Социальные отношения
А1.
Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»? |
||||||||||||
|
А2.
Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм. |
||||||||||||
|
А3
Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета? |
||||||||||||
|
А4
Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является А. стремление к сохранению национального своеобразия. Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни. |
||||||||||||
|
А5
В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы? |
|||||||||||||||
|
А6
Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является А. стремление к сохранению национального своеобразия. Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни. |
||||||||||||
|
А7
Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена – воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа? |
||||||||||||
|
А8
Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение. |
||||||||||||
|
А9
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
|
||||||||||||
|
А10
Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью? |
||||||||||||
|
А11
Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей. Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации. |
||||||||||||
|
А12
Семью как социальную группу отличает от других социальных групп |
||||||||||||
|
А13
Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности. Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса. |
||||||||||||
|
А14
Ивану 15 лет, он девятиклассник. Он помогает родителям по хозяйству, в его обязанности входит гулять с младшим братом во дворе. В этом проявляется(-ются) |
||||||||||||
|
А15
В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Позволяет ли Вам Ваш семейный бюджет при необходимости воспользоваться платными медицинскими услугами?». Полученные результаты представлены в таблице.
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме? |
||||||||||||||
|
А16
Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем? А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах. Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.
|
||||||||||||
|
А17
Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, – это социальные |
||||||||||||
|
А18
В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы? |
||||||||||||||
|
А19
Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве? А. Социальное неравенство существует во всех странах с рыночной экономической системой. Б. Социальное неравенство может стимулировать социальную мобильность личности. |
||||||||||||
|
А20
Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? |
||||||||||||
|
А21
Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.
Какой вывод можно сделать на основе гистограммы? |
||||||||||||
|
А22
Верны ли следующие суждения о семье? А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер. Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства. |
||||||||||||
|
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Вид социального отношения |
Содержание |
Социальное взаимодействие |
Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга |
Социальный … |
Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов |
В2Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.
В4.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
|
|
|
|
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
В5.
Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В6
Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны. |
||||||||||||||||||
|
С1. Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. <…> Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали. <…>
Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.
В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». <…> Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
(Н.И. Матузов)
Приведите любые две функции социальных норм, названные автором. |
С2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.
С3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.
С4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.
С5. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
С6. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
С7. С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.
С8. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
С9.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
С10. Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.
С11.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.
11