12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куркина Елена Евгеньевна2152
Россия, Ярославская обл., Ярославль
2

Статья «Экологический мир» глазами психологов»

                                                    «Конечная цель разумного воспитания детей заключается

в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей

окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное

стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное

образование твердой и свободной воли».
Н.И. Пирогов

 

            Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушение личности человека. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. В связи с этим тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна. Развивать в детях духовность, любовь к окружающему, доброту помогает приобщение к природе.

1. Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей с точки зрения психологов?

В настоящее время у детей искажены представления о добре, отношении к природе, помощи, поддержке. Изменить такое положение позволяет взаимодействие ребенка с окружающей природой. С точки зрения психологов, природа влияет на духовно-нравственное развитие детей через конкретные природные объекты луг, лес, дерево около дома, любимая собака, цветок на подоконнике... Т.е. через тот мир, который ребенок может видеть, слышать, осязать, обонять, с которым он реально сталкивается (от мельчайших насекомых до самых высоких гор). Взаимодействие с такими «реальными» природными объектами и способствует духовно-нравственному и интеллектуальному развитию дошкольников.

Например, процесс общения с любимой собакой качественно отличается от взаимодействия, с игрушкой, пусть даже и очень любимым. В ходе общения с собакой у ребенка формируется чувство ответственности, обогащаются знания об окружающем (чем питается собака, где живет и т.д.), он учится проявлять бережное, заботливое отношение к животному миру в целом. Конечно, при общении с игрушкой мы такого результата не добьемся. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.

2. Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой?

Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду.

Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, появляется больше автомобилей и стоянок для них, детей окружают здания,  искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Но искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.

Дети гораздо меньше общаются и с животными. Знакомство с ними происходит в основном, благодаря книгам, рисункам. Показательны такие примеры. Девочка 4 лет, увидев впервые курицу, спрашивает, почему у нее так мало ног. По ее мнению, их должно быть больше. Оказывается, в семье всегда покупали в магазине 4 куриных ноги, и у ребенка создалось впечатление, что у птицы должно быть именно столько ног. Еще пример: ребенок, увидев впервые курицу, удивляется, почему она такая маленькая, ведь на рисунках курица и корова были одинакового размера.

Сегодня знакомство с природой осуществляется и через телевизор, компьютер. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Достаточно вспомнить разнообразные электронные игрушки, которые воспитывают у детей равнодушное отношение к природе. Ведь электронного зверька можно забыть покормить, напоить, можно даже убить и заменить новым. Свои представления о виртуальных животных дети нередко переносят на реальный мир.

Многие современные дети вообще боятся общаться с природой, они чувствуют при этом себя некомфортно. Как тогда можно использовать окружающую среду, как средство воспитания духовности и нравственности в детях.

3. Как мир природы влияет на интеллектуальное развитие детей?

Взаимодействие с миром природы может способствовать интеллектуальному развитию ребенка. Например, возьмем животных:

Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия животных, познает их поведение, пищевые предпочтения.

Животные являются источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.

Животные – это источник развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи: кошка мяукает у миски - голодная.

Животные источник для различных видов деятельности  -  наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Мир природы влияет не только на интеллектуальное развитие детей, но и взрослых тоже. Показательна история одного преступника, приговоренного к пожизненному заключению. «Страуд находился в тюрьме Алькатрас. Птицы, которых видел заключенный из окна камеры, породили у него не только мечту о крыльях, но и желание досконально изучить их жизнь. Страуд занялся самообразованием, запросил у тюремной администрации книги по естествознанию, стал изучать строение птиц. В итоге он написал две книги о птицах, получившие высокие отзывы ведущих орнитологов мира. И сам Страуд стал известен далеко за пределами тюрьмы. О нем сняли фильм, многие видные общественные деятели обращались с просьбой об его освобождении. Но Страуд так и умер в тюремной камере».

4. Каким образом взаимодействие ребенка с природой отражается на его духовно – нравственном развитии?

Животные, растения, вода и т.д. – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка. В современном обществе этого как раз больше всего не хватает - положительных переживаний.

В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру, у него формируются основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры. Естественная красота побуждает детей к творчеству. Они отражают свои переживания с животным в рассказах собственного сочинения и в рисунках. Под руководством взрослых формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об особенностях жизни в природе и в домашних условиях.

Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Когда в семье сложились отчужденные отношения, иногда рекомендуют завести собаку. У членов семьи, которые не имели общей темы для разговоров, появляется возможность общаться друг с другом по поводу своего питомца. Постепенно от разговоров о собаке они переходят к разговорам о себе.

Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия ребенка с окружающим. Во взаимодействии с любимым животным  депривированный ребенок получает опыт общения, который порой другим путем он получить не может. Ребенок, обладающий каким-либо животным, реально повышает свой статус среди сверстников. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Но проблема заключается в том, что без готовности его «видеть» он так и остается потенциалом, не становясь осуществившейся возможностью. Поэтому взрослым необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития.

5. Какие причины вызывают отдаление современных детей от природы?

Психологи считают важным знать эти причины, т.к. именно они приводят к потере возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.

Можно выделить несколько основных причин отдаления ребенка от природы:

Технократический способ мышления современных людей. Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское отношение к природе, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее. Необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды. С дошкольного возраста необходимо формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в целом.

Семейное воспитание. Семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него нравственные ценности. Но многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения и что от них зависит уровень усвоения этих знаний. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности.

В прошлые времена большую роль в воспитании детей играли бабушки и дедушки. Многие из них считали важным приобщить внуков к уходу за огородными растениями. Дети вместе со взрослыми сажали овощи, ухаживали за ними, собирали урожай. Большинство современных родителей не включают такой труд в перечень своих ценностей. Это приводит к тому, что дети не приобщаются к природе.

Образовательная среда. Сложная ситуация наблюдается в образовательной среде. Она переживает кризис, в связи с чем встал вопрос о переходе системы образования к парадигме развивающего образования и больше идет уклон на формирование гармонично развитой личности. Сохранение здоровья ребенка требует создания такой «образовательной среды», которая соответствовала бы общеприродным закономерностям его физического, психического и духовного развития.

Информационная сфера. Наиболее актуальным становится вопрос об информационной безопасности, где наблюдается неконтролируемый информационный поток, который обрушивается на детей с экранов телевизоров, что негативно отражается на их нравственном развитии.

Нам следует обратить внимание именно на эти сферы, оказывающие негативное влияние на духовно-нравственное и интеллектуальное развитие детей.      

6. Как наше отношение, отношение взрослых, к окружающей среде отражается на духовно – нравственном развитии детей?

Ценности, понятия о добре и зле, что плохо, а что хорошо ребенку передают взрослые. Наше отношение к окружающему миру способствует формированию данных понятий у детей. Здесь я озвучу варианты восприятия взрослыми экологической обстановки, а вы ответьте, как такое восприятие повлияет на отношение детей к окружающему, на их нравственное развитие.

Сознание отрицания.

Его суть заключается в равнодушном отношении к природе. Человек живет по принципу – «меня это не касается». Например, человек в обыденной жизни сталкивается с мусором на улицах, высокой загазованностью, но не в состоянии лично это исправить, тогда он просто не замечает этих проблем.

Сознание гиперболизации.

Человек высоко оценивает экологические проблемы независимо от того имеют ли они прямое  или косвенное отношение к нему. Например, выброс нефти в море или извержение вулкана оцениваются, как угрожающие жизни события. При этом человек недооценивает свои возможности по управлению ситуацией. Это приводит к тому, что он отказывается от поиска активных решений, совершает однообразные действия  без надежды на успех. Тезис сознания гиперболизации – «Ах, это ужасно!».

Эгоистическое экологическое сознание.

Человек стремится удовлетворить свои потребности, а природа рассматривается как источник обеспечения потребности. Тезис эгоистического сознания – «После нас хоть потоп!». Все направлено на удовлетворение запросов, существующих в данный момент, вне зависимости от того, как это скажется в будущем. Также этот тип сознания может быть результатом привычки «следовать за толпой» – «все бросают мусор, и я тоже».

Адекватное экологическое сознание.

При адекватном сознании среда выступает как нечто, требующее заботы и охраны, в некоторых отношениях равное человеку. При адекватном экологическом сознании – не запрещается прогресс, а снижается возможный вред (ограничение потребления невозобновляемых ресурсов, создание природоохранных зон и пр.), человек активно ищет решения и способы изменения существующего положения. Адекватное экологическое сознание формируется в ходе воспитания, которое основано на достоверной информации.

Актуально ли использовать  экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте?

Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.

Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам» и т.п. Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.

Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.

Характерно рассогласование между отношением к природе у дошкольников и взрослых. Если первая реакция взрослого, увидевшего бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция дошкольника — поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь», т.е. изучит ее. Это вызвано  отсутствием у детей практических навыков взаимодействия с природой и взрослый должен научить ребенка этому. Ребенок может знать, как надо действовать «не рвать», «не сорить», «не ломать», но при этом нарушать эти правила. Т.к. действенность таких запретов относительна. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» — он просто не может не представить это яблоко.

Т.о. на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.

8. Какие условия необходимо создать в дошкольном учреждения для воспитания духовности, нравственности и развитии интеллекта у детей через экологическое воспитание?

Происходит отчуждение ребенка от природы. А общение с природой имеет познавательное, оздоровительное, релаксационное значение. Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина. Задача педагогов – создавать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка.

Дети не замечают растения и животных, которые находятся рядом с ними среди городских кварталов, в парках. Поэтому одна из задач детского сада – научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, наблюдения, опыты, игры в природе. В парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания.

Изменились игры детей. Стало меньше игр с природным материалом. В то же время в дошкольном образовании появилось новое направление - экологическое образование. Создается специальная развивающая среда (детские лаборатории, уголки природы, мини-музеи, изостудии). Но еще мало внимания уделяют самостоятельной деятельности ребенка, проявлению его инициативы. Родители и педагоги нередко ограничивают стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу. Запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать. Это приводит к угасанию у детей любознательности и познавательной деятельности и возможности использовать нам окружающую среду для формирования у детей нравственных ценностей. Задача детского сада – создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской.

9. Какие приемы работы с детьми может порекомендовать психолог воспитателям для познавательного развития и душевного благополучия ребенка?

Одним из эффективных приемов является включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Например релаксационное упражнение «Спящий котенок». Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы веселые озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали … начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2- 3 раза)». Можно сюда включить и другие факты из жизни кошек и проводить это упражнение при знакомстве детей с домашними животными.

ИТОГ

В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.