12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коновал Алла Петровна681
Я учитель начальных классов, стаж работы более 30 лет. Имею опыт работы с дошкольниками и учащимися начальных классов
Украина, Донецкая Народная Республика, г. Донецк

Эффективность родительского собрания в 1 классе


Учителя начальной школы, набирая первоклассников, сталкивается не только с новым коллективом учащихся, но и с новым коллективом родителей.

Первые месяцы в школе – один из самых важных этапов, поскольку закладывается отношение к процессу обучения. Для каждого ребёнка – это новые условия жизнедеятельности, новые отношения, смена режима дня. Однако это и один из важнейших этапов для родителей. От того, насколько родители смогут стать помощником ребёнку и учителю в первые месяцы обучения в школе, во многом зависит адаптация первоклассника к  школьной жизни. От того, как будет проходить процесс адаптации, зависит самочувствие и психологическое состояние ребёнка. Поэтому проблема адаптации является приоритетной в первые несколько месяцев обучения.

Результативным процесс адаптации будет только при условии единого подхода к этой проблеме школы и семьи. Именно поэтому педагогическое просвещение родителей, взаимодействие представителей семьи и школы  должно быть продуктивным и эффективным. Родительское собрание – это один из важнейших элементов такого взаимодействия.

При каких же условиях родительское собрание будет эффективным? Я выделяю две обязательные составляющие:

- проблема должна быть актуальной;

- интерактивные формы работы при проведении собрания.

Родители будущих первоклассников как никто другой заинтересованы в общении с учителем, особенно на начальном этапе обучения. Я практикую проведение цикла родительских собраний по проблеме адаптации первоклассников к школьной жизни, включающий в себя три собрания. При их проведении решаются следующие задачи:

- ознакомить родителей с понятием «готовность ребёнка к школе», составляющие такой готовности;

- ознакомить родителей с этапами и проблемами адаптации, путями преодоления проблем;

- повысить уровень психологической и педагогической грамотности родителей.

Работу с родителями по проблеме адаптации условно я разделяю на 2 этапа: I этап – перед началом обучения в школе; II этап – первые месяцы школьной жизни. Все три собрания связаны друг с другом, каждое последующее подводит промежуточный итог прошедшего периода, ставит задачи на будущее. Каждое из собраний включает в себя групповые формы работы, тестирование, коллективный выбор оптимальных путей решения задач.


В своей практике я начинаю общение с родителями будущих первоклассников за несколько месяцев до начала учебного года, чаще всего в конце мая – начале июня. Это собрание – предварительная встреча. Цель этого собрания - создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Начинаю такое собрание игрой – знакомством. Родители всегда активно включаются в общение, высказывают своё мнение. В ходе проведения этого собрания я провожу работу в сменных группах, это ведет к более тесному знакомству, снимает напряжение и тревожность в общении, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.

На первом собрании предлагаю родителям небольшое видео – знакомство со школой. 

Далее предлагаю работу в группах. Родителям предлагается составить высказывание от группы на тему «Чего мы ждём от начального периода обучения в школе». Как правило, обсуждая, родители свободно высказывают своё мнение. Помимо этого, такое общение всегда выявляет лидеров, которые в будущем станут активом класса. Результатом такого общения является вывод родителей: ожидаем успешной адаптации, успешного обучения.

Такой вывод переводит родителей к следующему вопросу: «А что мы можем сделать, чтобы помочь детям?»

Далее предлагаю родителям презентацию о готовности ребёнка к школе, обращаю внимание на интеллектуальную, физиологическую, психологическую, социальную готовность. Даю примерные задания, направленные на формирование психических процессов.

После этого уместно провести тестирование «Готов ли ваш ребёнок к обучению», «Готовы ли вы к обучению ребёнка в школе».

Завершаю собрание ознакомление со списком принадлежностей.


Таким образом, на протяжении летнего периода перед началом школьного обучения многие родители целенаправленно формируют будущего первоклассника, так как они уже знают, на что им следует обратить внимание.


Второе собрание целесообразно провести в первые дни сентября. Цель этого собрания – создание условий для успешной адаптации к школьной жизни.

Начинаю это собрание с работы в группах. Задание: выбрать из предложенных факторов наиболее значимые для адаптации. Обсуждая, родители анализируют факторы влияния на процесс привыкания ребёнка к школьной жизни. Часто такое обсуждение показывает, что мнения расходятся, так как все дети имеют свои особенности и свои личные трудности. Понимая это, родители учатся быть более терпимы к тому, что не всегда гладко проходят первые дни в школе.

После небольшого обсуждения обобщаем и выявляем проблемы адаптации. Для дальнейшей работы я всегда произвожу смену групп, поскольку стремлюсь проводить наиболее активное общение между родителями (цель – дальнейшее знакомство представителей семей друг с другом).

Следующий этап – поиск путей решения проблем, возникающих в период адаптации. При этом всегда стараюсь в помощь себе призвать тех родителей, у которых есть старшие дети. Прошу их поделиться опытом прохождения  адаптационного периода старшими детьми.

Как правило, на этом собрании выступает представитель психологической службы школы, настраивая родителей на спокойное и взвешенное отношение к возможным проблемам адаптации.

Заключительная часть этого собрания – «Советы родителям первоклассника».


Третье собрание – рефлексия  проводится в ноябре, подводит предварительные итоги адаптации учащихся к школьной жизни. Как правило, к этому времени дети преимущественно адаптируются к процессу обучения на достаточном и высоком уровнях. Цель этого собрания – подведение предварительных итогов, определение задач на последующий период, корректирование поведенческих реакций слабо адаптирующихся детей.

Начинаю это собрание проведением теста «Ваш взгляд на результаты адаптации вашего ребёнка».

Дальше знакомлю родителей с итогами тестирования психолога, обсуждаем результаты.

На этом собрании также знакомлю родителей с различными играми и  упражнениями, направленными на формирование внимания, мышления, произвольной зрительной и слуховой памяти. Родители активно включаются в выполнение заданий, на своём примере понимают, как такие упражнения проводить дома с детьми.


В результате этих трёх собраний я получаю относительно дружный коллектив родителей, которые осознали, что взаимодействие и единство требований – это одно из важнейших условий успешного обучения ребёнка в школе. Большинство родителей доброжелательно настроены к школе и преподавателю даже в том случае, если ребёнок не  столь успешен, как ожидали родители. В родительском коллективе выявляются лидеры, берущие на себя роль помощников учителя. Одним из важнейших итогов таких собраний является то, что родители повышают свой уровень педагогических знаний, формируется уважение и доверие к работникам школы как носителям этих знаний. В дальнейшем на собрания родители всегда идут с удовольствием, так как понимают, что учитель всегда готов помочь и поддержать.


Список литературы:

  1. Волжанина Т.А. Родительские собрания в начальной школе  [текст]//  / сост. Т.А. Волжанина, В.Т. Воробьева, Т.К. Лужбина, Л.А. Махнева и др. // Волгоград,  учитель, 2006 – 95 с.

2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 1.

3. Зеленова М. Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991

4. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.