Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лицей "Школа менеджеров" города Новомосковск
Экологический проект
Тема: «Экология рек и водоёмов»
Автор проекта:
Буслаева Э.Е., 9 А класс
Руководитель:
Артамонова О. В., учитель биологии
г. Новомосковск
2019 г.
Оглавление
2. Методы и практическая значимость проекта. 3
3.1 Причины загрязнения воды. 4
3.2 Последствия загрязнения рек и водоёмов. 5
3.3 Биоиндикация загрязнения водоемов. 7
4.1 Исследование ситуации в городе Новомосковске. 9
Возможна ли жизнь без чистой воды? Ответ однозначный: конечно нет! Загрязнение воды - это серьёзная экологическая проблема. Вода – основа внутренней среды организма, она необходима для орошения, судоходства, гидроэнергетических целей. Вода - важнейший компонент природы, среди которой живут люди. В грязной воде рек, озер гибнет все живое, она становиться источником заболеваний людей. Теряют свою прелесть прогулка, туристическое путешествие по реке, жизнь людей была бы среди грязных рек и водоёмов безрадостной и опасной для жизни.
Проблема загрязнения водоемов является одной из самых актуальных для Тульской области.
- Цели и задачи.
Цель проекта: изучить состояние воды в реках и водоёмах г. Новомосковска для разработки мероприятий по улучшению её качества.
Цель проекта может быть достигнута путем решения следующих задач:
исследовать проблему загрязнения воды, причины этого и возможные последствия;
исследовать методы индикации и оценки загрязнения воды;
проанализировать экологическое состояние воды г. Новомосковска;
привлечь внимание населения к проблеме загрязнения воды;
внести свой вклад в повышение уровня экологического воспитания населения;
разработать мероприятия по охране рек и водохранилищ г. Новомосковска и приступить к их реализации.
Время проведения исследования: июнь-август 2018 года.
Сроки реализации проекта: декабрь 2018 г.- май 2019г.
- Методы и практическая значимость проекта.
При исследовании экологического состояния воды города Новомосковска были использованы следующие методы:
анализ литературных источников;
метод наблюдения;
эксперимент;
опрос.
Практическая значимость проекта.
Особую пользу могут иметь разработанные мною мероприятия по повышению уровня экологического воспитания населения и охране вод.
3. Теоретическая часть.
3.1 Причины загрязнения воды.Сточные воды - это та вода, которая оказывается в канализации.
Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. Основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества, которые наносят основной урон по живым водным организмам.
Промышленные отходы. Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно (это ведь самый простой способ избавиться от них, и самый вредоносный). А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде.
Фермерские хозяйства. Из-за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды).
Утечки нефти. К сожалению, случаются они слишком часто. По некоторым данным, в одной лишь Америке происходит более 10 тысяч утечек нефти каждый год. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы.
Твёрдые отходы. В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве каких-то помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Из-за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах.
Тепловое загрязнение. Под этим пунктом подразумевается слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. По своему составу вода не представляет никакой опасности, поскольку берётся из тех же водоёмов, но её повышенная температура оказывает неблагоприятное воздействие. Из-за увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное зарастание водорослями.
Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из-за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, из-за чего образуются концентрированные кислоты. Также продукты промышленной деятельности могут вступать в реакцию с водой и в атмосфере, из-за чего идут кислотные дожди, тоже наносящие большой вред водоёмам.13
По мере развития цивилизации растет угроза экологической безопасности для всей планеты. Это касается и загрязнения водных источников, ведь последствия загрязнения воды могут быть катастрофическими для всего человечества. Именно промышленные отходы и вызывают такие печальные последствия, поскольку современное состояние очистительных сооружений оставляет желать лучшего или же вовсе отсутствуют необходимые системы промышленной очистки воды. 7
Как свидетельствуют отчеты экспертов ООН, которые публикуются ежегодно в преддверии Всемирного дня воды (22 марта), количество людей, заболевающих и умирающих от употребления загрязненной воды, практически равно количеству жертв различных видов насилия. И по мере развития индустриализации и урбанизации степень загрязнения воды только увеличивается. По оценкам независимых экспертов, от заболеваний, вызванных употреблением чрезмерно загрязненной воды, погибает в год не менее 1,8 миллиона детей во всем мире. Причем возраст их не превышает пяти лет.
Таким образом, последствия употребления загрязненной воды для человека, это различные кишечные и инфекционные заболевания — холера, тиф, гепатит, дизентерия, гастроэнтерит. Кроме того, загрязнение воды приводит к ухудшению состояния кожи, отрицательно сказывается на состоянии волос, приводит к порче зубов. Хлор, который используется для водоподготовки питьевой воды в системах центрального водоснабжения, очень часто не вступает в реакцию с некоторыми элементами. Например, хлор совершенно не влияет на соединения фтора и фенола, которые оказывают на деятельность печени и почек отрицательное воздействие. Почки и печень — это та зона риска, для которой употребление загрязненной воды имеет самые пагубные последствия.
Негативные последствия загрязнения воды, а именно большое содержание в ней свинца, кадмия, хрома, бензопирена для человека выражаются в стремительном ухудшении здоровья. Критическое накопление в организме этих вредных элементов зачастую становится причиной появления онкологических заболеваний, а также расстройств центральной и периферической нервной систем. Кишечные палочки, энтеровирусы — это вредные микроорганизмы, оказывающие негативное воздействие на работу желудочно-кишечного тракта. Если не подвергать воду дополнительной обработке, то последствия легко предугадать — это развитие мочекаменной и желчнокаменной болезней, нарушение работы сердечнососудистой систем. Также велика вероятность заболеваний хроническими нефритами и гепатитами.
В нашей стране на сегодняшний день более 50 процентов городских систем водоснабжения исчерпали свой эксплуатационный ресурс, и находятся в аварийно-опасном состоянии. Это является последствием их длительного использования. Более того, как показывают результаты проводимых проверок, у подавляющего большинства отечественных промышленных предприятий отсутствуют какие бы то ни было сооружения по водоочистке, так что свои отходы они сбрасывают в открытые водоемы. Не стоит и говорить о том, какие последствия данные действия имеют для природы.
Что касается таких водоемов как реки и озера, то в них загрязнение происходит по причине использования различных современных химикатов и удобрений. Как утверждают ученые, 80 процентов из них не проходили никаких испытаний, поэтому даже трудно сказать, какими будут последствия.
Загрязняющие вещества могут попасть в воду на любом этапе оборота воды, а последствия загрязнения воды, а именно ее употребления, могут проявляться не сразу, а спустя некоторое время, пока в организме накопится большое количество вредных элементов.
К тому постоянное загрязнение воды приводит к снижению запасов пресной воды, что является не менее значимой проблемой.14
3.3 Биоиндикация загрязнения водоемов.Биоиндикация — оценка качества природной среды по состоянию её биоты. Биоиндикация основана на наблюдении за составом и численностью видов-индикаторов. Основой задачей биоиндикации является разработка методов и критериев, которые могли бы диагностировать ранние нарушения в наиболее чувствительных компонентах природных сообществ. В качестве биоиндикаторов часто выступают лишайники, в водных объектах — сообщества бактерио-, фито-, зоопланктона, зообентоса, перифитона.8
Лучший индикатор опасных загрязнений - прибрежное обрастание, располагающиеся на поверхностных предметах у кромки воды. В чистых водоемах эти обрастания ярко-зеленого цвета или имеют буроватый оттенок. Для загрязненных водоемов характерны белые хлопьевидные образования. При избытке в воде органических веществ и повышения общей минерализации обрастания приобретают сине-зеленый цвет, так как состоят в основном из сине-зеленых водорослей. При нехорошей очистке фекально-бытовых сточных вод обрастания бывают белыми либо сероватыми. Как правило, они состоят из прикрепленных инфузорий (сувойки, кархезиум и других). Стоки с избытками сернистых соединений могут сопровождаться хлопьевидными налетами нитчатых серобактерий-теотриксов.15
4. Практическая часть.
4.1 Исследование ситуации в городе Новомосковске.
1. В начале своего исследования оценила состояние воды в различных водоемах Новомосковска при помощи биоиндикатор, находящихся в воде . Для этого я выбрала четыре участка:
первый – небольшой водоём за городом, находящийся в дали от дорог и предприятий;
второй – водоем в детском парке, находящийся в середине города, примерно в 500 метрах от дороги;
третий – водоём за городом в дачном кооперативе вдалеке от дорог;
четвертый – небольшой водоём вблизи предприятия и дороги.
На каждом водоёме я изучила прибрежные обрастания на участке площадью 100х30 см и результаты занесла в таблицу №1.
Таблица №1
Номер участка |
Площадь изучаемого участка |
Цвет прибрежных обрастаний |
Качество воды в соответствии с биоиндикацией |
1 |
100х30 см |
Обрастания ярко-зеленого цвета, местами бурые |
Цвет обрастаний соответствует норме |
2 |
100х30 см |
Большинство обрастаний белые и хлопчатые и лишь местами бурые |
Водоем загрязнен, так как такой вид обрастаний для этого характерен |
3 |
100х30 см |
Обрастания примерно в одинаковых пропорциях сине-зелёные и бурые |
Такие обрастания характерны для избытка органических веществ |
4 |
100х30 см |
Обрастания белые хлопчатые, местами серые |
Такие обрастания характерны для загрязненных водоемов, в которые производится сброс отходов |
На основании данных таблицы №1 можно сделать следующие выводы:
наименее загрязненным является небольшой водоём за городом (участок №1), так как он находится вдалеке от дорог и предприятий, основных источников загрязнений, к тому же на этом озере не бывает большого числа людей, которые так же могут загрязнять водоёмы;
участок №3 (водоём за городом в дачном кооперативе) загрязнен чуть сильнее первого участка, так как находится вдалеке от дороги, но при этом в нем есть избыток органических веществ из-за использования данных в садоводстве;
участок №2 (водоем в детском парке) загрязнен довольно сильно, так как находится в середине города в небольшом отдалении от дороги и к тому же в месте скопления людей;
самым загрязненным является небольшой водоём вблизи предприятия и дороги (участок №4), так как находится в непосредственной близости от таких источников загрязнений, как предприятие и проезжая дорого.
Таким образом можно сказать, что проблема загрязненности рек и водоёмов затронула и наш город, что эта проблема является действительно существенной для общества и что ситуация с экологией рек ухудшается ежедневно.
2. Наблюдение за количеством мусора (бутылки, жестяные банки и прочий мусор) в прибрежной зоне водоема на участке 100х100 см (для этого наблюдения взяты те же четыре водоёма, только большей площадь участков). Результаты наблюдений представлены в таблице №2.
Таблица №2
Номер участка |
Размеры изучаемого участка |
Количество мусора (бутылок, жестяных банок и прочего) |
Примерный объём, занимаемый мусором В % |
1 |
100х100см |
0 |
0 |
2 |
100х100см |
15 |
17 |
3 |
100х100см |
6 |
7 |
4 |
100х100см |
20 |
26 |
Таким образом, можно прийти к выводу, что на загрязнение рек и водоемов влияют не только выбросы с различных предприятий, но и непосредственно сами люди, которые, возможно, того не понимая, загрязняют реки и водоемы специально или случайно, выкидывая туда мусор. К такому выводы можно прийти из результатов наблюдений, описанных в таблице №2. Самое большое количество мусора в местах постоянного скопления людей, а в отдаленных от города местах почти нет мусора в прибрежных водах. Полное же его отсутствие наблюдается в тех местах, где почти нет людей (Участок №1).
3. Чтобы лучше понять, насколько жители города понимают экологическую проблему загрязнения рек и водоемов, я провела опрос. Для этого в местах большого скопления людей таких, как остановки, территории вблизи вокзалов, магазинов, кафе, офисов, я задавала встречным людям в возрасте от 12 до 70 лет один и тот же вопрос: «Насколько серьезной/ значимой для нашего города и страны в целом вы считаете проблему загрязнения рек и водоемов?». Ответ я предлагала дать в виде цифры от 1 до 10 (Проблема надумана и совершенно не серьезна – 1, Одна из самых актуальных проблем – 10) .
Опросив более 100 человек, я пришла к выводу, что оценки этой проблемы зависели и от возраста. Учащиеся в школе и институте, как правило, оценивали эту проблему выше и считали ее более серьезной, чем люди старшего поколения. Потому что сейчас о данной проблеме рассказывается в учебных заведениях, а особенно много в интернете. Хотя среди опрошенных мною людей, были и те, кто по профессии или по собственным интересам разбирался в теме. Поэтому средней оценкой стал балл 4, 9.
Более подробные результаты на диаграмме №1
Диаграмма №1
Значит, что люди не в полной мере понимают всю серьезность проблемы, поэтому нужно искать пути решения.
5. Методы решения проблемы загрязнения рек.
5.1 Государственные мерыДля решения данной проблемы 18 октября 1995 года был принят Государственной думой Водный кодекс российской федерации, который устанавливал что:
Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов.1
Загрязнение вод — в законодательстве Российской Федерации расценивается как экологическое преступление, объективную основу которого составляют загрязнение, засорение, истощение поверхностных вод, подземных вод, источников питьевого водоснабжения, а также другие изменения их свойств, в ходе которых был причинён существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.6
В зависимости от тяжести последствий загрязнение вод может рассматриваться как административное или уголовное правонарушение.3
5.2 Пути решения проблемы в моем городе
Итак, мы убедились в актуальности проблемы загрязнения рек и водоёмов для нашего города и в том, что, хотя основным источником загрязнения являются предприятия, регуляция работы которых осуществляется на муниципальном уровне, мы тоже несем огромную долю ответственности за сохранение чистоты рек и водоёмов. Каждый из нас должен задать себе вопрос: что лично я могу сделать для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию с загрязнением вод в своем городе?
Очевидно, что вклад отдельного человека заключается, прежде всего, в соблюдении экологического образа жизни и его пропаганде. Я разработала мероприятия по охране вод г. Новомосковска и формированию экологического воспитания населения, которые могу осуществить:
1. Организовать пропаганду экологической грамотности учеников нашего лицея:
провести с учителем биологии открытые уроки, посвященный проблеме загрязнения рек и водоёмов (в декабре 2018 провели только в 5-6 классах, в январе 2019 – в 9-х) (Приложение 1), в феврале - марте 2019 планируем в 7,8,10,11 классах);
опубликовать результаты моего исследования в школьной газете (март 2019);
выпустить брошюру на тему: «Загрязнение вод: причины и следствия» (март 2019);
выступить на ежегодной научно-практической конференции, проводимой в нашем лицее весной с результатами экологического исследования чистоты воды в г. Новомосковске (апрель 2019);
выступить на ежегодной городской конференции «Юные исследователи» в феврале (заявку уже подали);
оформить экологический стенд «Вода- это жизнь» (оформили стенд с пятиклассниками в декабре 2018 (Приложение 2), планируется обновление стенда в марте-апреле 2019 с привлечением одноклассников);
организовать конкурс рисунков и других творческих работ на тему: «Чистота воды – чистота жизни» (в декабре проводился конкурс на лучшее стихотворение о воде среди 5-6 классов, в январе выявили победителя (Приложение 3))
2. Организовать пропаганду экологической грамотности местного населения:
выпустить листовки, которые можно разместить на информационных стендах нашего города, а также раздавать их прохожим и детям в детских садах (в листовках содержится информация о том, как каждый из нас может повлиять на ситуацию с загрязнением вод)
3. Организовать группу волонтеров для борьбы с загрязнениями водоёмов в парке.
4. Привлечь внимание местных властей к проблеме загрязнения рек и водоемов, обратится к органам местного самоуправления с предложениями: - проводить еженедельную акцию «Рейд – чистый берег»
5.2.1 Ожидаемый позитивный эффект от реализации проекта:1. Вовлечение учеников и учителей МБОУ «Лицей «Школа менеджеров», а также жителей нашего города в природоохранную деятельность.
2. Привлечение внимание властей к проблеме загрязнения рек и водоёмов в г. Новомосковске.
3. Улучшение экологической ситуации в городе.
Заключение.
Таким образом, в ходе исследования я пришла к следующим выводам:
1. Загрязнение рек и водоёмов пагубно влияет на здоровье человека, а также является поистине глобальной проблемой, игнорирование которой может привести к необратимым катастрофическим последствиям для нашей планеты.
2. Большинство загрязняющих веществ поступает в воды из антропогенных источников, причем разрушительна деятельность не только промышленных предприятий, но и каждого человека в отдельности.
3. Основными методами защиты вод на уровне индивидов являются воспитание экологического сознания и пропаганда экологически целесообразного поведения.
Источники информации
1. Водный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 18 октября 1995 года
2. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. – Экология Росии. Книга для учителя. Методический коментарий). Изд. 2-е – М.: АО «МДС», 1996. – 160с.
3. Михеев А. В. и др. Охрана природы. М.: Просвещение, 1987.
4. Перегудов В. А., Болдырев В. И. – Основы экологических знаний. Ч. I. Как устроен окружающий нас мир. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1995. – 93 с., ил.
5. Путилов А. В., Копреев А. А., Петрухин Н. В. Охрана окружающей среды. М.: Химия, 1991.
6. Проблемы Тульской воды. Сборник. Тула: Приок. кн. изд-во, 1982.
7. Пеньков В. В., Стекунов С. М. Край наш Тульский. Ч I. Тула: Приок. кн. изд-во, 1977.
8. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. М.: Изд. МНЭПУ, !993.
9. https://ecoportal.info/ekologicheskie-problemy-rek/
10. a-portal.moreprom.ru/pages%2Bview%2B105.html
11. water-rf.ru/Глоссарий/1338/Загрязнение_воды
12. ecology.md/page/6-osnovnyh-prichin-zagrjaznenija-vody
13. https://naturae.ru/ekologiya/ekologicheskie-problemy/zagryaznenie-vody.html
14. www.bwt.ru/useful-info/1239/
15. https://урок.рф/library/bioindikatori_zagryazneniya_vodoy omov_191001.html
16. pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=1020 38209&rdk=8&&empire=
Приложение 1.
1. Урок в 6а классе 19 декабря 2018 года. Тема урока: «Загрязнение рек и водоемов».
2. Урок в 9а классе 15 января 2019 года. Тема урока: «Как сохранить природу?»
Приложение2.
Экологический стенд в кабинете биологии «Вода – это жизнь!», на нем работы детей 5 –х классов.
Приложение 3.
Победитель творческого конкурса стихотворений о воде – Забнева Валерия , ученица 6 б класса.
Вода - источник нашей жизни.
Она питает организм,
Дает нам бодрость, силы, мысли,
Внутри заводит механизм.
Она нужна нам всем повсюду:
Полить цветы, руки помыть.
Также с утра смочить дорогу,
Машину легче так водить.
В быту вода большой помощник.
Всегда поможет постирать,
Убрать квартиру, приготовить
И наконец-то чай подать.
В общем, ребята, берегите,
Не загрязняйте вы ее.
А лучше жизнью наградите
За труд, за верность, за житьё.