деятельности».

Актуальность: Большинство детей сейчас не читают книги. Эта проблема волнует не только социологов, педагогов и психологов, но и родителей. Интерес к чтению книг упал по многим причинам. Одной из причиной является то, что дети медленно читают и не понимают прочитанное. Потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько и мука.
Ребёнок, который не понимает прочитанное испытывает большие затруднения и при учебе.

Цель : совершенствование навыков чтения у младших школьников с помощью упражнений скорочтения.

Задачи:

- изучить причины медленного темпа чтения и низкого понимания прочитанного у детей.

- повышение уровня знания о скорочтении.

- применение упражнений скорочтения во внеурочной деятельности.


Объект исследования - читательская деятельность учеников 3 класса. Предмет исследования – техника скорочтения.

Гипотеза: систематичное применение упражнений скорочтения в образовательной деятельности приведет к тому, что ученики овладеют прочными и полноценными навыками чтения.

Новизна: использование упражнений скорочтения в образовательной деятельности.

Практическая значимость: развитие беглого и осознанного чтения у учащихся 3 классов путем внедрения  нестандартных форм и методов.



Основные причины медленного и неосознанного чтения.

Чтение - это понимание прочитанного.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. По мнению психологов скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Чтение - сложный процесс. Письменность, а следовательно, и чтение возникла сравнительно недавно: разные источники указывают, более десяти тысяч лет назад, что с точки зрения эволюции несущественный срок. К тому же подавляющее большинство населения Земли еще каких – то двести лет назад не умело читать и писать. Следовательно, наш мозг еще не успел физиологически приспособиться к данному процессу. В нашем мозге нет центра чтения, в то время как центр речи есть. И поэтому чтение – это сложный процесс, для которого наш мозг изначально не был предназначен. В реализации этого процесса участвуют больше десяти различных областей мозга. И если какая- то из этих областей у ребенка еще не сформировалась, то хорошо читать он не сможет.

Если ребенок читает медленно и не может запомнить то что прочитал, значит, для этого есть какие-то причины. Вот основные причины медленного и неосознанного чтения.

Логопедические проблемы. Плохо развитый артикуляционный аппарат – очередная причина замедленного чтения. Развивайте его, делайте с ребенком специальные упражнения. Часто медленно читают те дети, у кого были проблемы с развитием речи, кто поздно начал говорить и не выговаривал некоторые звуки.

Отсутствие внимания. Если ребенок читает невнимательно, если его постоянно что-то отвлекает от чтения, он не сможет сосредоточиться на проговаривании текста и не сможет вникнуть в его смысл. Постарайтесь сконцентрировать его внимание на чтении – ребенок должен понимать суть прочитанного.

Ограниченность поля зрения. Развивайте у ребенка оперативное поле зрения – так он сможет читать не по 2-3 буквы, а охватывать слово взглядом.

Плохо развитый уровень памяти. Нередко дети после трех прочитанных слов уже забывают, о чем шла речь. Это плохо действует на запоминание и понимание прочитанного.

Регрессирующие движения глазами. Регрессии. Читая, ребенок постоянно пробегает глазами только что прочитанное слово. Глаза совершают движения назад и ребенок дважды прочитывает текст. Это самый распространенный недостаток. Определись наличие регрессий можно, понаблюдав, как ребенок читает незнакомый текст. Если вы заметите, что глаза бегают, ребенок сначала читает слово про себя, потом произносит вслух, затем еще раз проговаривает несколько слов, чтобы понять смысл прочитанного, значит регрессия есть. Причиной может быть привычка, отсутствие внимательности или ребенку просто текст кажется трудным.





Упражнения скорочтения.

Из своей практики заметила, что ученики, с интересом читали, когда изучали азбуку. Интерес к чтению терялся, дети начинали плохо читать со второго полугодия второго  класса. Весной во втором классе когда задала задание пересказать только что прочитанный текст, выяснилось, что мои ученики, совершенно не поняли то, что только что прочитали. Только 40% класса могло ответить на вопросы по тексту. Пересказать полностью текст своими словами никто не смог .

Меня это озадачило и заставило призадуматься. Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно? Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эту проблему совершенствования навыка чтения. Начались поиски более эффективных приемов, методов обучению чтению. Я стала искать в интернет ресурсах и наткнулась на понятие Скорочтение. Заинтересовалась и начала более углубленно изучать технологию скорочтения.

Послушала вебинары Регины Каримовой и Шамиля Ахмадуллина, прошла переподготовку по программе дополнительного профессионального образования « Методика обучения технике скорочтения» в АНО ДПО « НАДПО» г. Москва с присвоением  квалификации Педагог дополнительного образования ( скорочтение), приобрела методические пособия ведущих специалистов в области скорочтения.  

Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения.(Википедия) Это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.

Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным. Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации. С какого возраста можно упражняться в скорочтении. Уроки быстрого чтения будут полезны только в том случае, если ребенок в принципе умеет хорошо читать. Поэтому специалисты не советуют начинать сразу с первого класса, когда важно освоить неторопливое и вдумчивое понимание текста. В это время лучше и вовсе не обращать внимания на скорость, позволяя ребенку двигаться в своем темпе. Большинство упражнений для развития скорочтения предназначено для детей 9-10 лет. Некоторые педагоги и вовсе считают, что они могут заинтересовать ребенка только в подростковом возрасте, когда он понимает смысл таких занятий. Но это не значит, что до 9 лет нужно отложить любые техники. С дошкольниками и первоклассниками можно заниматься развитием внимания, делать упражнения на расширение поля зрения, визуализировать прочитанное. Умение концентрироваться и образное мышление помогут ребенку быстро освоить новое, когда придет пора специальных упражнений по скорочтению.

Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому: Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное. Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.

Рассмотрим упражнения скорочтения на устранения причин медленного и неосмысленного чтения.

Логопедические проблемы. Артикуляционные упражнения, Логоритмика, упражнение на правильное дыхание. Скороговорки, чистоговорки.

Ограниченность поля зрения. Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. Также для развития бокового зрения использую упражнения клиновидные таблицы. У современных детей пользующтх телефонами обзор глаз ссужается до экрана телефона.

Отсутствие внимания. Низкая концентрация внимания, отвлечение во время чтения. Назови цвет Струп текст. Корректурная проба Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв. Тест Струпа способствует развитию между прочитыванием слов и их восприятием, а также повышает концентрацию внимания и его переключаемость. Смена привычного алгоритма сначала прочитать, а потом воспринять, на аналогичный, но обратный - сначала воспринять, а потом прочитать заставляет мозг делать двойную работу. Благодаря чему повышается не только скорость чтения, но и процент понимания текста.

Чтение текстов напечатанных наоборот, перевернутых потерянных текстов. Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению.

Гимнастика для мозга. Нейрогимнастика, кинезологические упражнения, Алфавит, рисование двумя руками. Включение нейропсихологических кинезиологических упражнений  в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала.

Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль. Кинезиологические  упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Регрессирующие движения глазами. Регрессии. Лабиринты, Найди букву, слово. Чтение со шторкой, чтение с указателем. Главное правило при регрессии: Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Если я даже не поняла предложение или абзац, то возвращаться к началу предложения или абзаца не надо. Только закончив читать, нужно заново прочитать текст.

Плюсы скорочтения конкурентные преимущества перед сверстниками,
экономия времени на выполнение домашних заданий, повышение успеваемости в школе, улучшение дикции и артикуляции,увеличение словарного запаса, повышение самооценки, грамотная работа с большим количеством информации















Заключение.

После внедрения упражнений скорочтения в образовательную деятельность, у учеников появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость.

Составила программу курса внеурочной деятельности. Данные упражнения и задания скорочтения были использованы во время уроков и на перемене. Каждому ученику была открыта папка «Папка для развития ума, памяти и внимания». Разработала семидневный тренинг для школьников на якутском языке.

Такая комплексная работа значительно помогла улучшить процесс учебной деятельности, повысился интерес учащихся, что сказалось на конечный результать успеваемости в целом.  Учить детей стало намного легче.

И самое главное, как я думаю, при достижении цели, заинтересованность самого педагога. Придумывать интересные задания. упражнения, создать ситуацию успеха.

















Литература.

Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Книга –тренинг для младших школьников от 6 до 9 лет. Москва -2021

Ахмадуллин Ш.Т. Скорочтение для детей. Книга – тренинг для школьников от10-16 лет.

Копытова Л.Н. Упражнения по развитию навыка чтения.// Начальная школа плюс до и после. – 2009 - № 11.

Максимук Н.Н. , «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2014г

Сухина И.Г. "Чистоговорки, наоборотки, запрятки " (М.: Новое знание, 2017. – 64 с.)

Юрченко Ю.А. Коррекционные упражнения при обучении чтению.// Начальная школа. – 2019
















12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации