Статья «Использование современных образовательных технологий для развития критического мышления в начальной школе»
Ефремова Н.В. Использование современных образовательных технологий для развития критического мышления в начальной школе.
В связи с перенасыщением жизненного пространства информацией уже у младших школьников необходимо формировать критическое мышление, которое является предпосылкой овладения умениями осуществлять выбор, оценивать значение тех или иных фактов, явлений для себя лично и для развития общества.
О. Я. Савченко
С переходом на новые образовательные стандарты начального общего образования появилось немало положительных моментов: приоритетными стали личностно-ориентированные подходы к обучению младших школьников; наметились тенденции для творческого поиска педагогов и обучающихся, их совместным проектам, создаются авторские программы; предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.
Передовой педагогический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением новых образовательных задач является создание таких педагогических и психологических условий в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию, выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я». Все сказанное выше приводит к понятию «активное обучение».
Маленький ребёнок вступает в наш сложный мир со своими взглядами, умениями, ценностями. К сожалению, не всегда его качества личности или навыки мышления соответствуют требованиям современности. Главное, поддержать ребёнка, правильно оценить его возможности, вовлечь в сотрудничество, научить анализировать, решать проблемы, давать оценку своим действиям, дать толчок к самосовершенствованию. Вот тогда мир заиграет разными красками. Именно педагог обязан открыть для ребёнка этот мир, правильно организовать работу, поставить цели, помочь достичь результатов. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
М. Новик выделяет следующие особенности активного обучения:
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся;
постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и обратных связей.
Данные характеристики активных методов обучения находят отражение в групповой и парной работе, использование проблемных ситуаций, новые подходы к целеполаганию, использование деловых игр, диспутов, презентаций совместных проектов, драматизация и многие другие.
Считаем, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая их этого, мы делаем детей неуверенными в своих способностях, зависимыми от учителя, не способными выразить собственное суждение. Поэтому следует уделять большое значение работе в группах и парах. «Подумай с соседом, вы можете найти правильное решение вместе». Кстати, очень важно, чтобы состав групп был динамичный, все время менялся, что позитивно влияет на взаимоотношения и микроклимат. Групповая работа может быть построена по принципам парного обучения, взаимного консультирования, работы над проблемным вопросом, распределения ролей и тому подобное.
Рациональный выбор методов и их применения обусловлен конкретной целью. Использование интерактивных технологий обучения в значительной степени способствует развитию мышления. Для этого используются ряд эйдетических методов.
Метод вхождения в образ. Вживаясь в различные образы «Я – игрушка», «Я –разделительный мягкий знак», попытаться ответить на вопрос, что я хочу сказать людям.
Так в изучении математики большую помощь оказывают «гости десятка», «домики-десятки и жители-единицы». Мир однообразных чисел оживает перед ребёнком, раскрывается смысл числа и счета ещё до полного его осознания.
На уроках языка присутствуют образы-фигурки частей речи и частей слова, изготовленные детьми разными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к обучению.
Метод смыслового видения. «В чем причина поступков? Докажи свое мнение».
Метод эвристических вопросов. Этот метод позволяет определить суть отдельных аспектов учебной проблемы. Чаще всего вопросы начинаются словами: где, когда, как, зачем.
Метод символического видения. Определяется связь между явлением и его символом. А.Я.Савченко утверждала: «Обработка информации, которая подана с неполным словесным подкреплением, с недостаточными данными в виде схем, символов, знаков, вызывает у многих детей растерянность». Поэтому запись правил с помощью схем и символов мы проводим в специальных ученических справочниках.
Метод сравнения позволяет анализировать, структурировать материал, определять общие черты и различия.
Метод конструирования понятий, правил и гипотез знакомит с технологией исследовательской деятельности.
Метод прогнозирования при работе с художественным текстом. На это направлен целый ряд заданий:
вставить пропущенные слова или предложения,
придумать ответы на скрытые в тексте вопросы,
предложить свою концовку истории и тому подобное.
Неожиданные концовки или ответы рожают у детей улыбку. С помощью таких заданий у детей формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора.
Свободный выбор задания. Предлагаем домашнее задание по литературе на выбор: кто-то изучает отрывок наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то придумывает загадку и тому подобное.
Без использования активных методов обучения невозможно развитие критического мышления на уроках чтения и письма. Для примера рассмотрим урок чтения в 2 классе с элементами критического мышления, когда сочетаются коллективная, парная и индивидуальная работы, предлагаются задания на выбор.
Тема: В. Драгунский «Друг детства»
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Друг детства», используя приём «Чтение с остановками» и вопросы различного типа.
Развивающая: стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, анализируя эмоциональное состояние героев, развивать умение ориентироваться в тексте, вызвать интерес к прочитанному.
Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать чувство милосердия и сочувствия к близким.
Оборудование: Презентация, раздаточный текстовый материал, детская фотография, аудиозапись рассказа «Друг детства», таблицы, мягкая игрушка, выставка книг и медиазаписей произведений В. Драгунского.
Ход урока
СТАДИЯ ВЫЗОВА
1.Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, урок доброты, милосердия, взаимопонимания. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2. Сообщение темы и цели
Мы будем учиться красиво и правильно говорить, радоваться и грустить вместе с героями нового рассказа. Автор его нам уже знаком.
(Слайд №1 – фотография В. Драгунского с сыном)
3. Беседа о творчестве В. Драгунского
Кто это?
С какими рассказами этого писателя мы уже знакомились?
Кто стал главным героем всех рассказов В. Драгунского?
Рассказы его грустные или весёлые?
(Слайд №2 – книги В. Драгунского)
Приём «Предвидение»
Название нового рассказа – «Друг детства». Этот рассказ меня очень тронул. После его прочтения мне захотелось взглянуть на старую фотографию моего детства. В конце урока я вам её покажу.
Кто сможет предположить, о чём пойдёт речь в этом рассказе?
(Учитель записывает предположения на доску, составляя «дерево предсказаний»)
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Работа над 1 частью рассказа
Послушайте первую часть рассказа и подумайте, какие свои качества, черты характера проявляет Дениска в этой части.
(Дети слушают аудиозапись 1 части. Слайд 3)
а) «Работа в группах»
Выпишите за 1 минуту на листок те качества Дениски, которые вы заметили в 1 части. И мы определим, какая группа была при чтении наиболее внимательна.
(Дети записывают, зачитывают, учитель вносит сказанное в таблицу на доске. Слайд 4)
б) заполнение сводной таблицы на доске
Качества, присущие Дениске |
Качества, которые мы ценим в людях |
1 2 3 и т.д. |
Работа над 2 частью рассказа
а) Приём «Предвидение»
Кто сможет предположить, о чём пойдёт речь дальше?
(Слушание аудиозаписи 2 части. Слайд 5)
Кто был наиболее точным в своём предвидении?
б) Беседа по прочитанному
Совпало ли ваше мнение с тем, что мы услышали?
Какая мечта была у Дениса?
Кто помешал её осуществить и почему?
Как отреагировал мальчик?
Кто поспешил на помощь Дениске?
Какой выход из ситуации предложила мама?
Почему мама это сделала? Какие качества она проявила?
(Слайд 6) Учитель вывешивает на доску слова:
МИЛОСЕРДИЕ
СОСТРАДАНИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
СОЧУВСТВИЕ
(Чтение трактовки слов из словаря Ожегова)
Работа над 3 частью рассказа
а) Послушайте заключительную часть рассказа и подумайте, присущи ли детям подобные качества.
(Слушание аудиозаписи заключительной части рассказа. Слайд 7)
б) Беседа по прочитанному
Совпало ли «дерево предсказаний» с прочитанным сюжетом?
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Беседа по содержанию
В какой части рассказа находится кульминация? Почему?
(выслушиваются все варианты ответов)
Обиделся ли мишка, что его друг хотел на нём отработать удары? Прочитайте.
Кто в нашей жизни прощает нам даже самые плохие поступки?
Можно ли сказать, что в этом рассказе Дениска проявил больше милосердия, чем мама?
Если я вас правильно понимаю, мама поступила плохо? Докажите свою точку зрения.
Используется приём «Свободный микрофон»
Связь с жизненным опытом
а) Рассказ учителя
У каждого из нас есть подобный игрушечный друг детства. Вот на моей детской фотографии такой же мишка. А вот игрушка нашего Дениски. Она нам многое могла бы рассказать о своём друге, если бы вдруг ожила.
б) Задание творческого характера
Придумать дома сказку от имени своего друга детства.
Работа над выразительным чтением
а) Чтение с пометками. Работа в группах
Данный рассказ В. Драгунского весёлый или грустный?
Прочитайте 1 часть рассказа с карандашом в руке. Отметьте те слова и выражения, которые на ваш взгляд смешны и необычны.
Ужасная путаница в голове
До смерти хотелось
Толстый голос
Приспичило
Молотили, колотили
Лупить что есть мочи
Использует ли автор образные выражения в других частях? Почему?
Выборочное чтение
Найдите отрывок, в котором Денис вспоминает, как ухаживал и играл с мишкой раньше. Посчитайте, сколько предложений в этом отрывке.
Почему это одно предложение такое длинное и в конце него троеточие?
Чтение «по ролям»
Найдите отрывок, который соответствует данному фрагменту фильма.
Нам необходимо озвучить эти кадры.
(просмотр фрагмента беседы с отцом без звука. Слайд 8)
Итоговая беседа
Какие новые качества вы открыли в Дениске в этом рассказе
(Внесение новых слов в таблицу качеств)
Оказалось, что многие качества, которые мы ценили в людях, присущи и нашему главному герою.
Работа над пословицами (слайд 9)
Какая из данных пословиц может служить итогом нашего с вами урока?
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Друга ищи, а найдёшь – береги.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.
4. Выставка книг, компьютерных дисков
5. Домашнее задание:
Читать рассказ на стр.63-65 учебника
Придумать историю от имени своего друга детства
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.
ЛИТЕРАТУРА
Брушменский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
Гузик Н. П. Учить учиться. - М., 1991.
Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960
Савченко О. Я. Виховний потенціал освіти. – К., 2009
Ватолина Светлана Анатольевна
Ефремова Н.В.