Доклад «Элементы экологического воспитания на уроках технологии»

0
0
Материал опубликован 3 December 2018

Пояснительная записка к презентации

Элементы экологического воспитания школьников на уроках технологии.

(Из опыта работы учителя технологии МБОУ СШ №9 Г.Димитровграда Уралевой Н.С.)

Воспитание – неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Еще И.Г. Песталоцци писал: “Воспитание и только воспитание — цель школы”. 

Ухудшение экологической ситуации во всем мире и в нашей стране требует усиления внимания к экологическому образованию и воспитанию школьников.

Жизнь и здоровье людей в условиях любого современного  города  постоянно подвергается большому риску из-за всестороннего воздействия вредных факторов. Эти факторы многочисленны и разнообразны. И мы, и наши дети сталкиваемся с ними на каждом шагу. Чтобы максимально обезопасить себя от их губительного влияния, необходимо вести здоровый образ жизни. Последние годы интерес к этому возрастает. Но возможно ли человеку эгоистично заботиться о собственном здоровье, забывая при этом о создавшей его природе и постоянно нанося ей вред своей жизнедеятельностью?! Очевидно, что наступило время, когда всем нам необходимо начать пересматривать сложившиеся привычки и изменять свое сознание в сторону разумного, бережного отношения к окружающей среде. И здесь видна непосредственная связь с духовно-нравственным развитием личности, без которого человек так или иначе сам себя разрушит.

Перечисление всех негативных воздействий на наше здоровье окружающей среды больших городов заняло бы немало  времени, поэтому - акцент на той части проблем, которая  требует скорейшего решения. Наибольшее внимание уделяется  проблеме ТБО (твердых бытовых отходов), точнее сказать – мусора, который в скором времени, может замкнуть вокруг наших прекрасных городов своеобразное кольцо, состоящее из огромных свалок. А ведь в формировании этого чудовищного кольца в одинаковой степени принимаем участие все мы.

Не случайно основной целью образовательной области «Технология» является формирование у учащихся технологической культуры школьника - культуры преобразующей, творческой, природосообразной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей и в том числе её грани экологической культуры.

«Технология» является интегративной образовательной областью, синтезирующей научные знания из предметов естественного и гуманитарного циклов и показывающей их применение в практической деятельности.

Экологическая проблематика находит отражение практически в каждой изучаемой теме, формируя у школьников представление о природе - ответственность за её охрану и рациональное использование ограниченных природных ресурсов.

Основу деятельности педагога по экологическому воспитанию на уроках технологии  можно сформулировать в двух главных тезисах:

Экологическая грамотность – необходимое условие жизни человека в современном мире.

Отношение человека к окружающей среде, а значит, и к самому себе, отражает уровень духовно-нравственного развития его личности.

  В этом направлении  деятельность педагога  руководствуется  стремлением показать школьникам, их родителям реальную возможность сократить количество мусора, выбрасываемого в природу, и научить использовать вторичные материалы в различных видах рукоделия и декоративного творчества.

  Каждый из нас может внести свой вклад в решение проблемы уменьшения количества бытовых отходов, а это просто необходимо для здоровья и будущего наших детей. И начинать надо именно сейчас, пока на нашей удивительной планете не произошли необратимые негативные изменения.

В подтверждение своих слов хочется привести цитаты из разных публикаций,  посвященных этой проблеме:

     …Отношение к отходам жизнедеятельности (человеческим или промышленным) отражает отношение человека к самому себе, к своему телу…  

Мера цивилизации определяется кол-вом потребляемого мыла. Но куда деть обертку от этого мыла?

В некоторых странах уже при покупке существует залог за упаковку, бутылку и т.п.

В Швейцарии 95% отходов сортируется и даже неиспользованные лекарства собираются отдельно. Условия таковы, что населению это выгодно.

В Калифорнии штраф за выброшенные окурок или бутылку достигает 500 долларов + 2 недели общественных работ по уборке…

В Германии, если кто-либо слил в неположенном месте бензин, любой свидетель может позвонить и пожаловаться …Будут приняты серьезные меры…

Дублин в Ирландии еще 10 лет назад был самым грязным в Европе, а сейчас может служить примером чистейшего во всех отношениях города…

...А в России с 2000г. курс ЭКОЛОГИИ в средней школе перестал быть обязательным, став только факультативным. Школьное экологическое образование рухнуло…

«Эко – элементы» на уроках технологии

пробуждают и формируют уже со школьного возраста устойчивое экологическое мышление ребенка. Ведь именно в это время закладываются многие привычки, которые затем сопровождают нас по жизни.

В основе предмета «Трудовое обучение» девочек лежит домоводство, а если короче – дом. Это именно то, что предстоит создавать и оберегать в будущем каждому человеку. И было бы правильнее раскрыть понятие дома шире: наш дом – это не только семья, это наша школа, наша страна, наша планета,…а еще, наш дом – это наше здоровье.

Как уже упоминалось выше, на уроках кулинарии легко показать учащимся, какое количество бытовых отходов ежедневно выбрасывается каждой семьей. Особенно теперь, в XXI веке, когда создается такое многообразие всевозможных упаковочных материалов.

Каждая женщина-хозяйка ежедневно сталкивается с обычным бытовым мусором. Но не каждая, к сожалению, задумывается о его дальнейшей судьбе. Покупая, а затем, выбрасывая очередную пластиковую или пенопластовую тару, думаем ли мы о том, что вскоре она будет лежать в природе и, не разлагаясь, столетиями отравлять окружающую среду?

Что же можно сделать, если мы уже не представляем себе продукты и товары без одноразовой упаковки, а в универсамах каждый день приобретаем новые большие пакеты для покупок? А значит, теперь снова будут произведены все новые и новые километры полиэтилена и пластика… и так по замкнутому кругу?

Учащимся предлагается широкий спектр материалов, которые в своем многообразии составляют нетрадиционные, так называемые бросовые. Именно из них создается большое количество бытового мусора, который, находясь в природной среде, загрязняет ее, портит внешний вид и создает экологические проблемы. Эти материалы становятся объектом изучения на уроках труда.

Одним из условий сохранения чистоты окружающей среды является снижение количества бытовых отходов, которые в настоящее время окружают нас повсюду. На уроках технологии реально создать условия для творческого подхода учениц к созданию изделий декоративно-прикладного искусства из вторичного сырья. Спектр применяемых материалов из вторичного сырья необычайно широк. Это и обрезки, остатки материалов, пряжи, ниток, бумаги, тесьмы… Традиционно мы используем декорирование использованных банок, бутылок, одноразовой посуды, компакт-дисков и т.д. У девочек формируется понятие о том, что такие изделия при утилизации разлагаются очень долго, что вредит окружающей природе, поэтому «вторая жизнь» старых вещей улучшит экологическую обстановку. Все уроки обязательно сопровождаются просмотром видеофильмов, презентаций о технологии производства ткани, бумаги, пластмассы…

Это способствует формированию у школьниц бережного и экономного отношения к материалам. Ведь вторичное использование бумажной продукции поможет спасти не одно дерево, остатков ткани и пластика – сохранить воздух и воду более чистыми.

Решать на уроках данную проблему в масштабах всей страны не реально, но пытаюсь перенаправить сознание школьниц. Прежде, чем покупать новые поделочные материалы в магазине, попытаться использовать вторично те, которые предназначены «на выброс», хотя являются такими же красивыми и практичными.

    Вот пример на подобную тему: «Изготовление декоративных элементов оформления интерьера к празднику». Материалы: пакеты от хлебобулочных изделий, упаковки от конфет и цветов, пластиковые бутылки.

  Удивительный материал – пластик!  Проблема накопления в окружающей среде многочисленных упаковочных материалов беспокоит неравнодушных людей во всем мире.   Всегда очень радует, если об этом задумываются подростки.    

      В настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также, экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения. Выполнение этих задач я попыталась реализовать через включение учащихся в проектную деятельность.

Презентация «Новая жизнь старым вещам»

Введение элементов экологической подготовки повышает значимость технологического образования. Образовательная область «Технология» призвана пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех. Созданная собственным разумом и изготовленная своими руками вещь делает человека добрее, гуманнее и бережливее.   

Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.


Презентация "новую жизнь старым вещам"
PPT / 10.4 Мб

Предварительный просмотр презентации

ГМО учителей технологии города Димитровграда ноябрь 2019 год

Воспитание – неотъемлемая часть современного образовательного процесса. Еще И.Г. Песталоцци писал: “Воспитание и только воспитание — цель школы”. 

Учебная презентация Автор: Уралева Н.С., учитель технологии МБОУ СШ №9 города Димитровграда Ульяновской области 2018

Выполнила: ФИ, ученица … кл. Руководитель: Уралева Н.С., учитель технологии МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9 города Димитровграда Ульяновской области

Актуальность проекта: сохранение родной природы всегда важно и актуально. Проблема: как сохранить экологию родного края? Объект исследования: старые (морально-устаревшие)вещи. Предмет исследования: способы переделки старых вещей в новые. Гипотеза исследования: Всем миром – на улучшение экологии: будет и чисто и красиво!

Знаете ли вы, что выброшенный мусор долгие годы засоряет природу? Хлопковая одежда –от 6 месяцев до 1года. Шерстяная одежда (свитера, носки) – 1год. Нейлоновая ткань - 30-40 лет; Спандекс, он же лайкра – 100 лет.   Одной из важнейших проблем человечества в начале 21 века является проблема охраны окружающей среды.

Цель: Выяснить: можно ли найти применение старым ненужным вещам. Задачи: Изучить вопрос о необходимости использования ненужных (старых) вещей. Ответить на вопрос «Как дать новую жизнь старым вещам?!» Сделать полезные вещи из ненужных вещей своими руками.

В каждом шкафу или комоде можно найти много изношенных и забытых вещей. Они только занимают место и негативно влияют на общую энергетику помещения. Вторая жизнь ненужных вещей – лозунг творческих людей, рукодельниц, дизайнеров, которые никогда не выкидывают их, а стараются их преобразовать. Одни предметы подходят для детских поделок, другими украшают интерьер, третьи несут практическую ценность.

Исторический аспект Никогда ничего не выкидывай, если не знаешь, откуда это взялось. ©Хью Роусон На протяжении многих столетий женщины перешивали из больших платьев - маленькие для дочек, а боярские платья - для менее богатых родственников. Даже известен такой факт, что платья царских особ, вышитые золотой нитью и кружевами, покупались купчихами для дальнейшей носки, соответственно с ремонтом, или перешивались на нужный размер. Также крепостным отдавались уже ненужные боярские платья. Нас всегда волновала дальнейшая судьба наших старых, но очень любимых вещей. К сожалению, в какой-то момент любимые брюки теряют свой блеск, обносились, стали короткими, а любимая юбка стала маленькой. А блузка, которая еще не успела износиться, лежит в шкафу, так как несмываемое пятно не дает никаких шансов. Что делать? За каждой вещью прячется своя уникальная история, связанная с творчеством, работой или увлечениями.

Новое – это хорошо переделанное старое Дарите своим вещам вторую жизнь. Следуйте трем простым принципам: уменьшать, использовать повторно, перерабатывать. Это позволит решить проблему свалок и снизить количество отходов. Берегите природу!

БАНК ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ

Творчество и фантазия не имеют границ Старые джинсы легко превращаются… в симпатичные пледы, удобные сумки для покупок, подушки, обивку мебели, настенные органайзеры и, в конце концов, элегантные шорты и юбки!

Украшаем интерьер

ВОТ ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ СТАРЫХ РУБАШЕК

Чехол для одежды Чехол для одежды – это очень полезная вещь, которая обезопасит ваши вещи от загрязнений и повреждений при перевозках и переездах. Вы легко можете сделать свой собственный чехол, просто зашив дно рубашки, которая висит на вешалке. Если вы используете рубашку с пуговицами или молнией, вам всегда будет легко добраться к вещам, расположенным внутри. 

Декоративная подушка из трикотажа Старые кофточки за один вечер превратятся в оригинальные подушки для гостиной. Кармашки и пуговицы можно оставить как элемент декора.

Разноцветье лоскутков

Мы привыкли, что подушка — это прямоугольный мягкий предмет, поддерживающий в комфорте нашу голову во время сна. Но она не обязана быть прямоугольной, как и не обязательно использовать подушку только для сна. Существует множество разновидностей этих мягких предметов — как по форме, так и по назначению. Подушки для украшения интерьера, подушки-игрушки, дорожные подушки.  Забавные подушки в интерьере придадут нотки радости в вашу квартиру, обрадуют ваших детей. 

Идеи для детского уголка

Идеи для детского уголка

Сувениры из обрезков ткани

Одежда для домашних животных Когда на улице становится холодно, домашние животные также нуждаются в дополнительном обогреве. Используйте детские футболки и пальто, чтобы пошить одежду для верхней части тела вашего питомца. Пижамы могут стать отличным материалом для штанов. Только не забудьте вырезать отверстие для хвоста вашего четвероногого друга.

Позаботьтесь о своих питомцах Если вы не хотите наряжать своих кошек и собак, используйте старую одежду в качестве подстилки в холодное зимнее время, чтобы вашему питомцу всегда было тепло и уютно. В самом деле, старой рубашкой можно легко обшить его корзинку и заполнить пространство между корзинкой и рубашкой обрезками из другой уже негодной одежды. 

Выводы: Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты в доме и экологической обстановки окружающей среды. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. Не всегда стоит спешить выбрасывать ненужные вещи . Подумайте – возможно из них получится красивая игрушка, украшение для дома… Изделия, сделанные своими руками, не только красивые, но и значительно дешевле, чем купленные в магазине. «Новинки из мусорной корзинки»-это большой вклад в решение экологической проблемы- загрязнение окружающей среды. Тогда вы обязательно сделаете планету чище, а вашу жизнь прекрасней.

Творческий минипроект «Старым вещам – новую жизнь» Обоснование проекта. Зарисовать эскиз в цвете. Выполнить чертеж изделия и пронумеровать все детали. Подобрать материалы для изготовления.

Источники информации Из старых джинсов Х.Волкова. Москва, 2006 г Швейное дело 9-10, В.П. Монастырская. Москва, 1993г Учись шить; 7-9; В.П.Монастырская; Москва Просвещение 1996г Основы технологии швейного производства, Труханова А.Т.; М.: Высшая школа, 1987. "История моды". Нерсесова Я.Н. Москва Просвещение 1990г Сайт http://fb.ru/article/275369/vtoraya-jizn-nenujnyih-veschey-podelki-dlya-doma-svoimi-rukami Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/ Сайт http://www.google.ru/search/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.