12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 


Экология  языка  

Конспект урока по подготовке к сочинению

в формате ЕГЭ по русскому языку

Тетеревятникова Наталья Филипповна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ РО "Неклиновская школа-интернат

с первоначальной лётной подготовкой

им. Четвёртой Краснознаменной Воздушной Армии"

Аннотация 

Методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка по теме «Проблема экологии языка», разработанного и реализуемого в рамках раздела «Культура речи» программы по русскому языку в 11 классе.

Тип урока (занятия): урок комплексного применения знаний и умений.

Занятие на деятельностной основе.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Сформированность норм СРЛЯ и их применение в речевой практике;

Сформированность навыка информационной переработки текста;

Сформированность навыка создания текста сочинения по плану и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению на ЕГЭ.

Метапредметные:

Умение определять цели деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;

Формирование УУД.

Личностные:

Диалог, навыки сотрудничества, нравственное сознание и поведение на основе усвоенных ценностей;

Сформированность экологического мышления (в том числе – бережного отношения к языку);

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать мнение других участников деятельности, решать конфликты;

Владение языковыми средствами, навыками познавательной рефлексии.

Методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Оборудование:

  • Текст Б.Пивоварова о русском языке
  • Задания для групп
  • Презентации:

«Б. И. Пивоваров – богослов, учитель, публицист»

«Сочинение-рассуждение: критерии оценки, структура, план»

Ход урока

Организационный этап.

Рапорт. Приветствие. Отслеживаются речеэтикетные нормы военного приветствия.

Мобилизационный этап

Учитель. Уважаемые воспитанники!

На ближайший урок мы с вами – один экипаж, одна команда. Давайте пожелаем нашему экипажу слаженной работы и удачного полёта!

Поехали!

Интеллектуальная разминка

Прочитайте, соблюдая нормы ударения, слова: комната досУга, аэропОрты, призЫв, ходАтайство

Образуйте Р.п. мн.ч. слов: носки, ботинки, сапоги, берцы (берцев), солдаты

Комментарий. Для отработки орфоэпических и морфологических норм подобраны слова, широко употребляемые в воинской речи.

Актуализация знаний.

Диалог

- Над какими нормами русского языка мы поработали в начале урока?

- В каких заданиях ЕГЭ представлены эти нормы?

-Какие другие нормы русского литературного языка представлены в материалах ЕГЭ?

Дискуссия «Экология языка»

-Для чего нужны языковые нормы? (Поддерживают целостность, устойчивость системы языка)

-Почему необходимо соблюдать правила языка и нормы культуры речи?

-Докажите важность соблюдения речевых норм для будущего офицера?

-Как вы можете охарактеризовать отношение к норме у современной молодёжи?

-Согласны ли вы с термином «экология языка»?

-Что означает, по-вашему, это понятие?

Выдвижение целей

Предположите, какой проблеме мы посвятим сегодняшнее сочинение? (Проблеме экологии языка).

Что мы должны вспомнить? (Критерии оценивания, структуру, план сочинения-рассуждения).

Чему должны научиться? Цель? (Написать сочинение по проблеме экологии языка в соответствии с критериями оценки).

Знакомство с текстом (чтение по цепочке)

Разбивка на группы. Ребята, предлагаю поработать группам по выработке основных компонентов сочинения.

Работа групп

Задания для группы № 1(Вступление – заключение)

1.Обратите внимание, какие вопросы ставит перед читателями в своей статье Б.ПивоваровНеужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?!», « Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?», « Как наше слово отзовётся в окружающем мире?»)

2. Считаете ли Вы риторическими вопросы?

3. Предложите свои ответы на эти вопросы.

4. Можно ли использовать вопросы, поставленные автором статьи, и ответы на них во вступлении или заключении?

5. Предложите 2-3 варианта вступления к сочинению. Какой из вариантов подошёл бы в качестве заключения?

Задания для группы № 2 (Комментарий 1)

1.Внимательно прочитайте фрагмент текста (Предложения № 3 – 8).

2. Как, по мнению автора, связаны понятия «циничное поведение», «бесстыдство» и «сквернословие»?

3. В чём опасность сквернословия? Почему автор считает сквернословие преступлением?

4. С чего начинается преступление границы добра и зла, по мысли Б. Пивоварова? (« А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов»).

5. Отвечая на эти вопросы, напишите комментарий к примеру-иллюстрации из текста

Задания для группы № 3(Комментарий 2)

1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором автор говорит об «одежде души» человека. Что происходит с ней, когда человек слышит сквернословие?

2. Сравнивая одежду человека с «невидимой для глаза, но ощутимой для внутреннего чувства» «одеждой души», автор пишет о людях, которые «привыкли всегда ходить только в грязной одежде» («и ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит их») и о тех, кто привык ходить в чистой и опрятной одежде. Как Вы понимаете эти слова?

3. К какому типу людей Вы относите себя?

4. Какую мысль хотел донести до молодого читателя автор этим примером?

5. Оформите ответы на вопросы в виде связного мини-текста.

Задание для группы экспертов

1. Существует ли смысловая связь рассмотренных фрагментов – примеров из текста? Что автор хотел донести до читателя?

2. Как слова Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит» подтверждают мысли автора текста?

Задания для группы № 4 (Позиция автора – отношение)

1.Можно ли «научиться высокой культуре речи, то есть доброречию»? Что, по мнению автора, необходимо для этого сделать?

2.Сформулируйте абзац сочинения «Позиция автора».

3. Выразите осмысленное отношение к этим словам. Разделяете ли вы мнение автора?

Задания для группы № 5 (Мнение – обоснование)

1. Сформулируйте собственное (обобщённое) мнение по проблеме экологии языка.

2.Считаете ли вы созвучным лейтмотиву текста Б.Пивоварова высказывание И.С.Тургенева о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»?

3. Можно ли использовать слова писателя в качестве аргументации собственного мнения?

5. Динамическая пауза (этап урока)

Физминутка «Здравия желаю!»

«Идём по приборам!» (Гимнастика для глаз)

«Полёт самолёта» (Наклоны, повороты с поднятыми до уровня плеч руками)

«Штурвал» (Упражнения для кистей рук)

«Под крылом самолёта» (Наклоны, повороты)

Представление проектов

Зачитывание получившихся отдельных элементов текста сочинения.

Обсуждение задания на самоподготовку. Инструктаж.

Варианты задания:

Оформление (написание) сочинения по материалам урока (базовый уровень)

Обзор статьи Д.С. Лихачёва «Экология культуры» (повышенный уровень)

Подбор примеров-аргументов для обоснования своей позиции по проблеме экологии культуры (творческий уровень)

Обзор современной публицистики по проблеме экологии языка (Нора Галь, Т. Толстая, Б.П. Екимов, др.)

Рефлексия.

«Свободный микрофон»

Ребята, актуальные проблемы обсуждаются в разных аудиториях, на разных площадках. Сегодня публицистика представлена такими жанрами, как: репортаж, интервью, журналистское расследование… Поистине полюбившимся многим людям является жанр ток-шоу. Наверное, каждый из нас хотя бы раз представлял себя участником ток-шоу, хотел бы озвучить своё мнение на всю страну.

Я предлагаю вам почувствовать себя героем такого шоу.

Выдаются листы с вопросами для фиксации ответов. Примерный круг вопросов:

Какая информация привлекла Ваше внимание?

Что особенно удалось на уроке?

Что нового я узнал на уроке?

Работа какой группы показалась Вам самой плодотворной?

Чей ответ запомнился, показался самым ярким, убедительным?

Выберите один вопрос, с ответом на который Вы хотели бы выступить. Используя свободный микрофон, прошу оценить сегодняшний урок и работу свою и товарищей (само- и взаимооценка).

Выставление отметок.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(1)Что означает слово циник? (2)В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово циничный определяется как «бесстыдный», а цинизм — как «пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство».

(З)Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! (4)Ведь бесстыдство несовместимо с любовью. (5)Не стыдятся лишь того, кого не любят, кого не уважают, к кому выражают скверное отношение. (б)Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. (7)А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! (8)От этого и само такое переступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

(9)Представьте, дорогие друзья, что кто-либо из вас идёт по улице в чистой, опрятной, новой одежде. (10)И вдруг кто-то по неосторожности или намеренно обдаст вас грязью. (11)Ваша одежда вдруг примет совсем другой вид, и Вы сами почувствуете себя по-другому. (12)Неужели вам сразу же не захочется омыть своё лицо и руки, очистить свою одежду от этой грязи?! (13)Но и душа человека имеет свою невидимую для глаза, но ощутимую для внутреннего чувства одежду. (14)Одежда души каждого человека обдаётся скверной, когда человек слышит сквернословие. (15) Впрочем, раз человек идёт в очень грязной одежде или привык всегда ходить только в грязной одежде, то ещё какое-то количество грязи, может быть, не так огорчит его, как человека, привыкшего ходить в чистой и опрятной одежде...

(16)Как считал Д.С. Лихачев, «вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». (17)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

(18)Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию? (19)Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. (20)Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! (21)Русская литература очень богата словесными сокровищами. (22)Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.

(23)И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи можно говорить? (24)И как наше слово отзовётся в окружающем мире?
(По Б. Пивоварову) 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



О жизни и деятельности о.Бориса ( Бориса Пивоварова) можно почитать здесь:

Православный портал «Предание.ру»: https://predanie.ru/pivovarov-boris-ivanovich-protoierey/

«Образование и Православие»: http://www.orthedu.ru/tags/%EF%F0%EE%F2%EE%E8%E5%F0%E5%E9+%C1%EE%F0%E8%F1+%CF%E8%E2%EE%E2%E0%F0%EE%E2/

http://www.a-pivovarov.ru/family/brother_sisters

«Азбука воспитания. Сайт для родителей»: https://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-kultura-rossii

«Рамблер/Новости»: https://news.rambler.ru/other/41465505-yazyk-degradiruet-pochemu-molodye-lyudi-teryayut-interes-k-russkoy-kulture/?updated







Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.