ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
XXI век человечество встретило в условиях глобальной экологической опасности. Природные системы жизнеобеспечения человечества теряют свои первоначальные свойства, поэтому географические знания необходимы всем жителям Земли, независимо от национальности, возраста, религиозной принадлежности. Знание географии поможет более разумно, и более грамотно управлять процессами, происходящими в окружающей среде, для устойчивого развития регионов и всей планеты в целом. Большинство проблем и окружающей среды требует немедленного решения.
Экологическое образование было выдвинуто ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств оптимизации взаимодействия человека и природы.
В условиях современного прогресса, когда происходит разностороннее воздействие человека и общества на природу, большую актуальность приобретает экологическое образование подрастающего поколения.
Под экологическим образованием понимается непрерывный, систематический процесс образования, воспитания и развития личности ребенка, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих развитие экологической культуры.
Главным объектом экологического образования должны быть дети: именно им принимать решения в будущем. Экологизация географического образования имеет важное значение для повышения уровня экологической культуры обучающихся. Таким образом, всё сказанное выше говорит о необходимости экологизации географии, которая осуществляет идею непрерывного и комплексного экологического образования.
Школьная география по сравнению с другими дисциплинами отличается большой экологизацией. Изучение географии в школе способствует раскрытию единства и разнообразия природы, связей и взаимосвязей между компонентами природы, развития и изменения её, тем самым закладывает естественнонаучную основу для понимания учащимися необходимости охраны и ответственного отношения к родной природе.
Учителем географии должны быть усвоены такие понятия, как «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологический подход», «экологическое сознание».
Первые сведения о взаимодействии природы и человека обучающиеся получают в младших классах при изучении курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание». Эти курсы формируют у обучающихся представления о существующих в природе взаимосвязях и на их основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Затем — на уроках географии 5-10 классов, где знакомятся с накоплением и систематизацией экологических знаний, решают экономические проблемы разных уровней, а полученные знания применяют на практике.
Обучение и воспитание основам экологии в курс географии можно разбить на 3 этапа:
I - курс начальной географии, 5-6 класс, формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы. Формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности, ознакомить с основными понятиями, формами и другими основными видами деятельности.
II – география природы, 7-8 классы, формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения грамотно использовать приобретенные знания и умения в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
III - природопользование и геоэкология – 9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций, видеоотчетов и др. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование ситуации и последствий вмешательства человека в природную среду, в экосистему.
По форме проведения уроки экологической направленности применяю самые разнообразные: уроки заочного путешествия, семинары, круглые столы, ролевые и деловые тематические игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты, исследовательские работы. При изучении курса уделяю большое внимание экологически проблемам своего города, области.
На завершающем этапе проводится урок-защита проектов в виде презентаций, статей в газету, сочинений, рисунков, видеороликов на экологическую тематику.
Пример проекта. Тема: «На пути к совершенству».
Целью работы является: определить причины загрязнения нашего города Нововоронежа и пути решения выхода из этой экологической проблемы.
Задача: определить экологическую обстановку в нашем городе и найти пути решения экологической проблемы г. Нововоронежа.
В ходе работы над проектом, причинами такого мнения, как показал социологический опрос, является, прежде всего:
1) плохая воспитанность жителей нашего города;
2) некоторых не устраивает работа работников ЖКХ, а ЖКХ не устраивает низкая оплата труда;
3) часть опрошенных считают, что существует мало путей утилизации отходов.
Наметили пути решения экологической проблемы города. Для того чтобы наш город был чище и красивее, прежде всего нужно поднять экологическую культуру человека, его экологическое образование и воспитание. Внедрить новые технологии по переработки отходов бытового мусора. Повсеместно установить урны, контейнеры для мусора. Еще больше озеленить город новыми насаждениями кустарников и клумбами цветов.
Учащиеся ознакомили с проектом и предложили местным властям города, путь по улучшению развития инфраструктуры нашего города.
На уроках географии я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы обучение стало для обучающихся интересным, значимым. На мой взгляд, только при этом условии удастся изменить систему моральных ценностей молодежи, перевести ее с эгоистической позиции на путь совершенствования экологического сознания, и нравственного, культурного развития личности.
Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию и воспитанию школьников, имея для этого огромные возможности и средства. В системе обучения экологическое образование должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека экологически грамотным. Еще, не менее актуальным в учебно-воспитательном процессе, проблема формирования у обучающихся не только экологических знаний, умений, но и формирование экологического мышления и культуры поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быховский А.В. Экологическое образование: Проблемы и процессы современного развития. — М., 1996. — 129 с.
2. Зуева Н. К. Экологическое образование в курсе географии средней школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 179-182.
3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. — М.: Просвещение,1990.
4. Экологическое образование в школе: концепция. — М.: Моск. центр межнац. и сравнит. образования, 1994. — 32 с.
Ильина Оксана Геннадьевна
Ковалева Галина Валентиновна