Лабораторная работа по экологии «Анализ кислородного баланса водоемов модель Стритера-Фелпса» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Среда — это все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, рост, выживаемость, размножение и многое другое.
Условия существования или условия жизни — это совокупность необходимых для организма элементов среды, с которыми он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.
Экологические факторы — компоненты среды, которые прямо или косвенно воздействуют на живые организмы. Экологические факторы — составляющая часть экосистемы, во многом определяющая ее характер (состав, структуру и функцию). Экологические факторы делятся на абиотические, т.е. факторы неорганической, или неживой, природы, и биотические — факторы, связанные с жизнедеятельностью организмов. Совокупность абиотических экологических факторов в пределах экосистемы называется экотопом, вся совокупность экологических факторов, включая биотические, — биотопом.
Абиотические экологические факторы в любой экосистеме определяют характер биотических экологических факторов и состав экосистемы. К абиотическим экологическим факторам относятся:
климатические — свет, тепло, воздух, вода (включая осадки в различных формах и влажность воздуха);
Биотические экологические факторы — следствие взаимоотношений организмов (взаимоотношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин», конкуренция) или изменений биотопа вследствие накопления детрита (гумуса почвы, торфа, сапропеля, лесной подстилки, ветоши и т.д.).
Анализ кислородного баланса водоемов, модель Стритера-Фелпса
Цель работы: провести анализ кислородного баланса водоемов
Рассмотрим кислородный баланс реки в условиях ее загрязнения достаточно легко окисляемыми отходами, например, органического происхождения. При попадании таких отходов в воду начинается процесс их биохимического разложения, который протекает с использованием растворенного в воде кислорода, что может привести к падению его концентрации в воде. Так как растворенный кислород является одним из основных лимитирующих факторов для водных экосистем, то падение его концентрации может быть сопряжено с разной тяжести нарушениями в их функционировании.
Рассмотрим взаимосвязи между концентрациями растворенного кислорода и органических отходов. Концентрацию отходов измеряют величиной так называемого биохимического потребления кислорода (БПК), которая представляет собой количество кислорода на единицу объема воды, необходимое для разложения отходов, единица измерения БПК — мг/л О2.
Скорость разложения отходов пропорциональна их концентрации в воде при условии, что кислорода достаточно для их полного разложения.
При отсутствии отходов концентрация кислорода в воде колеблется около равновесного значения. При наличии отходов реальная концентрация кислорода будет снижаться. Однако существуют процессы, обеспечивающие увеличение концентрации кислорода в воде, например, реаэрация — поглощение кислорода атмосферы поверхностью воды.
Опишем процессы, формирующие кислородный баланс реки при наличии загрязнения. Введем обозначения:
Ь — биохимическое потребление кислорода (ВПК), мг/л;
Со2 (о — большая или маленькая?) — равновесная концентрация кислорода в воде при отсутствии отходов, мг/л;
С — концентрация кислорода в воде при наличии отходов, мг/л;
Б = Со2 - С — дефицит кислорода в воде вследствие загрязнения, мг/л;
к1 — скорость потребления кислорода на разложение отходов, вследствие выбора единиц измерения она равна скорости разрушения отходов, 1/сутки;
к2 — скорость реакции, 1/сутки.
В этих обозначениях процессы разложения отходов и формирования кислородного баланса в водоеме описываются следующими простыми уравнениями, получившими название модели Стритера-Фелпса, по имени ученых, впервые их использовавших для анализа такой ситуации:
Контрольные вопросы
1.Что такое биохимическое потребление кислорода?
Биохимическое потребление кислорода (БПК) — количество кислорода, израсходованное на аэробноебиохимическое окисление под действием микроорганизмов и разложение нестойких органических соединений, содержащихся в исследуемой воде. БПКявляется одним из важнейших критериев уровня загрязнения водоема органическими веществами, он определяет количество легкоокисляющихся органических загрязняющих веществ в воде.
2.Что такое аэрация воды?
Аэра́ция (от греч. ἀήρ — «воздух») — естественное проветривание, насыщение воздухом, кислородом (организованный естественный воздухообмен).Аэрацией называется процесс, при котором воздух тесно контактирует с водой (жидкостью).
3.Из чего складывается кислородный баланс реки?
Размер дебита кислородного баланса реки дает только качественную информацию о процессах самоочищения, в том числе и о аэробном биохимическом окислении.
Для характеристики кислородного баланса воды принято вычислять процент ее насыщения.
Для повышения кислородного баланса смесевого топлива ( у перхлората аммония массовое содержание свободного кислорода составляет 34 %) в качестве связующего компонента используют нитразол, основу которого составляет нитроцеллюлоза.
Расчет по кислородному балансу производится как с учетом, так и без учета реаэрации. Расчет с учетом реаэрации более точен, но для него требуется много исходных данных, получаемых в результате подробных изысканий. Очень часто эти данные отсутствуют.
Расчет по кислородному балансу производим как с учетом, так и без учета реаэрации.
Расчет по кислородному балансу производим как с учетом, так и без учета реаэрации.
Составы с отрицательным кислородным балансом, если в процессе их горения участвует кислород воздуха, дают большее количество тепла, чем етехиометрические составы из тех же компонентов. Для составов с отрицательным кислородным балансом иногда используют термин - теплотворная способность.
4.Как влияют промышленные сбросы на концентрацию кислорода в воде?
5.Почему растворенный кислород является лимитирующим фактором для водных экосистем?
Экосистемы внутренних водоёмов
Пресный водоем. Пресные водоемы и особенности жизни в них
Вода и водоемы ≈ Какие бывают водоемы ≈ Название водоемов
Болото и его обитатели
Причины превращения пресных водоемов в болото
Круговорот воды
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html