12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Векшина Е.Н.84
Россия, Краснодарский край, Армавир
2

Статья на тему «К вопросу обучения детей с ОВЗ русскому языку в коррекционной школе»

    В данной статье представлен педагогический опыт практикующего учителя русского языка специальной (коррекционной) школы, рассмотрены особенности обучения и воспитания обучающихся, имеющих умственную отсталость, отмечена специфика построения урока. Также отражены особенности психических процессов контингента, особенности мышления, внимания, памяти, воображения и учёт их в работе педагога.

  Работа учителя русского языка в коррекционной школе необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства и терпения. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель также должен знать психологические и физиологические особенности детей. Работа с детьми, имеющими отклонения здоровья требует индивидуального подхода в обучении, так как эти ученики быстро утомляются и испытывают большие затруднения в усвоении изучаемого материала. Поэтому задача учителя правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету. Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. Надо подбирать такой учебный материал, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был позитивным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку.

Активизировать учебный процесс и сделать его интересным помогают разнообразные проблемные вопросы и поисковые задачи (ребусы, кроссворды, шарады, загадки). Некоторые из них:

  1. Шутка по теме «Имя прилагательное»

      Шли двое, остановились. Один другого спрашивает:

      - Это чёрная?

      - Нет, красная.

      -  А почему она белая?

      - Потому что зелёная.

      Ответ: По наводящим вопросам подводим детей к описанию смородины.

  1. Задание по теме «Имя существительное»

            Что объединяет записанные слова?

            Каникулы, ножницы, санки.

            Ответ: Все слова употребляются только во множественном числе.

  1. Загадка-шутка по теме «Местоимение»

            Чашки всё ещё грязные? – спросила мама.

            Дети составляют из предложенных местоимений правильный ответ: ТЫ. ОНИ, ВЫ,                 МЫ).

      Ответ: ОНИ ВЫМЫТЫ.

  1. Шарады по теме «Состав слова»

      Корень мой находится в снегу,

      В подставке я приставочку найду.

      Суффикс мой вы в чайнике встречали.

      А сам расту я на поляне.

      Ответ: Подснежник.                     

  1. Урок-закрепление знаний о частях речи

     Задуманы слова разных частей с окончанием – а . Дети называют части речи и                     приводят примеры (существительное ж.р.: сестра; м.р.: дедушка; глагол прошедшего        времени женского рода гуляла, местоимение: она.

  1. Ребусы

      7 я (семья), 100 г (стог), 40 а (сорока), 100 л (стол).

  1. Чем различаются одинаковые по произношению и написанию слова?

Снежное покрывало землю покрывало.

Стою на этом берегу, покой границы берегу.

Дети сравнивают слова разных частей речи, определяют их признаки.

  Ответы на многие вопросы по грамматике и орфографии требуют анализа языкового материала, выявления сходных и отличительных признаков, умения сопоставлять явления, устанавливать внутрипредметные связи,  рассматривать их во взаимодействии и находить различие в сходных и общее в разных, на первый взгляд, явлениях языка. Способность к переносу, применению знаний в новой ситуации является показателем знаний. 

  Таким образом, урок в коррекционной школе имеет отличный от массовой школы тип. Педагогу необходимо построить образовательный процесс таким образом, что, получая порцию нового материала, школьнику нужно незамедлительное закрепление этого материала через упражнения и практические действия. Каждый этап урока русского языка заканчивается пошаговым контролем усвоения знаний, умений, навыков и также носит индивидуальный характер контроля усвоения знаний. Каждый урок учитель проводит с опорой на личный опыт ученика, потому школьнику легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями и переживаниями.

 

 

 

 

Опубликовано в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.