Экологический мониторинг школьника
Автор: Чибрикова Людмила Юрьевна
учитель биологии ГБОУСОШ№ 4
п.г.т.Безенчук, ул.Центральная 89
телефон 8 (846 76_ 2-41-39
сотовый 8 937 206 05 75
ГОСУДРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 п.г.т.БЕЗЕНЧУК
Экологический мониторинг школьника
( дополнительная образовательная программа предпрофильного обучения, рассчитана на учащихся 8-9-х классов)
Срок реализации программы 34 часа
Автор: Чибрикова Людмила Юрьевна
учитель биологии ГБОУСОШ№ 4
п.г.т.Безенчук, ул.Центральная 89
телефон 8 (846 76_ 2-41-39
сотовый 8 937 206 05 75
п.г.т.Безенчук 2018 год
Пояснительная записка
Предпрофильное обучение школьников является очень важным в выборе профессии и повышении интереса учащихся к определенным предметам школьного цикла. Ученик должен иметь представления о профессиях и оценить свои возможности и способности в интересующей его области.
Как утверждают ученые многих стран мира, человечество движется к экологической катастрофе. И действительно, опасность приближающегося экологического кризиса не преувеличена. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привела к сильному загрязнению всех природных сред радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупно - масштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия, а во многих случаях - и к необратимым негативным процессам в природе, что влияет и на ухудшение здоровья человека, и сокращение средней продолжительности жизни людей на Земле. Сегодня экологические проблемы стали актуальнее, чем проблемы сохранения мира на планете. Считаю, что данная программа своевременна и необходима для подрастающего поколения.
Существуют два основных видов курсов по выбору: предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные). Предлагаемый курс относится ко второму виду, ему в большей мере присуща развивающая функция, содержание его соответствует познавательным возможностям девятиклассников, но с другой стороны, предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает новые для учащихся знания и наиболее ценный опыт социально- практической деятельности человека.
Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов, использование наиболее эффективных (активных) методов.
Программа рассчитана на 34 часа
Цель 1.Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля
( в частности, естественного) в мире современных
профессий, связанных с биологическими и
экологическими знаниями.
2.Обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния
здоровья человека и условий окружающей среды.
Задачи.
Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области исследования факторов, влияющих на состояние здоровья человека.
Сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Создать условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Сформировать позитивное отношение учащихся ко всему разнообразию живой природы, на основе коррекции идей и мотивов их экологического поведения. Развивать эмоциональную сферу, направленную на актуализацию лучших нравственных побуждений, желаний беречь природу.
В процессе обучения учащиеся приобретут следующие конкретные умения:
проводить исследования состояния окружающей среды и влияние ее на здоровье человека;
вести мониторинг по оценке состояния здоровья человека;
исследовать фрукты и овощи на присутствие нитратов;
обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Важно, чтоб данный курс помог обучающимся оценить свои потребности и возможности, и сделать обоснованным выбор профиля обучения в старших классах, сформировав экологически грамотного и культурного человека.
Для реализации данной программы используются различные формы и методы обучения и воспитания:
словесные (используются для теоретических занятий в форме лекций, бесед, семинаров, деловых игр);
наглядные (просмотр фото и видеоматериалов);
практические (выполнение различных исследований, проведение экскурсий, выполнение листовок, работа в сети интернет);
участие в экологических акциях, массовых мероприятиях, конкурсах, олимпиадах;
экологические тренинги и тестирование.
Основной объем знаний учащиеся приобретают в активной форме, в ходе выполнения практических исследовательских работ. Занятия в основном проводятся в малых группах, иногда применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты.
Участие школьников в практических делах формируют у них чувство сопричастности к проблемам сохранения природы. Необходимо учитывать психологический феномен – каждый человек стремится беречь то, во что вложен собственный труд.
Учебно-тематический план рассчитан на один год обучения. Объем программы в часах составляет 34 часа, т.е. один час в неделю.
Для успешной реализации и освоения курса необходима материальная база ресурсов:
Кабинет, отвечающий требованиям охраны труда
2. Видеоаппаратура, микроскоп, химическая посуда и
необходимые химические реактивы для проведения
исследовательской работы.
3. Соответствующая литература, канцелярские принадлежности
и т.д.
Практический мониторинг проводится на 10 занятиях (исследуется вода, почва, состояние леса, водоема, исследуются овощи и фрукты).
В результате изученного курса у учащихся сформируются ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая компетенция - связана со способностью ученика, понимать окружающий мир, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.
Общекультурная компетенция включает опыт освоения учащимися общей картины мира, особенностей национальной и общечеловеческой культуры.
Учебно-познавательная компетенция включает знания и умения анализа самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационно-компьютерная компетенция включает умение самостоятельно анализировать, отбирать необходимую информацию и преобразовывать.
Коммуникативная компетенция - способность взаимодействовать с окружающими и удаленными людьми, формировать навыки работы в группе.
Социально-трудовая компетенция - это владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере.
Личностная компетенция (самосовершенствование) направлена на усвоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, саморегуляции, самоподдержки.
Методическая часть
Полный объем программы рассчитан на один год обучения из расчета один час в неделю. Всего курс составит 34 часа, из них 22 часа практическая деятельность.
Для развития творческого мышления учащимся рекомендуется использовать игровые формы обучения, дискуссии, изобразительное искусство. В качестве активных методов обучения можно использовать задания по оценки экологической ситуации поселка, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, оформление тематических плакатов, газет, фоторепортажей проведение конференций, использование проектной деятельности. Можно рекомендовать написание статей в школьную газету, в местную районную газету, написание рефератов, выступления на местном телевидении. В процессе изучения курсов используется личностно-ориентированная технология, направленная непосредственно индивидуально на личность каждого ребенка, способствующая созданию атмосферы любви, заботы, сотрудничества, создает условия для самореализации личности. Только личностно-ориентированный подход, использование метода проектов позволяют учащимся раскрыться, поверить в себя, испытать чувство победы, удовлетворенности. Ребята выполняют мини проекты, краткосрочные, длительные, индивидуальные, групповые, научно-исследовательские. И в каждом проекте есть место любому ученику, ведь успеху все дети радуются одинаково. Неуспешных в этом методе быть не может, так как дети выполняют его по желанию, выбирают интересующую их тему, что мотивирует их успех. Метод проектов приводит к сотрудничеству учителя и ученика, где учитель не выступает в своей доминирующей роли, а является организатором проектной деятельности. Убеждена, что метод проектов развивает творческий потенциал учащихся, позволяет им раскрыться, почувствовать уверенность в себе, что приводит к уверенности и повышению самооценки, а в дальнейшем и правильному выбору профессии.
Здоровый образ жизни не занимает пока первого места среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе, а успешность в обучении связана с состоянием здоровья, поэтому главной задачей этого курса является научить ребят ценить, беречь и укреплять собственное здоровье и здоровье окружающих. Используя здоровьесберегающие технологии можно проводить исследование продуктов питания, создавать презентации о здоровой пище и факторах, влияющих на здоровье человека. Можно использовать Интернет сайты, создавать сайты школы по сохранению и сбережению здоровья.
Большую роль в экологическом практикуме школьника отводится экскурсиям в природу и на предприятия, где ребята знакомятся с проблемами родного поселка и одновременно знакомятся с новыми специальностями. Одной из важных экскурсий является экскурсия к начальнику отдела по охране природы и природных ресурсов района, который непосредственно занимается экологическими проблемами района. Важными являются встречи с экологами жилищно-коммунального хозяйства, нефтедобывающей организацией «САНЕКО». Во время этих встреч, непосредственно, на рабочем месте учащиеся знакомятся не только с проблемами, но и с главными задачами этих профессий. На основе экскурсий выпускаются - экологические листовки. Очень важно принимать участие в экологических акциях, по наведению порядка благодаря которым у ребят воспитывается активная гражданская позиция, формируется социально-трудовая компетенция.
Благодаря вышеперечисленным технологиям учащиеся должны знать.
1.Определение понятия «здоровье».
2.Факторы, влияющие на здоровье.
3.Влияние антропогенного загрязнения.
4.Источники загрязнения окружающей среды
5.Экологические проблемы района, области, страны.
Учащиеся должны уметь
1.Осуществлять самостоятельный поиск информации в
различных источниках и применять ее.
2.Проводить отбор проб для практических и
исследовательских работ по определению степени
загрязнения воздуха, почвы, воды, снега.
3.Определять наличие нитратов и доброкачественность
продуктов.
4.Грамотно оформлять полученные результаты исследований
в виде отчетов, таблиц, графиков.
5.Анализировать, делать выводы.
6.Осуществлять мониторинг состояния исследуемого объекта.
7.Определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека.
Тематическое планирование
п/№ | Название темы | Кол-во часов |
1.Урок 2.Урок 3.Урок 4.Урок 5.Урок 6.Урок 7.Урок 8.Урок 9.Урок 10.Урок 11.Урок 12.Урок 1.Урок 2.Урок 3-4 Ур. 5.Урок 6.Урок 7.Урок 8.Урок 9.Урок 10.Урок 11.Урок 12.Урок 13.Урок 14-15 16-22 | Введение в экологию Человек и природа История развития экологии, как науки. Организмы и среда их обитания. Экология популяций Антропогенное воздействие на биосферу Современное состояние природной среды Атмосфера –внешняя оболочка биосферы Загрязнение атмосферы Почва –важнейшая составляющая часть биосферы Вода- основа жизненных процессов в биосфере Экологические проблемы биосферы Экологические проблемы Самарской области. Безенчукского района Окружающая среда и здоровье человека Факторы, влияющие на здоровье человека Питание и здоровье человека Секреты здоровья и красоты Экологический практикум школьника Исследование загрязненности воздуха городским транспортом Определение наличие тяжелых металлов в почве. Определение нитратов в почве с помощью реактивов Влияние качества питьевой воды на здоровье человека Определение кислотности снега Определение нитратов в овощах и фруктах Что мы едим? Изучение свойств пищевых добавок и их нахождение по этикеткам продуктов. Встреча с начальником отдела охраны среды и природных ресурсов Безенчукского района Экскурсия к экологу жилищно-коммунального хозяйства Экскурсия на нефтепредприятие Подготовка к конференции Урок-конференция (зачет) Участие в акциях, викторинах, фестивалях | 1 час 2 часа 1 час 1час 6 часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 3 часа 1 час 1 час 1 час 22 часа 2 часа 2 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа 7 часов |
Итого 34 часа
Контроль результатов обучения учащихся.
В начале учебных занятий проводится определение начального уровня знаний учащихся в виде тестирования или анкетирования.
Контроль результативности обучения проводится по уровням:
Тренировочные экскурсии, зачеты, деловые игры, написание заметок в газету.
Участие в различных городских конкурсах, викторинах, конференциях, исследовательских работ, выполнение проектов, где полученные знания проверяются в ходе выполнения учащимися индивидуальных практических заданий и исследований.
Формы контроля обученности учащихся.
Все формы контроля освоения необходимы для совершенствования преподавания.
Оперативный контроль. Осуществляется в ходе объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов. Такой контроль необходим для выявления трудных для понимания фактов, суждений, для оперативного изменения хода занятия.
Анализ зачетных занятий. Зачеты проводятся по окончании изучения определенной проблемы.
Анализ качества работы по подготовке и участию в конференциях. Используется, как контроль за способностью учащихся получать более глубокие знания. Педагог анализирует качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески.
Анализ качества заметок в газету. Педагог анализирует не только материал газеты, но и стиль написания.
Беседы с родителями и педагогами. Такие беседы необходимы, для уточнения характера и навыков ребенка.
Контрольно-измерительные материалы
Примерные вопросы.
Какое определение понятия «здоровье» дано Всемирной организацией здравоохранения?
Почему здоровье граждан является национальным достоянием, и какие факторы на него влияют?
Приведите примеры основных источников загрязнения окружающей среды нашего поселка.
Как нитраты действуют на организм? Методы, позволяющие выявить нитраты в овощах и фруктах.
Как можно провести исследования загрязнения воздуха?
Как можно определить наличие тяжелых металлов в почве?
Как провести определение загрязненности снега?
Что такое мониторинг? Как провести мониторинг водных ресурсов.
На основании примерных вопросов можно составить тесты.
Содержательная часть.
Теоретические знания
Введение в экологию (1 час)
Познавательное нравственное значение курса Среда обитания человека. Природная среда. Социальная среда, Экология. Экология человека. Виды загрязнения окружающей среды и опасность их действия на здоровье человека.
Раздел I.Человек и природа (2 часа)
Тема 1. Что такое экология?
Что изучает экология? История развития экологии как
науки.
Тема 2.Организмы и среда их обитания.
Условия и ресурсы среды. Соответствие между
организмами и средой их обитания.
Раздел II. Антропогенное воздействие на биосферу ( 6 часа)
Тема 1.Современное состояние природной среды.
Атмосфера внешняя оболочка биосферы.
Загрязнение атмосферы.
Наибольшее значение для всех живых организмов имеет состав атмосферы, который в настоящее время претерпевает качественные изменения. За последние 10 лет в атмосферу выброшено 4,4 млн т свинца, 3,3 млн т цинка, 585 тыс. т меди, 4,5 млн тн никеля, 74 тыс.т кадмия
Ученые установили прямую зависимость между загрязненностью воздуха и частотой заболевания детей рахитом. они подсчитали, что в течение года в России выбрасывается в атмосферу около 39 млн т вредных веществ.
В России 2\3 населения живет в условиях загрязненного воздуха, в некоторых городах ПДК вредных веществ превышены более чем в 10 раз.
Транспорт «Снабжает» атмосферу выхлопными газами, бензолом, свинцом, смолами, угарным газом, копотью (всего более 200 вредных веществ).
Тема 2. Почва – важнейшая составляющая часть биосферы. Загрязнение почвы.
Информация
Почва - верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых находится. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
В почве сложным образом взаимодействуют следующие компоненты:
минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;
детрит - отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;
множество живых организмов - от детритофагов до редуцентов, разлагающих детрит до гумуса.
Таким образом, почва- биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами и почвенными организмами.
В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение. изменение состояния почвы и даже ее уничтожение. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.
Тема 3. Вода- основа жизненных процессов в биосфере.
Загрязнение природных вод.
На нашей планете суша занимает около 1\3 поверхности, все остальное-вода. Объем воды на Земле около 1,4 млрд. км2, но более 97% - это соленая вода морей и океанов. Доля же пресной воды составляет всего 36 млн км2 (причем 3\4 ее поверхности приходится льды Арктики и Антарктиды). Все чаще можно слышать о нависшем над человечеством питьевом голоде. Тревогу вызывают и промышленные предприятия, потребляющие огромное количество воды, и загрязнение Мирового океана. Ежегодно в Тихий океан попадает более 9 млн т отходов, в Атлантический – более 30 млн. т. В Мировой океан ежегодно поступает 13-14 т нефтепродуктов. По данным космической съемки, около 30% поверхности Мирового океана покрыто нефтяной пленкой.
Воды загрязняются не только нефтепродуктами. Балтийское. Северное и Ирландское моря сильно загрязнены моющими средствами. Воды Ирландского и Северного морей, Балтийского залива, восточной части Саргассова моря загрязнены пестицидами. Отравлены воды Балтийского и Черного морей: в ряде их прибрежных акваторий зарегистрировано повышенное содержание ртути и свинца. В Балтийском море идет интоксикация гидробионтов в связи с захоронениями биологического оружия.
На территории России расположено более 24 тыс. предприятий, выбрасывающих вредные вещества в водоемы. Качество основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное. Около 80% сточных вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке.
Тема 4.Экологические проблемы биосферы.
Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Однако призывы к спасению и защите природы останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, здесь нет преувеличения. Достаточно вдуматься в цифры: наша огромная и, как мы привыкли думать, более или менее развитая страна занимает 45-место в мире по продолжительности жизни, 36-е по уровню детской смертности и первые места по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических в почве и продуктах сельского хозяйства. Все чаще в питьевой воде и пищевых продуктах обнаруживаются вредные для здоровья примеси: останки лекарственных препаратов и гормонов, тяжелые металлы, пестициды.
Проблема чисто воздуха- проблема международная. Копоть Рурских металлургических заводов оседает в норвежских городах, а сернистый газ Бармингема «сжигает» хвойные леса Швеции. Эксперты ООН предлагают ввести в связи с этим новый термин – экологическая агрессия.
Тема 5. Экологические проблемы Самарской области.
Экологические проблемы Безенчукского района.
Информация готовится по материалам средств массовой информации
Раздел III. Окружающая среда и здоровье человека.
Тема 1.Факторы, влияющие на здоровье человека
Многолетние исследования ученых показали, что на продолжительность жизни и состояние здоровья людей влияют следующие факторы:
вредные привычки (40-50%);
наследственность (20%);
окружающая среда (20-30%);
уровень медицины (10%).
40% населения живут в неблагоприятных экологических условиях, а еще 20% - в зонах экологического бедствия
Несомненно, что решение экологических проблем – одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени..
Тема 2. Питание и здоровье человека.
Проблема питания очень актуальна для каждого человека. второе место у учащихся среди приобретенных заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья учащихся.
Знаете ли вы, что такое пищевые добавки?
Информация.
Пищевые добавки - это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценностности, улучшения условий обработки, хранения. транспортировки.
Зачастую рядом со всем понятными составляющими можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих «Е» . Что же это такое и можно ли это «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е 121, Е 330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Это могут быть консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвета и запах. С каждым годом увеличивается число пищевых добавок (ПД) составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничением использования.
Тема 3. Секреты здоровья и красоты.
Информация.
Секрет воздуха. Человек может неделями обходиться без пищи, несколько дней - без воды. А вот без воздуха он может прожить только около четырех минут!
Воздух содержит примерно 20% кислорода, который жизненно необходим для человека. 90% кислорода поставляют нам водоросли, остальные 10% приходится на растительный мир суши.
Кислород, соединяясь с глюкозой, поступающей в организм с пищей, обеспечивает его энергией. Без кислорода наши клетки очень быстро выходят из строя, особенно это касается клеток головного мозга. Но важно знать и другое: человек частично лишенный кислорода, «наполовину мертв» Альпинисты, поднявшиеся высоко в горы без запасов кислорода, становятся раздражительными, у них нарушается координация движения, помрачается сознание.
При нехватке кислорода ослабевает сила воли, снижаются самоконтроль и здоровое мышление. Недостаток кислорода является одной из причин того, что, многие страдающие алкогольной и табачной зависимостями, не могут оставить свои вредные привычки.
Каким же образом воздух сообщает энергию организму человека?
Каждая из 100 триллионов живых клеток, составляющих тело человека, должна иметь постоянный приток свежего кислорода. В противном случае клетки просто погибают. В легкие кислород поступает из воздуха в эритроциты, основной функцией которых является перенос кислорода к органам и тканям. Хорошо снабженные кислородом клетки организма здоровы и активны.
Что же больше всего загрязняет воздух?
Самое опасное загрязнение вызывает табачный дым.
Несильно отличаются по качеству воздуха прокуренное помещение и плохо проветриваемая комната.
Помещение, в которых человек работает и живет, должны часто проветриваться. Как правило, количество взвешенных в воздухе мелких частиц существенно снижается после захода солнца. Поэтому в туманную погоду (она способствует накоплению в воздухе вредных выбросов) лучше проветривать свою квартиру.
Старайтесь проводить меньше времени у газовой плиты. из-за неполного сгорания газа увеличивается выделение окиси углерода. которая связываясь с гемоглобином крови. образует карбоксигемоглобин – молекулу пустышку, не способную транспортировать кислород к тканям
Очень важно обратить внимание на правильность дыхания, от которого зависит поступление кислорода в легкие. У большинства взрослых брюшная стенка практически не участвует в процессе дыхания.
Как же научиться дышать правильно? Лягте на ровную поверхность и положите на живот книгу, следите за тем, чтобы при вдохе книга поднималась, а при выдохе опускалась. Такое дыхание является боле полным и называется брюшным. Когда глубокое дыхание войдет в привычку, укрепится ваша нервная система, а легкие, желудок, печень и головной мозг смогут лучше работать. Все это самым благоприятным образом отразится на вашей внешности
Если вы хотите иметь крепкую нервную систему, не болеть хроническим бронхитом, эмфиземой легких, раком, аллергией и другими заболеваниями, избегайте прогулок у шоссейных дорог. Воздух вблизи дорог переполнен выхлопными газами и содержит положительные ионы, пагубно сказывающиеся на здоровье.
Старайтесь чаще дышать отрицательно ионизированным воздухом, выбираясь в сельскую местность, в лес, в горы, на берег реки или озера, ваша внешность от этого только выиграет. Будьте красивы всегда.
Раздел IV Экологический практикум школьника.
Тема 1. Исследование загрязненности воздуха городским транспортом.
Городской транспорт представляет собой один из основных источников загрязнения воздуха. В выхлопных выбросах автомобилей содержатся оксиды азота (II) NO и (IV) NO2, угарный газ(CO2), углеводороды – СН, сажа – продукты неполного сгорания топлива, сернистый газ (SО2), тяжелые металлы. Каждый автомобиль выделяет 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км. пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за свою жизнь. Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25% меньше топлива, чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца, при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: тяжелые грузовики расходуют его несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и от того, насколько отрегулирован двигатель.
Примерный расчет количества вредных выбросов
автотранспорта
Ход работы:
Недалеко от школы выберите две или три улицы с разной интенсивностью автомобильного движения.
На каждой из них определите участок дороги, протяженностью примерно в 100 метров.
Подсчитайте число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 минут. Умножив полученное число на 4, вы узнаете их численность за час (N)
Рассчитайте общий путь (S), пройденный всеми машинами за час: S=N х 100 метров.
Рассчитайте количество топлива, сжигаемое двигателем автомашин (R); R=S х К, где К- расход энергии на 1 км пути в литрах, для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л. для дизельных-0,4 литра.
Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ на выбранном вами участке дороги по бензину. Для этого воспользуйтесь такими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 раза меньше.
Определение загрязненности воздуха в районе школы.
Информация
Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1кг выхлопных газов, в состав которых входит 30 г угарного газа, 6кг оксида азота, соединения свинца. серы и другие загрязняющие вещества.
Задание.
Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по дороге у школы за 1 час. Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов от автомашин поступает в атмосферу микрорайона школы в сутки, используя данные информации.
Тема 2. Определение наличие тяжелых металлов в почве
Информация.
В крупных городах состояние почвы оценивается по следующим показателям:
загрязнение тяжелыми металлами;
загрязнение бытовыми и промышленными отходами;
загрязнение нефтепродуктами;
радиационное загрязнение;
загрязнение пестицидами и др.
Серьезную озабоченность вызывают свалки промышленных и бытовых отходов, многие из которых токсичны. Радиационное загрязнение обусловлено глобальными выпадениями радионуклеидов, связанных с Чернобыльской трагедией 1986 года.
Характер загрязнения почвы существенно зависит от качества сточных вод, спускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Так, сточные воды гальванических и электрометаллургических цехов могут содержать ионы тяжелых металлов. Свинец, попадая в почву главным образом из выхлопных выбросов автомобилей, использующих этилированный бензин.
Обнаружение меди и свинца.
Оборудование и реактивы:
-сушильный шкаф;
-фосфорная ступка с пестиком;
-сито;
-стеклянный стакан 200 мл;
-термометр (0-100 С);
-штатив с пробирками;
-лист пергамента или кальки;
-растворы: аммиака, азотной и соляной кислот, йодида калия, хромата калия, желтой кровяной соли;
-образцы почв, взятых: а) в непосредственной близости от автомобильной дороги; б) в черте города; в) в парке и др.
Ход работы:
Высушите почву в сушильном шкафу при 30-40 градусах , поместив ее тонким слоем на пергамент или кальку. Инородные включения и коренья удалите.
Высушенную почву размельчите в ступке и просейте через сито.
Полученный образец почвы поместите в стакан, добавьте смесь соляной и азотной кислот (осторожно) в количестве, превышающим количество почвы в 3-4 раза по объему. После тщательного перемешивания в точение 10-15 минут и отстаивания отфильтруйте полученную смесь.
Ионы меди старайтесь обнаружить в растворе с помощью характерных реакций: а) образование гидроксида меди под действием раствора аммиака и растворении его в избытке раствора аммиака вследствие образования комплексной соли. Уравнения реакции таковы: Cu +2OH-Cu(OH)
Cu(OH) +4NH—[Cu(NH ) –(OH) ] Признак первой реакции- появление осадка синеватого или зеленоватого цвета, а во второй реакции получается раствор ярко-синего, василькового цвета.
б) образование характерного осадка красно-бурого цвета
под действием желтой кровяной соли- K [Fe(CN) ]
5.Ионы свинца постарайтесь обнаружить в растворе с
помощью таких характерных реакций:
а) ионы свинца образуют осадок йодида свинца интенсивно-
желтого цвета с ионами йода:
б) образование золотисто-желтого осадка под действием
хромат-иона.
6. Проделайте эти реакции (п.4и5) в пробирках при комнатных
условиях, используя по 5 мл фильтрата почвенной вытяжки.
7. Проделайте данный анализ для разных образцов почв.
Тема3. Определение нитратов в почве с помощью реактивов
При внесении азотных удобрений нитраты в растениях под действием ферментов превращаются в белки – безобидные органические соединения. Когда же удобрений слишком много, растения не справляются с их переработкой и нитраты скапливаются в них.
Установлено, что нитраты, накапливаясь в организме человека, подавляют дыхание клеток, организм задыхается. Это выражается в снижении работоспособности, головокружении, потере сознания. В организме человека нитраты могут превращаться в нитрозамины, способствующие образованию злокачественных опухолей. Они могут быть причиной 70-90% случаев онкологических заболеваний.
Задание.
А. Определите наличие нитратов в почве вашей местности, пользуясь нижеизложенными методическими указаниями:
а) в пробирку поместите немного почвенной вытяжки и прилейте 5-10 капель гидроксида натрия, 25-50 мл цинковой пыли или алюминиевого порошка. Смесь нагрейте. Цинк-пыль или алюминий – порошок восстанавливают нитраты до аммиака.
Выделившейся аммиак обнаруживают по покраснению фенолфталеиновой бумаги или посинению красной лакмусовой, смоченных дистиллированной водой и внесенных в пары:
б) в углубление на часовом стекле нанести 2 капли водной вытяжки и прилить 3 кали дифениламина. В присутствии нитратов появляется темно-синее окрашивание, вызываемое продуктами окисления дифениламина азотной кислотой;
в) в пробирку поместите несколько капель испытуемого раствора и кристаллик сульфата железа (II) величиной с булавочную головку, после чего медленно прилейте по стенке пробирки 1-2 капли концентрированной серной кислоты так, чтобы образовалось два слоя жидкости. Появление бурого кольца на границе 2 слоев жидкости свидетельствует о наличии нитратов в почве.
Тема 4. Влияние качества питьевой воды на здоровье
человека.
Информация.
Известно, что загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80% всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются респираторные заболевания (ринит, бронхит); заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, дуоденит); аллергические проявления (экзема, нейродермит); инфекционные заболевания (брюшной тиф, дизентерия). Влияют на здоровье и примеси, содержащиеся в воде. Наиболее значимы в этом смысле соли Ca и Mg, определяющие жесткость воды, соли Fe, F, J, а так же Cl – результат хлорирования воды в целях дезинфекции.
Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом.
Повышенную жесткость визуально можно определить по следующим признакам:
- накипь при кипячении;
- плохое намыливание при стирке;
- плохое заваривание чая
Задание
Определите, соответствует ли питьевая вода вашего города ГОСТу по общей жесткости
Информация
Сведения о жесткости воды можно получить в местной СЭС. ГОСТ допускает использование питьевой воды с общей жесткостью до 7 мг-экв\л.
Задание
Выясните, как влияет кипячение на жесткость воды. Для этого приведите следующий эксперимент. Приготовьте мыльный раствор и разлейте его в две пробирки по 10 мг в каждую. В две емкости (желательно колбы) налейте по 30 мл водопроводной и кипяченой воды соответственно. В каждую колбу к испытуемой воде прилейте по 1 мл мыльного раствора. В течение 5 с хорошо встряхните сосуды. Затем дайте 10 с отстояться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока после отстаивания в одной из колб не будет образовываться мыльная пена по краю сосуда. Отметьте количество затраченного мыльного раствора. С другой колбой продолжите эксперимент до аналогичного результата. По количеству мыльного раствора, затраченного на разные колбы, сделайте вывод о влиянии кипячения на общую жесткость питьевой воды.
Информация.
Воду хлорируют с целью обеззараживания. При кипячении хлор взаимодействует с кислородом, образуя концерогенные вещества – диоксины. Воду перед кипячением необходимо отстаивать в течение суток или пропускать через фильтры, адсорбирующие хлор.
Меры профилактики кариеса:
-употребление фторсодержащих зубных паст. Чистить не менее 2-3 мин 2 раза в день.
Тема 5. Определение кислотности снега
Информация.
Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу оксиды азота и серы, соединяясь с водой, они образуют кислоты. Кислотные осадки губительно действуют на живые организмы, строения, памятники. Используя индикаторную бумагу, можно определить наличие кислот в осадках и предсказать, к каким последствиям приведет таяние такого снега. Если в пробе pH меньше 5,6, то это говорит о кислотных выпадениях в изучаемом районе.
1.Отлейте 10 мл снегового фильтра в стакан
2.Опустите в стакан индикаторную бумагу и определите кислотность фильтрата, результат запишите.
Отчетное задание
1.Заполните таблицу.
Участок | pH |
| |
2.Определите участок с наименьшим показателем pH.
3.Сделать вывод о причинах кислотных осадков и последствиях этого явления на данном участке.
4.Как можно обезопасить здоровье от влияния кислотных выпадений?
Тема 6. Определение нитратов в овощах и фруктах
Информация
Человек относительно легко переносит дозу в 150-200 мг нитратов в день; 500 мг – предельно допустимая доза; 600 мг – доза, токсичная для взрослых, а для грудного ребенка даже 100мг нитратов могут вызвать сильное отравление. В питьевой воде допускается до 45 мг\л нитратов.
Картофель, огурцы, кабачки измельчите на терке, отожмите сок. Долее поместите несколько капель испытуемого раствора и кристалла сульфата железа (II) величиной с булавочную головку, после чего медленно прилейте по стенки пробирки 1-2 капли концентрированной серной кислоты, так, чтобы образовалось 2 слоя жидкости. Появление бурого кольца на границе раздела 2 слоев жидкости свидетельствует о наличии нитратов в овощах.
Листовые овощи мелко нарежьте ножницами ( не более 0,5 см). 12,5 полученной массы поместите в колбу (60мл), долейте дистиллированной воды, закройте пробкой и энергично встряхните в течение 5-10 минут. Полученную суспензию используйте для определения нитратов.
Тема7. Практическая работа. « Что мы едим?» Изучение пищевых добавок и нахождение их по этикеткам в продуктах.
Ребята работают группами по 4-5 человек, проводят обследование этикеток, продуктов питания, обращая внимание на графу «содержит»
Оборудование: майонез, кетчуп. плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженное, чипсы, сухарики соленые, лапша, супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики «Пикник», «Сникерс», газированные напитки ( пепси-кола, фанта, кока-кола. тархун и др.), продукты детского питания6 творожки. пюре (мясные и фруктовые).
Примечание. Исследуются продукты от разных производителей.
Результаты исследования, учащиеся отражают в таблице
Тип добавки | Значение | Пример | Воздействие на организм |
Е 1 красители | 1.Для восстановления природного цвета 2.Для окрашивания бесцветных продуктов. 3.Для повышения интенсивности цвета 4.При подделке продуктов. | 1.Натуральные красители, сырье для них –ягоды, цветы. листья, корнеплоды. 2.Синтетические красители не имеют вкуса, не содержат витами нов (фуксин, инди-кармин, родамин) | Большинство из них аллергены, мутагены, конце- рагены (Е131-142, 153). Запрещены: Е103, 105, 111, 121, 125,126, 130,152. Опасные: Е 102, 110,120,123.124, 127,155 |
Е 2 консервант | 1.Увеличение сроков годности под действием микроорганизмов 2.Заготовка про- дуктов впрок. 3.Угнетение роста плесневых грибов, дрожжей, аэробных и анаэ- робных бактерий. | 1.В домашних условиях- соль,сахар,уксус 2.Промышленные консерванты- сернистая, сорби - новая, бензойная кислоты 3.Антибиотики- консерванты. | Сорбиновая кис лота угнетает ферментные системы орга- низма. Бензойная кислота плохо переносится ма ленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия = аллерген. Антибиотики на- рушают микрофло ру кишечника. Концерагены Е210,211-217,219; Вредны для кожи Е230-232,238 Вызывают расстройства кишечника Е221, 226 Влияют на давление Е 250, 251. Опасны Е201, 222-224, 233,270
|
Е3 антиокислители | 1.Защита жиросодержащих продуктов от прогоркания 2.Остановка самоокисления продуктов | 1.Природные- аскорбиновая кислота, токоферолы. 2.Синтетическ- кие-бутинол и бутилокситолуол. | Вызывают сыпь: Е311-313. Вызывают расстройства ки- шечника Е338-341 Повышают холес терин в крови Е320-22 |
Е4 загустители | 1.Получение продуктов с нужной консис тенцией, улуч- шение и сохра- нение их струк- туры. 2.Использова- ние в производ стве морожено го,желе, консервов, май онеза. | 1.Натуральные: желатин, крах- мал,пектин, агар, карраген. 2.Полусинте- тические-цел- люлоза,модифи цированный крахмал. | Могут нарушать всасывание минеральных ве-ществ, являются легкими слаби- тельными. Вызывают расстройство Кишечника: Е407, 450, 462,465,466. |
Е5 эмульгаторы | 1.Создание кон систенции пи щевого про- дукта, его вяз- кости. 2.Использова- ние в производ стве маргарина, кулинарного жира. колбасно- го фарша, в хле бобулочных из делиях ( не да ют черстветь) | 1.Натуральный яичный белок, природный ле- цитин. 2.Синтетичес- кие фосфаты кальция и аммония, фосфорная кис лота. | Использование фосфатов может привести к нару шению баланса между фосфором и кальцием, способствует раз витию остеопороза. Опасны: Е501- 503, 510, 513,527,560. |
Е6 усилители вкуса | 1.Усиление вы- раженного вку са и аромата. 2.Придание ощущения жир ности йогуртам и мороженому. 3.Смягчение резкого вкуса уксусной к-ты и остроты в майонезе. 4.Подсластите- ли. | 1.Натуральные получают из на турального сырья. 2.Идентичные натуральным- искусственные соединения, имитирующие ароматы нату- ральных продуктов. 3.Искусствен ные- не имеют аналога в приро де: глутамино вая кислота, мальтол, глюто мат натрия. | Глютомат натрия вызывает головную боль, тошноту,учащенное сердцебие- ние, сонливость, слабость. может повлиять на зрение, если употреблять его регулярно. Сахарин способен вызвать опухоль мочево вого пузыря. Глутаминовая кислота. превра- щается в амино масляную, кото- рая является воз будителем ЦНС. Ракообразующие: Е626-630,635. Опасны: Е620, 636,637. |
Содержание пищевых добавок в продуктах питания.
Отметьте знаком (+) или (-) наличие пищевых добавок, укажите потенциально опасные для здоровья, в случае их систематического употребления.
Продукт | Красители Е1 | Консерванты Е2 | Антиокис лители Е3 | Загустители Е4 | Эмульга торы Е5 | Усилители Вкуса Е6 |
| | | | | | |
| | | | | | |
Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличие пищевых добавок в продуктах питания.
Тема 7. Экскурсия к начальнику отдела по охране окружающей среды и природным ресурсам
Тема 8. Экскурсия на нефтяное предприятие. Встреча с экологом предприятия.
Подготовка к конференции
Урок-конференция (зачет)
Участие в акциях, викторинах, фестивалях
Список литературы для учителя
1.Алексеев А.А. 300 вопросов и ответов по экологии из-во «Академия развития» Ярославль 1998
2.Виноградов А.В. Экологическое краеведение
учебно-методическое пособие Самара 2006
3.Исутов В.П. Пищевые добавки и пряности. История, состав и
применение.-М ГИОРД, 2000
4.Матвеев Н.М. Биоэкологический анализ флоры и
растительности (на примере лесостепной и степной полосы)
Изд.»Самарский университет» Самара 2006
5.Семенова А. Чем красна колбаса? Пищевые красители: «за» и
«против» Сфера, 2005.-№20
6.Воспитание школьников №1 2008 год
7.Воспитание школьников №3 2010 год
8.Крискунов Е.А., В.В.Пасечник, А.П.Сидорин Экология 9 класс
Издательский дом «Дрофа» 1995
9.Образовательные программы эколого-биологического
направления А.Е.Губернаторов, М.М Андрианова Самара 2004
10.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2 1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок»
11. Сборник статей. Перспективы развития эколого-
биологического образования Самара 2008
12.Сборник программ элективных курсов Биология 9 класс И.П.
Чердниченко Волгоград Учитель 2007