Статья на тему «К вопросу обучения детей с ОВЗ русскому языку в коррекционной школе»
В данной статье представлен педагогический опыт практикующего учителя русского языка специальной (коррекционной) школы, рассмотрены особенности обучения и воспитания обучающихся, имеющих умственную отсталость, отмечена специфика построения урока. Также отражены особенности психических процессов контингента, особенности мышления, внимания, памяти, воображения и учёт их в работе педагога.
Работа учителя русского языка в коррекционной школе необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства и терпения. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель также должен знать психологические и физиологические особенности детей. Работа с детьми, имеющими отклонения здоровья требует индивидуального подхода в обучении, так как эти ученики быстро утомляются и испытывают большие затруднения в усвоении изучаемого материала. Поэтому задача учителя правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса к предмету. Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. Надо подбирать такой учебный материал, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был позитивным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку.
Активизировать учебный процесс и сделать его интересным помогают разнообразные проблемные вопросы и поисковые задачи (ребусы, кроссворды, шарады, загадки). Некоторые из них:
- Шутка по теме «Имя прилагательное»
Шли двое, остановились. Один другого спрашивает:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зелёная.
Ответ: По наводящим вопросам подводим детей к описанию смородины.
- Задание по теме «Имя существительное»
Что объединяет записанные слова?
Каникулы, ножницы, санки.
Ответ: Все слова употребляются только во множественном числе.
- Загадка-шутка по теме «Местоимение»
Чашки всё ещё грязные? – спросила мама.
Дети составляют из предложенных местоимений правильный ответ: ТЫ. ОНИ, ВЫ, МЫ).
Ответ: ОНИ ВЫМЫТЫ.
- Шарады по теме «Состав слова»
Корень мой находится в снегу,
В подставке я приставочку найду.
Суффикс мой вы в чайнике встречали.
А сам расту я на поляне.
Ответ: Подснежник.
- Урок-закрепление знаний о частях речи
Задуманы слова разных частей с окончанием – а . Дети называют части речи и приводят примеры (существительное ж.р.: сестра; м.р.: дедушка; глагол прошедшего времени женского рода гуляла, местоимение: она.
- Ребусы
7 я (семья), 100 г (стог), 40 а (сорока), 100 л (стол).
- Чем различаются одинаковые по произношению и написанию слова?
Снежное покрывало землю покрывало.
Стою на этом берегу, покой границы берегу.
Дети сравнивают слова разных частей речи, определяют их признаки.
Ответы на многие вопросы по грамматике и орфографии требуют анализа языкового материала, выявления сходных и отличительных признаков, умения сопоставлять явления, устанавливать внутрипредметные связи, рассматривать их во взаимодействии и находить различие в сходных и общее в разных, на первый взгляд, явлениях языка. Способность к переносу, применению знаний в новой ситуации является показателем знаний.
Таким образом, урок в коррекционной школе имеет отличный от массовой школы тип. Педагогу необходимо построить образовательный процесс таким образом, что, получая порцию нового материала, школьнику нужно незамедлительное закрепление этого материала через упражнения и практические действия. Каждый этап урока русского языка заканчивается пошаговым контролем усвоения знаний, умений, навыков и также носит индивидуальный характер контроля усвоения знаний. Каждый урок учитель проводит с опорой на личный опыт ученика, потому школьнику легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями и переживаниями.