Программа внеурочной деятельности «Эколята» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 30 January 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Благовещенская средняя общеобразовательная школа













Программа внеурочной деятельности

"Эколята"

2 класс



Учитель: Основина

Ирина Михайловна



Количество часов в неделю: 1 час

Всего в год: 34 часа













2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность. Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”, то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире.

Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого – ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа “Юный эколог”.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Цель экологического воспитания:

формирование экологической культуры школьников, ответственного  отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Задачи экологического воспитания:

Образовательные задачи:

научить  понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия  и настроения

научить основам экологических знаний

совершенствовать речь, умение обмениваться экоинформацией, находить объяснение - обоснования.

  Воспитательные задачи:

- формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе

- возбуждать желание охранять природу

- воспитывать умение сопереживать всему живому

- воспитывать экологическое мышление детей

- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу

   Развивающие задачи:

развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление

развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение)

развивать познавательные и творческие способности детей коммуникативное общение.

Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.

Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Технические данные:

Представленная образовательная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы 1–4 классов. Программа состоит из четырех частей, связанных друг с другом. 1 год обучения – “Экология моего дома”, 2 год обучения – “Неживое и живое в природе. Экологические связи”, 3 год обучения – “Жизнь растений и грибов”, 4 год обучения – “Экология животных”.

Живое и Неживое в природе. Экологические связи” («Эколята») - 2 год обучения

Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.

Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Результативность. Результатом работы кружка «Азбука эколят» будет экологический паспорт-альбом ребенка, включающий в себя теоретический, практический, исследовательский, творческий результат работы детей за целый год.







Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Программа Эколята» также ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.


Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

эстетические потребности, ценности и чувства; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

Ученик получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные УУД

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи.

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные результаты:

различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

называть характерные признаки времен года;

различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

ухаживать и размножать комнатные растения;

интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

осознание места и роли человека в биосфере;

преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Кружок рассчитан на 34 часа – 1 час в неделю. Программа скорректирована по производственному календарю 2016-2017 года, поэтому 32 часа. Были объединены темы: «Живая природа» и «Приспособленность видов к условиям жизни»

Содержание курса внеурочной деятельности (34ч.)

Введение. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Принятие в юные экологи.

Тема 1. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. Экологические связи неживой и живой природы. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Разнообразие царства растений. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Викторина «Зелёный мир вокруг нас» Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы.

Тема 2. Неживое в природе. Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Воздух и здоровье человека. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.

Подведение итогов работы кружка за целый год.
















Календарно – тематическое планирование 2а класс

уро

ка


Тема

Кол-во часов

Формы и методы

Формы подведения итогов

План

Факт


ВВЕДЕНИЕ

2 ч





1.

Что такое окружающая среда и окружающая природа?

1

Игра на школьном дворе

В результате игры формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё



2.

Экологические связи неживой и живой природы

1

Дискуссия, ситуация прогнозирования «Если бы не было…»

Моделирование «цепи питания»




ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ

15 ч





3.

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни

1

Эвристическая беседа.

Ролевая игра «Мой дом лучший» (например: крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь…).



4.

Кто улетит, а кто останется?

1

Экскурсия

Рисунки «Птицы, не покидающие наши края»



5.

Вода и жизнь

1

Опыты, рассказ

Изготовление простых фильтров



6.

Роль ветра в жизни растений и животных.

1

Эвристическая беседа

Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра.



7.

Растения рядом

1

Экскурсия, практикум по выявлению повреждений деревьев.

Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка»



8.

Растение – живой организм

1

Практическая работа по правильному поливу комнатных растений.

Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений»



9.

Размножение комнатных растений

1

Показ презентации, демонстрация

Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений»



10.

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения.

1

Показ презентации, демонстрация

Игра «Угадай растение»



11.

Хвойные и лиственные растения

1

Беседа

Игра «Угадай растение»



12.

Дикорастущие растения и культурные растения.

1

Беседа

Ролевая игра «Я в гостях у природы»



13.

Лекарственные растения

1

Эвристическая беседа

Составление электронного гербария



14.

Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

1

Показ презентации, демонстрация

Конкурс рисунков



15.

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

1

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё



16.

Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

1

Дискуссия

Игра «Угадай, какой гриб по описанию»



17.

Микроскопические организмы

1

Эвристическая беседа

Сочинение- рассуждение (Например: Зачем мы моем руки?»)




НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ

15 ч





18.

Неживая природа

1

Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы»

Дидактическая игра «Живое и неживое» Рисунки представителей неживой природы



19.

Солнце – источник тепла и света

1

Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?»

Ролевая игра «Я – солнышко»



20.

Вода, её признаки и свойства

1

Практическая работа. Опыты.

Чтение и обсуждение детской экологической литературы.



21.

Берегите воду!

1

Проект «Сбережём капельку!»

Рисунок «Я и вода»



22.

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы.

1

Беседа и показ презентации

Рассмотрение и анализ образцов почвы



23.

Берегите воздух!

1

Наблюдения источников загрязнения воздуха.

Выявление источников загрязнения воздуха в городке



24.

Погода. Климат

1

Практическая работа

Деловая игра «Синоптики сообщают»



25.

Прогноз погоды

1

Анализ фенологических наблюдений, работа с календарём природы.

Деловая игра «Прогноз погоды»



26.

Предсказание погоды по народным приметам.

1

Конкурс народных примет. Викторина «Признаки определения погоды»

Конкурс рисунков «Угадай погоду»



27.

Кислотные дожди

1

Сообщения учащихся,

Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода».

создание ситуации прогнозирования экологически безграмотной деятельности человека.



2829.

Почему нельзя?

2

Практическая работа. Беседа.

Стенгазета «Сменная обувь необходима»



30.

«Лампочкин» марафон

1

Беседа

Акция «Экономим свет»



31

32.

Времена года в неживой природе.

2

Практическая работа

Рисунок «Живая и неживая природа»




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

2 ч





3334.

Обобщение проделанной экологической работы за год

2

Обобщающая беседа.

Творческий отчёт.

Дискуссия о важности и необходимости работы экологического кружка




ИТОГО:

32







Условия реализации Программы

Для реализации Программы необходимо:

Мотивационная готовность учащихся к работе

Организация планомерных, систематических занятий с учащимися

Условия для проведения занятий

Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.

Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.











Материально-техническое методическое обеспечение процесса

Оборудование:

таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, нетбуки, географические карты

Список использованной литературы

Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. – 1991. – №12. – с. 25–28.

Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки./ К. Н Благосклонов. М., 1991.

Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2003.

Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 –42

Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик – справочник школьника.

Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22.

Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 клас

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.

Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.