12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихомирова Анна Юрьевна607
Учитель высшей категории
Россия, Московская обл., Деденево

Социальные отношения

А1.

Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен  выполнять человек в социальной группе»?

  

 1) 

социализация

  

 2) 

социальная норма

  

 3) 

социальная мобильность

  

 4) 

социальная роль

А2.

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А3

Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

  

 1) 

репродуктивную

  

 2) 

социального контроля

  

 3) 

социально-статусную

  

 4) 

хозяйственно-экономическую

А4

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А5

В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

Ответы учащихся

Учащиеся
5 класса

Учащиеся
9 класса

«Мне нравится читать»

73 

54 

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

17 

22 

«Не люблю читать, скучное занятие»

14 

«Чтение сейчас никому не нужно»

10 

 

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

  

 1) 

Процент тех, кто не любит читать, потому что это «скучное занятие», выше среди учащихся 5 класса, чем среди учащихся 9 класса.

  

 2) 

Учащиеся 5 класса получают от чтения большее удовольствие, чем учащиеся 9 класса.

  

 3) 

Интерес к чтению прививают в основном средства массовой информации.

  

 4) 

Вывод о том, что чтение сейчас никому не нужно, делают преимущественно слабоуспевающие ученики

А6

Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является

А. стремление к сохранению национального своеобразия.

Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А7

Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена – воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа?

  

 1) 

К. – гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники.

  

 2) 

К. – владелец фирмы по продаже цветов.

  

 3) 

Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа.

  

 4) 

Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

А8

Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение.

  

 1) 

И мужчины, и женщины считают главной причиной снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей.

  

 2) 

Меньшая доля мужчин, по сравнению с женщинами, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи отсутствие у родителей необходимых знаний.

  

 3) 

Одинаковая доля опрошенных мужчин и женщин рассматривают вмешательство родственников в воспитание детей как причину снижения воспитательного потенциала семьи.

  

 4) 

Женщины в большей степени, чем мужчины, связывают снижение воспитательного потенциала семьи с плохими отношениями между родителями.

А9

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А.

Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б.

Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А10

Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью?

  

 1) 

беспрекословное подчинение младших старшим

  

 2) 

ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства

  

 3) 

добровольное распределение обязанностей между членами семьи

  

 4) 

совместное проживание нескольких поколений родственников

А11

Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А12

Семью как социальную группу отличает от других социальных групп

  

 1) 

общественная активность женщины

  

 2) 

осуществление социального контроля

  

 3) 

социализация подрастающего поколения

  

 4) 

выполнение репродуктивной функции

А13

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.

Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А14

Ивану 15 лет, он девятиклассник. Он помогает родителям по хозяйству, в его обязанности входит гулять с младшим братом во дворе. В этом проявляется(-ются)

  

 1) 

социальная роль личности

  

 2) 

личный авторитет

  

 3) 

индивидуально-психологические особенности

  

 4) 

этническая принадлежность человека

А15

В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Позволяет ли Вам Ваш семейный бюджет при необходимости воспользоваться платными медицинскими услугами?».

Полученные результаты представлены в таблице.

Варианты ответа

% от числа опрошенных

2002 г.

2012 г.

Да / скорее да

25

23

Нет / скорее нет

73

75

Затрудняюсь ответить

2

2

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме?

  

 1) 

В стране Z серьёзное внимание уделяется развитию социальной сферы.

  

 2) 

Большинство опрошенных предпочитает обращаться в медицинские учреждения.

  

 3) 

В стране Z хорошо развита сеть медицинских учреждений.

  

 4) 

Большинство опрошенных можно отнести к малообеспеченным слоям населения.

А16

Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?

А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах.

Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А17

Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, – это социальные

  

 1) 

санкции

  

 2) 

правила

  

 3) 

ценности

  

 4) 

традиции

А18

В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).  

Варианты ответа

Насколько необходимо заключение брака?

Юноши

Девушки

Очень важно

71,9

66,4

Не очень важно

25,8

29,4

Неважно

3,2

4,2

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

  

 1) 

Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.

  

 2) 

Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.

  

 3) 

Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.

  

 4) 

Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.

А19

Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

А. Социальное неравенство существует во всех странах с рыночной экономической системой.

Б. Социальное неравенство может стимулировать социальную мобильность личности.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

А20

Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?

  

 1) 

социально-классовый

  

 2) 

этнический

  

 3) 

демографический

  

 4) 

территориальный

А21

Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.

Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?

  

 1) 

Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.

  

 2) 

Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y.

  

 3) 

Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы.

  

 4) 

Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.

А22

Верны ли следующие суждения о семье?

А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер.

Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны


 


 


 


 

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вид социального отношения

Содержание

Социальное взаимодействие

Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга

Социальный

Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

В2Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

В4.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

  

Список терминов:

1) 

ответственность

2) 

общество

3) 

контроль

4) 

добровольность

5) 

производство

6) 

механизм

7) 

инициатива

8) 

самоконтроль

9) 

нормативный акт

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

В5.

Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПРИМЕРЫ

 

ТИПЫ САНКЦИЙ

А) 

понижение в должности

Б) 

государственная награда

В) 

аплодисменты

Г) 

отказ пожать руку

Д) 

вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е) 

комплимент

   

1) 

формальные санкции

2) 

неформальные санкции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В6

Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

  

 2) 

Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

  

 3) 

В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

  

 4) 

Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

  

 5) 

Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

  

 6) 

Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.


 


 

С1. Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

С2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

С3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

С4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

С5. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

С6. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

С7. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

С8. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.

С9.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С10. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

С11.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

 

11


 

Опубликовано в группе «Материалы к подготовки ЕГЭ по обществознанию. Тесты»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.