Программа внеурочной деятельности «Эколята» (2 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Благовещенская средняя общеобразовательная школа
Программа внеурочной деятельности
"Эколята"
2 класс
Учитель: Основина
Ирина Михайловна
Количество часов в неделю: 1 час
Всего в год: 34 часа
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность. Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”, то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире.
Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого – ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа “Юный эколог”.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Цель экологического воспитания:
формирование экологической культуры школьников, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Задачи экологического воспитания:
Образовательные задачи:
научить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия и настроения
научить основам экологических знаний
совершенствовать речь, умение обмениваться экоинформацией, находить объяснение - обоснования.
Воспитательные задачи:
- формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе
- возбуждать желание охранять природу
- воспитывать умение сопереживать всему живому
- воспитывать экологическое мышление детей
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу
Развивающие задачи:
развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление
развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение)
развивать познавательные и творческие способности детей коммуникативное общение.
Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.
Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.
Технические данные:
Представленная образовательная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы 1–4 классов. Программа состоит из четырех частей, связанных друг с другом. 1 год обучения – “Экология моего дома”, 2 год обучения – “Неживое и живое в природе. Экологические связи”, 3 год обучения – “Жизнь растений и грибов”, 4 год обучения – “Экология животных”.
“Живое и Неживое в природе. Экологические связи” («Эколята») - 2 год обучения
Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.
Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Результативность. Результатом работы кружка «Азбука эколят» будет экологический паспорт-альбом ребенка, включающий в себя теоретический, практический, исследовательский, творческий результат работы детей за целый год.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Программа Эколята» также ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
эстетические потребности, ценности и чувства; установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи.
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации совместной деятельности.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Кружок рассчитан на 34 часа – 1 час в неделю. Программа скорректирована по производственному календарю 2016-2017 года, поэтому 32 часа. Были объединены темы: «Живая природа» и «Приспособленность видов к условиям жизни»
Содержание курса внеурочной деятельности (34ч.)
Введение. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Принятие в юные экологи.
Тема 1. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. Экологические связи неживой и живой природы. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Разнообразие царства растений. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Викторина «Зелёный мир вокруг нас» Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы.
Тема 2. Неживое в природе. Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Воздух и здоровье человека. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.
Подведение итогов работы кружка за целый год.
Календарно – тематическое планирование 2а класс
№ уро ка | Тема | Кол-во часов | Формы и методы | Формы подведения итогов | План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ | 2 ч | |||||
1. | Что такое окружающая среда и окружающая природа? | 1 | Игра на школьном дворе | В результате игры формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё | ||
2. | Экологические связи неживой и живой природы | 1 | Дискуссия, ситуация прогнозирования «Если бы не было…» | Моделирование «цепи питания» | ||
ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ | 15 ч | |||||
3. | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни | 1 | Эвристическая беседа. | Ролевая игра «Мой дом лучший» (например: крот и почва; верблюд, верблюжья колючка и пустыня; суслик и степь…). | ||
4. | Кто улетит, а кто останется? | 1 | Экскурсия | Рисунки «Птицы, не покидающие наши края» | ||
5. | Вода и жизнь | 1 | Опыты, рассказ | Изготовление простых фильтров | ||
6. | Роль ветра в жизни растений и животных. | 1 | Эвристическая беседа | Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра. | ||
7. | Растения рядом | 1 | Экскурсия, практикум по выявлению повреждений деревьев. | Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка» | ||
8. | Растение – живой организм | 1 | Практическая работа по правильному поливу комнатных растений. | Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений» | ||
9. | Размножение комнатных растений | 1 | Показ презентации, демонстрация | Схема «Растение – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений» | ||
10. | Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. | 1 | Показ презентации, демонстрация | Игра «Угадай растение» | ||
11. | Хвойные и лиственные растения | 1 | Беседа | Игра «Угадай растение» | ||
12. | Дикорастущие растения и культурные растения. | 1 | Беседа | Ролевая игра «Я в гостях у природы» | ||
13. | Лекарственные растения | 1 | Эвристическая беседа | Составление электронного гербария | ||
14. | Растения – сорняки и вредители здоровья человека. | 1 | Показ презентации, демонстрация | Конкурс рисунков | ||
15. | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 1 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на неё | ||
16. | Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | Дискуссия | Игра «Угадай, какой гриб по описанию» | ||
17. | Микроскопические организмы | 1 | Эвристическая беседа | Сочинение- рассуждение (Например: Зачем мы моем руки?») | ||
НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ | 15 ч | |||||
18. | Неживая природа | 1 | Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы» | Дидактическая игра «Живое и неживое» Рисунки представителей неживой природы | ||
19. | Солнце – источник тепла и света | 1 | Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без Солнца?» | Ролевая игра «Я – солнышко» | ||
20. | Вода, её признаки и свойства | 1 | Практическая работа. Опыты. | Чтение и обсуждение детской экологической литературы. | ||
21. | Берегите воду! | 1 | Проект «Сбережём капельку!» | Рисунок «Я и вода» | ||
22. | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. | 1 | Беседа и показ презентации | Рассмотрение и анализ образцов почвы | ||
23. | Берегите воздух! | 1 | Наблюдения источников загрязнения воздуха. | Выявление источников загрязнения воздуха в городке | ||
24. | Погода. Климат | 1 | Практическая работа | Деловая игра «Синоптики сообщают» | ||
25. | Прогноз погоды | 1 | Анализ фенологических наблюдений, работа с календарём природы. | Деловая игра «Прогноз погоды» | ||
26. | Предсказание погоды по народным приметам. | 1 | Конкурс народных примет. Викторина «Признаки определения погоды» | Конкурс рисунков «Угадай погоду» | ||
27. | Кислотные дожди | 1 | Сообщения учащихся, | Игровая ситуация «Обращение к директору химзавода». создание ситуации прогнозирования экологически безграмотной деятельности человека. | ||
2829. | Почему нельзя? | 2 | Практическая работа. Беседа. | Стенгазета «Сменная обувь необходима» | ||
30. | «Лампочкин» марафон | 1 | Беседа | Акция «Экономим свет» | ||
31 32. | Времена года в неживой природе. | 2 | Практическая работа | Рисунок «Живая и неживая природа» | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 2 ч | |||||
3334. | Обобщение проделанной экологической работы за год | 2 | Обобщающая беседа. Творческий отчёт. | Дискуссия о важности и необходимости работы экологического кружка | ||
ИТОГО: | 32 |
Условия реализации Программы
Для реализации Программы необходимо:
Мотивационная готовность учащихся к работе
Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
Условия для проведения занятий
Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.
Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.
Материально-техническое методическое обеспечение процесса
Оборудование:
таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, нетбуки, географические карты
Список использованной литературы
Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. – 1991. – №12. – с. 25–28.
Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки./ К. Н Благосклонов. М., 1991.
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 –42
Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик – справочник школьника.
Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22.
Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 клас
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.