Статья «Использование современных образовательных технологий для развития критического мышления в начальной школе»

5
2
Материал опубликован 25 November 2018 в группе

 Ефремова Н.В. Использование современных образовательных технологий для развития критического мышления в начальной школе.

В связи с перенасыщением жизненного пространства информацией уже у младших школьников необходимо формировать критическое мышление, которое является предпосылкой овладения умениями осуществлять выбор, оценивать значение тех или иных фактов, явлений для себя лично и для развития общества.

О. Я. Савченко

С переходом на новые образовательные стандарты начального общего образования появилось немало положительных моментов: приоритетными стали личностно-ориентированные подходы к обучению младших школьников; наметились тенденции для творческого поиска педагогов и обучающихся, их совместным проектам, создаются авторские программы; предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.

Передовой педагогический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением новых образовательных задач является создание таких педагогических и психологических условий в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию, выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я». Все сказанное выше приводит к понятию «активное обучение».

Маленький ребёнок вступает в наш сложный мир со своими взглядами, умениями, ценностями. К сожалению, не всегда его качества личности или навыки мышления соответствуют требованиям современности. Главное, поддержать ребёнка, правильно оценить его возможности, вовлечь в сотрудничество, научить анализировать, решать проблемы, давать оценку своим действиям, дать толчок к самосовершенствованию. Вот тогда мир заиграет разными красками. Именно педагог обязан открыть для ребёнка этот мир, правильно организовать работу, поставить цели, помочь достичь результатов. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

М. Новик выделяет следующие особенности активного обучения:

принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

достаточно длительное время вовлечения учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся;

постоянное взаимодействие учащихся и учителя с помощью прямых и обратных связей.

Данные характеристики активных методов обучения находят отражение в групповой и парной работе, использование проблемных ситуаций, новые подходы к целеполаганию, использование деловых игр, диспутов, презентаций совместных проектов, драматизация и многие другие.

Считаем, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая их этого, мы делаем детей неуверенными в своих способностях, зависимыми от учителя, не способными выразить собственное суждение. Поэтому следует уделять большое значение работе в группах и парах. «Подумай с соседом, вы можете найти правильное решение вместе». Кстати, очень важно, чтобы состав групп был динамичный, все время менялся, что позитивно влияет на взаимоотношения и микроклимат. Групповая работа может быть построена по принципам парного обучения, взаимного консультирования, работы над проблемным вопросом, распределения ролей и тому подобное.

Рациональный выбор методов и их применения обусловлен конкретной целью. Использование интерактивных технологий обучения в значительной степени способствует развитию мышления. Для этого используются ряд эйдетических методов.

Метод вхождения в образ. Вживаясь в различные образы «Я – игрушка», «Я –разделительный мягкий знак», попытаться ответить на вопрос, что я хочу сказать людям.

Так в изучении математики большую помощь оказывают «гости десятка», «домики-десятки и жители-единицы». Мир однообразных чисел оживает перед ребёнком, раскрывается смысл числа и счета ещё до полного его осознания.

На уроках языка присутствуют образы-фигурки частей речи и частей слова, изготовленные детьми разными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к обучению.

Метод смыслового видения. «В чем причина поступков? Докажи свое мнение».

Метод эвристических вопросов. Этот метод позволяет определить суть отдельных аспектов учебной проблемы. Чаще всего вопросы начинаются словами: где, когда, как, зачем.

Метод символического видения. Определяется связь между явлением и его символом. А.Я.Савченко утверждала: «Обработка информации, которая подана с неполным словесным подкреплением, с недостаточными данными в виде схем, символов, знаков, вызывает у многих детей растерянность». Поэтому запись правил с помощью схем и символов мы проводим в специальных ученических справочниках.

Метод сравнения позволяет анализировать, структурировать материал, определять общие черты и различия.

Метод конструирования понятий, правил и гипотез знакомит с технологией исследовательской деятельности.

Метод прогнозирования при работе с художественным текстом. На это направлен целый ряд заданий:

вставить пропущенные слова или предложения,

придумать ответы на скрытые в тексте вопросы,

предложить свою концовку истории и тому подобное.

Неожиданные концовки или ответы рожают у детей улыбку. С помощью таких заданий у детей формируется гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора.

Свободный выбор задания. Предлагаем домашнее задание по литературе на выбор: кто-то изучает отрывок наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то придумывает загадку и тому подобное.

Без использования активных методов обучения невозможно развитие критического мышления на уроках чтения и письма. Для примера рассмотрим урок чтения в 2 классе с элементами критического мышления, когда сочетаются коллективная, парная и индивидуальная работы, предлагаются задания на выбор.

Тема: В. Драгунский «Друг детства»

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с рассказом В. Драгунского «Друг детства», используя приём «Чтение с остановками» и вопросы различного типа.

Развивающая: стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, анализируя эмоциональное состояние героев, развивать умение ориентироваться в тексте, вызвать интерес к прочитанному.

Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать чувство милосердия и сочувствия к близким.

Оборудование: Презентация, раздаточный текстовый материал, детская фотография, аудиозапись рассказа «Друг детства», таблицы, мягкая игрушка, выставка книг и медиазаписей произведений В. Драгунского.

Ход урока

СТАДИЯ ВЫЗОВА

1.Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок, урок доброты, милосердия, взаимопонимания. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

2. Сообщение темы и цели

Мы будем учиться красиво и правильно говорить, радоваться и грустить вместе с героями нового рассказа. Автор его нам уже знаком.

(Слайд №1 – фотография В. Драгунского с сыном)

3. Беседа о творчестве В. Драгунского

Кто это?

С какими рассказами этого писателя мы уже знакомились?

Кто стал главным героем всех рассказов В. Драгунского?

Рассказы его грустные или весёлые?

(Слайд №2 – книги В. Драгунского)

Приём «Предвидение»

Название нового рассказа – «Друг детства». Этот рассказ меня очень тронул. После его прочтения мне захотелось взглянуть на старую фотографию моего детства. В конце урока я вам её покажу.

Кто сможет предположить, о чём пойдёт речь в этом рассказе?

(Учитель записывает предположения на доску, составляя «дерево предсказаний»)

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа над 1 частью рассказа

Послушайте первую часть рассказа и подумайте, какие свои качества, черты характера проявляет Дениска в этой части.

(Дети слушают аудиозапись 1 части. Слайд 3)

а) «Работа в группах»

Выпишите за 1 минуту на листок те качества Дениски, которые вы заметили в 1 части. И мы определим, какая группа была при чтении наиболее внимательна.

(Дети записывают, зачитывают, учитель вносит сказанное в таблицу на доске. Слайд 4)

б) заполнение сводной таблицы на доске

Качества, присущие

Дениске

Качества, которые мы ценим в людях

1

2

3 и т.д.

 

Работа над 2 частью рассказа

а) Приём «Предвидение»

Кто сможет предположить, о чём пойдёт речь дальше?

(Слушание аудиозаписи 2 части. Слайд 5)

Кто был наиболее точным в своём предвидении?

б) Беседа по прочитанному

Совпало ли ваше мнение с тем, что мы услышали?

Какая мечта была у Дениса?

Кто помешал её осуществить и почему?

Как отреагировал мальчик?

Кто поспешил на помощь Дениске?

Какой выход из ситуации предложила мама?

Почему мама это сделала? Какие качества она проявила?

(Слайд 6) Учитель вывешивает на доску слова:

 

МИЛОСЕРДИЕ

СОСТРАДАНИЕ
СОПЕРЕЖИВАНИЕ

СОЧУВСТВИЕ

 

(Чтение трактовки слов из словаря Ожегова)

Работа над 3 частью рассказа

а) Послушайте заключительную часть рассказа и подумайте, присущи ли детям подобные качества.

(Слушание аудиозаписи заключительной части рассказа. Слайд 7)

б) Беседа по прочитанному

Совпало ли «дерево предсказаний» с прочитанным сюжетом?

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Беседа по содержанию

В какой части рассказа находится кульминация? Почему?

(выслушиваются все варианты ответов)

Обиделся ли мишка, что его друг хотел на нём отработать удары? Прочитайте.

Кто в нашей жизни прощает нам даже самые плохие поступки?

Можно ли сказать, что в этом рассказе Дениска проявил больше милосердия, чем мама?

Если я вас правильно понимаю, мама поступила плохо? Докажите свою точку зрения.

Используется приём «Свободный микрофон»

Связь с жизненным опытом

а) Рассказ учителя

У каждого из нас есть подобный игрушечный друг детства. Вот на моей детской фотографии такой же мишка. А вот игрушка нашего Дениски. Она нам многое могла бы рассказать о своём друге, если бы вдруг ожила.

б) Задание творческого характера

Придумать дома сказку от имени своего друга детства.

Работа над выразительным чтением

а) Чтение с пометками. Работа в группах

Данный рассказ В. Драгунского весёлый или грустный?

Прочитайте 1 часть рассказа с карандашом в руке. Отметьте те слова и выражения, которые на ваш взгляд смешны и необычны.

Ужасная путаница в голове

До смерти хотелось

Толстый голос

Приспичило

Молотили, колотили

Лупить что есть мочи

Использует ли автор образные выражения в других частях? Почему?

Выборочное чтение

Найдите отрывок, в котором Денис вспоминает, как ухаживал и играл с мишкой раньше. Посчитайте, сколько предложений в этом отрывке.

Почему это одно предложение такое длинное и в конце него троеточие?

Чтение «по ролям»

Найдите отрывок, который соответствует данному фрагменту фильма.

Нам необходимо озвучить эти кадры.

(просмотр фрагмента беседы с отцом без звука. Слайд 8)

Итоговая беседа

Какие новые качества вы открыли в Дениске в этом рассказе

(Внесение новых слов в таблицу качеств)

Оказалось, что многие качества, которые мы ценили в людях, присущи и нашему главному герою.

Работа над пословицами (слайд 9)

Какая из данных пословиц может служить итогом нашего с вами урока?

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

На чужом несчастье своего счастья не построишь.

4. Выставка книг, компьютерных дисков

5. Домашнее задание:

Читать рассказ на стр.63-65 учебника

Придумать историю от имени своего друга детства

Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.

ЛИТЕРАТУРА

Брушменский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.

Гузик Н. П. Учить учиться. - М., 1991.

Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960

Савченко О. Я. Виховний потенціал освіти. – К., 2009

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с Победой в конкурсе!!!

22 February 2019

Ура!!! Спасибо!!!

22 February 2019

Похожие публикации