Экологический квест «Спасём матушку природу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Росинка»
для детей подготовительной группы
Подготовила:
Филимонова О.С., учитель-логопед
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о растениях и животных;
закрепить знания и навыки поведения в природе;
обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды; Развивающие:
развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе; Воспитательные:
воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.
Оборудование: заштрихованные буквы; цветные буквы слова ПРИРОДА; иллюстрации с изображением растений с недостающими элементами; картинки-пазлы с изображением цветов; иллюстрации к сказкам; иллюстрации «Правила поведения в природе», наградные медали.
Ход игры:
На доске слово «ПРИРОДА» с заштрихованными буквами.
Педагог:
Ребята, случилась беда-злой волшебник «УРАГАН» заколдовал слово «ПРИРОДА». И теперь, мы с вами должны спасти природу. А для этого мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы. Вам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с которыми, вы получите буквы.
Собрав буквы, вы вернёте их в наше заколдованное слово и расколдуете «ПРИРОДУ».
-В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
-Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!
-Итак, вы готовы?
Дети получают карту с указанием станций, которые им встретятся на пути, и выдвигаются в путь.
Целью путешествия станет поиск правильных ответов, за которые дети получат по одной букве.
РазминкаПедагог: Итак, прежде чем начать наше путешествие в мир природы, надо отгадать экологические загадки. Вопросы экологических загадок:
Зачем зайцу большие уши? а) чтобы лучше слышать; +
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ). +
Почему дрожит мышка? а) боится кошки;
б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании выделения тепла резко ускоряются); +
Зачем белке хвост?
а) для регулировки полёта; + б) для красоты;
в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).
Педагог: - Все молодцы, проявили смекалку и сообразительность. А теперь нас ждет интересное путешествие и поиск пропавших букв.
-На карте цифрой 1 обозначена первая станция, которая называется «Лесная поляна». Как вы думаете, где будет расположена эта станция?
Станция «Лесная поляна»Педагог: - Вам надо отгадать, какие растения растут на лесной поляне. На стенде есть картинки с изображением растений. Несколько иллюстраций растений изображены с недостающими элементами, некоторые «рассыпались». Вы должны дорисовать
недостающие элементы-цветы, листья, ствол и т.д., собрать картинки и назвать растения. Чем они полезны?
Вы справились с этим заданием, и поэтому, получаете первую букву-букву «П».
Дальше нас ждёт следующая станция…
Ребята, вам надо выполнить несколько заданий, в которых говорится о птицах. (детям предлагается выполнить 3 задания):
Узнай по тени.
Цель: Развивать зрительное внимание, воображение детей. Соотнесите тень с образом птицы путём приложения.
Угадай, кто это?
Цель: С помощью загадок, развить сообразительность, внимание.
Нужно прочитать загадку и попробовать отгадать. По клику на треугольник (слева, внизу, справа и вверху) появляется отгадка.
Назови зимующих и перелётных птиц в таблицу. Определи голоса птиц.
Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием. И получаете вторую букву- букву «Р».
А на нашем пути –небольшой затопленный участок. Нам надо перебраться через него. С помощью чего можно это сделать, ребята?
- Перебираться из затопленного места на сухой участок мы будем с помощью дощечек (газет), перекладывая их перед собой. Идут все по очереди.
За это задание вы получаете букву «И» и продолжаем двигаться по нашему маршруту.
На пути у нас станция…
Вам, дети, надо отгадать загадки и узнать, правильный ли ответ?
Детям предлагается ряд загадок, которые они должны отгадать и открыть картинку, чтобы узнать, правильно ли они отгадали загадку.
В лесу на одной ножке Выросла лепёшка (Гриб).
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках (Мухомор).
Что не сеяно родится? (Трава).
Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
Маленький мужичок- Костяная шубка (Орех).
Губа белена,
А маковка зелена (Берёза).
На горе шумит,
А под горой молчит (Лес).
Не птичка, а с крыльями (Бабочка).
Сидит бык, у него шесть ног – и все без копыт (Жук).
Серовата, зубовата – Днём спит, а ночью летает И прохожих пугает (Сова).
По полю рыщет, Телят, ягнят ищет (Волк).
Косой бес
Поскакал в лес (Заяц).
Ползун ползёт, иглы везёт (Ёж).
Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь).
Ребята, вы получаете за отгаданные загадки букву «Р»
-А теперь давайте немного поиграем. И я предлагаю поиграть в игру «Крокодил» (на тему «Лесные жители»)
Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, поочередно загадывают друг другу без слов показать лесного жителя. Один игрок команды показывают, другие
угадывают. На демонстрацию отводится 30 секунд. Если группа угадывает. Необходимо проконтролировать, чтобы все группы загадывали и отгадывали одинаковое количество слов.
После небольшого отдыха предлагаю продолжить наш путь и отправиться на станцию…
"Сказочная"«Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил» / «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/
«Назовите сказку, в которой описывается уничтожение редкого растения по желанию девушки». / «Аленький цветочек» /
«Назовите сказку об овоще – гиганте» / «Репка» /
«Назовите сказку, в которой описывается сбор первых цветов для королевы» / «Двенадцать месяцев» /
«Назовите сказку, в которой описывается редкий /волшебный/ вид птиц с ярким оперением» / «Конек - горбунок» /
«Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью, не присущей ей на самом деле» / «По щучьему велению» / (Приложение 1)
(Как вариант, можно каждой команде по очереди кидать кубик, какой цвет выпадает, такого цвета и конверт с вопросом)
И с этим заданием вы справились отлично. Вы большие знатоки сказок. За выполнение этого задания вы получаете букву «О»
Продолжаем путь к следующей станции. Она называется…
Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)
Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной рану)
Главный враг леса. (Пожар)
Почему опасен пожар в лесу? (Может загореться весь лес)
Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу? (Люди)
Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их)
Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
За выполнение этого нелёгкого задания вам вручается буква «Д».
И наконец, осталось посетить последнюю станцию, которая называется…
- Ребята, перед вами картинки. На картинках изображены дети, которые находятся на природе. Посмотрите и скажите, что неправильно они делают, находясь на природе: в лесу, на реке, на лугу? (ответы детей по каждой иллюстрации)
- Вы молоды, ребята. Вы получаете последнюю букву- «А».
-Теперь мы сможем поставить все буквы на свои места. Посмотрите, слово
«ПРИРОДА» опять ожило.
Природа будет нас радовать ещё долгие годы, а мы будем её охранять и беречь! За то, что вы спасли природу, я награждаю вас медалями юный эколог!