Статья на тему «Экологическое воспитание младших школьников»
Экологическое воспитание младших школьников
Петрова Светлана Александровна
Земля – единственная планета Солнечной системы, где есть достаточное количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.
Земля – наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек может быть хозяином. Понятно, что люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы. В последнее время резко возрос интерес к наукам о Земле, к социальным проблемам взаимоотношений человека и природы. Науки о природе связаны между собой. А объединяет их экология, наука «о доме живого существа».
Термин «экология» введён немецким биологом Э.Геккелем в 1866 году, и происходит он от греческого слова «экойс», «экус» - дом, обитание, жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среды.
Большинство учёных сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направить на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера.
Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной.
В арсенал средств её решения (как важное звено и обязательное условие) должно входить экологическое воспитание и образование. Сущность его заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в её мир, понимания, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле.
Многие исследования показали, что большинство людей усваивают те или иные убеждения с детства, до того, как получают возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье.
Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит это процесс медленно и нуждается в совершенстве. Формирование начальных основ экологической культуры у детей требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определённое содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, родителей и педагогов, готовности осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания в обществе и вовлекать окружающих в совместную работу.
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» Так говорил русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живёшь. Величайшие писатели, поэты, художники, композиторы, учёные создали бессмертные произведения под влиянием родной природы. Она вызывала у них творческое вдохновение, помогала овладеть высотами в науке и искусстве. Вдохновенно и преданно любили природу наши русские писатели – Аксаков, Тургенев, Толстой, Пришвин, Паустовский и другие. И если невозможно научить людей так же выражать свою любовь к природе, то можно научить их сопереживать этой любви, открыв человеку глаза на прекрасный мир природы, воспетый этими писателями.
В детском возрасте все слова, сказанные взрослыми, воспринимаются буквально. Особенность отношения ребёнка к словам взрослых необходимо знать и учитывать. В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории, общественно-политической жизни. Они охотно читают рассказы, посвящённые этой тематике, смотрят фильмы. Ребёнок начинает высоко ценить авторитет старших: их речь, внешний вид, умение сдерживать обещания. Поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребёнка. Поэтому уже в детском возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. У детей младшего возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость доброту. Чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Важный инструмент педагогики – русская народная игрушка. Она – эталон стабильности национального менталитета. Если в возрасте до года ребёнок подержит в руках народную игрушку, погладит деревянного коня или тряпичную куклу, то в 30 лет, потрогав дерево, он вспомнит себя в детстве – он «укоренён».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский обращал внимание на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды не неё, оценить её экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой.
На отношение детей к природе влияют пол, индивидуальные особенности, место жительства, профессия и образование родителей. Так, девочки эмоциональнее воспринимают ландшафт. Мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами или заняться спортом. Есть различия в отношении к природе у сельских и городских детей. В семьях с меньшим уровнем образованности родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей с окружающей средой.
Большое значение для экологического воспитания детей имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных). Вместе с тем необходимо обращать внимание детей и на отрицательные факты воздействия человека на природу, экологические трудности в данном регионе (высокую загрязнённость воздуха, воды, почв).
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в воде, пище, тепле, свете). Что каждый живой организм живёт, растёт, развивается, если для этого имеются необходимые условия.
Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно охраняются самим населением. Всё это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сёл, деревень.
Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты (правильный сбор даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостность и условия жизни).
Воспитание разумных потребностей и высокой культуры потребления личности должно начинаться в семье с раннего возраста и в дальнейшем поддерживаться педагогами.
Детей важно включать в общественно полезную деятельность экологического характера – выращивание растений, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку, защиту муравьёв и другие.
Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в совместном взаимодействии семьи и различных учреждений образования и культуры, в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития ребёнка.