Методические рекомендации «Экологическое образование и воспитание на уроках физики в 8 классе»

10
0
Материал опубликован 12 May 2018 в группе

Аннотация:

В данной методической разработке представлена одна из форм организации учебной или внеурочной работы с учащимися по вопросам экологического образования на уроках физики в 8 классе. Дидактический материал поможет учителям физики организовать учебный процесс творчески и интересно, а ученикам узнать много полезного в плане экологически грамотного потребителя, ответственно относящегося к собственному здоровью как к одной из самых важных жизненных ценностей. Эти познавательные материалы направлены на привитие интереса учащимся к познанию явлений природы и  могут быть использованы учителем для мотивации изучения физики, в классах гуманитарной ориентации, во внеклассной работе, а так же при формировании умений интеграции знаний из разных областей.

Методическая разработка

«Экологическое образование и воспитание

на уроках физики в 8 классе»

Пояснительная записка. Методические рекомендации:

Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится урокам физики для овладения современными знаниями и жизненным опытом.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:

- понимание жизни как высшей ценности;

- человек как ценность всего смысла познания;

- универсальные ценности природы;

- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Основной целью этого направления является необходимость составления системы работы по экологическому воспитанию школьников на  уроках, которая способствовала бы пониманию сути глобальных проблем экологии и воспитывала  ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.

Для достижения поставленной цели  были избраны следующие задачи:
– формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных
ориентаций и отношений к ней;
– обучение школьников методам познания окружающего мира;
– воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
– физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
– выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и
экологическоеблагополучие окружающей среды;
– становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Учитель физики осуществляет экологическое воспитание учащихся через предмет, рассматривая вопросы как фундаментального, так и прикладного, политехнического характера, подбирая задачи с соответствующим содержанием, проводя экскурсии, запланированные школьной программой по физике, организуя внеклассные мероприятия. Опираясь на систему междисциплинарных понятий (окружающая среда, природные условия, ресурсы, антропогенный фактор, экологический кризис, загрязнение, мониторинг, охрана природы, экологическая культура, здоровье), при изучении физики необходимо рассказывать не только о положительных проявлениях тех или иных физических явлений, но и обращать также внимание на вредное влияние производственной деятельности человека на окружающую среду. Идеально «чистых» в экологическом отношении технологических процессов не существует. Поэтому учитель должен рассказывать и о путях уменьшения отрицательного воздействия человека на природу, показывать, как труден путь ликвидации пагубных последствий «хозяйствования».

В теоретической части изучения курса физики 8 класса в каждом разделе учащиеся знакомятся с рядом вопросов, которые раскрывают физико-технический аспект экологических проблем и возможные пути их решения.

Предлагается рассмотрение следующих вопросов:

- Хозяйственная деятельность человека и влияние ее на окружающую среду. Взаимосвязь природы и человеческого общества.

- Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения, перенос загрязнений воздушными и водными путями.

- Связь прогресса в человеческом обществе с энергопотреблением.

- Использование энергии рек и ветра как относительно «чистых» источников энергии.

- Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океанских толщах, самоочищение атмосферы.

- Ограниченность запасов органического топлива. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания топлива.

- Совершенствование тепловых двигателей с экологической точки зрения: переход от твердого и жидкого топлива на газообразное, электрификация транспорта.

- «Парниковый» эффект. Самоочищение атмосферы. «Кислотные» дожди.

- Загрязнение поверхности рек и озер, морей и океанов, которое может привести к уменьшению испарения воды и, как следствие этого, уменьшение выпадения осадков.

- Борьба с нарушением структуры почвы.

- Влияние электростатического поля на организм человека. Роль Земли в процессе самоочищения атмосферы.

Физика возглавляет науки о природе: все они используют физическую терминологию, физические приборы и физические методы исследований. При обучении физике есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения и охраны природы, обобщить полученные на других уроках знания. Одна из важнейших задач школьного курса физики – развить научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать умения и навыки проведения научного эксперимента. Это даёт возможность выработать у школьников умения, важные для изучения и решения доступных им физико-экологических задач.

Задачи по физике экологического содержания (8 класс).

Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль – такси, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при температуре 0°С равна  0,002 кг/м3

Из цистерны с негерметичной  крышкой  за год может испариться 2,5 т нефтепродуктов. Какой объем воздуха отравлен парами бензина при предельно допустимой концентрации 100 мг/м3?

Весь первичный контур АЭС заключен в объем, эквивалентный кубу с ребром 40 м, который способен выдержать давление 5-105 Па. В случае аварии, когда вся вода контура обращается в пар с температурой порядка 2000° С, надо не допустить выхода радиоактивного пара в окружающую среду. Оцените, какая максимальная масса воды может находиться в первичном контуре, чтобы защита выдержала?

Направляя своё тело в глубину океана могучим движением хвоста, мощность которого 360 кВт, кит при скорости 36 км/ч достигает глубины 1000 м. Какая совершается при этом работа? Почему кит не тонет в воде?

Что вы знаете о слонах? Какой энергией обладает бегущий со скоростью 40 км/ч африканский слон, масса которого 4,5 т?

 Какое количество дров надо сжечь, чтобы вскипятить на костре 3 л воды, взятой при температуре 10 °С, если на нагревание воды затрачивается 15% энергии, выделившейся при сгорании дров?

 Какое количество водяного пара содержится в комнате размерами 4 × 3 × 2,5 м при наиболее благоприятной для организма человека влажности 50–70% и температуре 20 °С?

Определите, сколько литров бензина сгорело бесполезно, если КПД двигателя мощностью 100 л. с. равен 20%, а расход бензина на 100 км составляет 8 л?

Мощность кофемолки 125 Вт, а напряжение в сети 220 В. Какова сила тока в цепи электродвигателя кофемолки? 

В батарею водяного отопления поступает 6·10-6 м 3 воды в секунду при температуре 80 0С, а выходит из батареи при температуре 25 0С. Какое количество теплоты получает отапливаемое помещение в течение суток?

   

Качественные задачи:  

Почему заводские трубы делают как можно более высокими?

Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой плёнкой? Как влияет нефтяная плёнка на биосферу водоёма?

Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать поблизости?

Можно ли постоянно носить наручные часы со светящимися стрелками? Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Её приходится получать из морской воды либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее?

В парниках ставят обыкновенное стекло, а колбы для ртутных ламп изготавливают из кварцевого стекла. Почему?

Почему необходима побелка плодовых деревьев?

Почему снег, покрытый сажей или грязью, тает быстрее, чем чистый?

Почему жаркая погода переносится в болотистой местности труднее, чем в сухой?

В воде морей и океанов, в воздухе атмосферы заключена огромная внутренняя энергия. Как можно было бы использовать эту энергию?

В чем преимущество дизельного двигателя перед бензиновым?

За счет чего добиваются повышения КПД тепловых машин?

Объясните электризацию тел при соприкосновении.

Литература для учителя:

1. Куклев Ю.И. Физическая экология: Москва. 2011 г.

2. Физика и экология. 7-11 классы: материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова – Волгоград: Учитель, 2014. – 74 с.

3. Лубинская Т.Н. Физика и экология. // «Физика в школе». -2012г. — №3.

4. Гордиенко В.А. Физические поля и безопасность жизнедеятельности: Москва. 2010 г.

5. Зиятдинов Ш.Г. Экологическая составляющая курса физики. Физика в школе. – 2011. - № 3.

6. Дуков В.М. Электромагнитные излучения и экология // Физика в школе. – 2011. - №2.

7. И.Ф. Рассашко, О.В. Ковалева.Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Гомель: 2010г. – 252 с

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.