Статья «Применение практико-ориентированных технологий в процессе обучения»

2
0
Материал опубликован 24 May 2021 в группе

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Изменения, происходящие сегодня в системе профессионального образования, направлены, в первую очередь, на приведение в соответствие квалификации выпускника требованиям рынка труда.

Важным условием развития и модернизации профобразования является практико-ориентированный подход, использование которого в образовательном процессе нацелено на формирование общих и профессиональных компетенций специалиста.

Современное понятие практико-ориентированного образования можно сформулировать следующим образом: это освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время.

Одной из четырех основных задач «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», является обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Для решения задачи предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя, в том числе, интенсивность обучения, которая будет связана с расширением объема практико-ориентированных методов обучения (обучения на рабочем месте, наставничества, обучения в контексте профессиональной деятельности).

Пункт 7.1. Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Помимо образовательных технологий, для выполнения реальных задач практической деятельности используются различные формы профессиональной занятости студентов: учебно-производственные мастерские, лаборатории, «учебная фирма».

В своей профессиональной деятельности использую технологию «учебной фирмы» при подготовке студентов по профессии «Управляющий сельской усадьбой». Подготовка включает получение соответствующих квалификаций: Агент по закупкам, Учетчик, Водитель автомобиля.

К созданию «учебной фирмы» подошли после изучения необходимого теоретического материала по таким дисциплинам как: «Экономические и организационно-правовые основы усадебного хозяйства», «Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита», и профессиональным модулям 01 «Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции» и 02 «Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе».

С одной стороны, «учебная фирма» - это комплексная образовательная технология, которая предоставляет возможности узнать основы и тонкости специальности, понять общие принципы функционирования современной фирмы, проявить творческие и интеллектуальные способности. С другой стороны «учебная фирма» - это экономический тренажер, который моделирует работу настоящей фирмы в реальности, с большинством её правовых, экономических и социальных аспектов.

Образовательная технология «учебная фирма» - основывается на принципе «делая – познаю», когда теория изучается через практику, и является хорошей подготовкой к вступлению в профессиональную жизнь. В «учебной фирме» происходит формирование и закрепление профессиональных и общих компетенций будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС.

Технология «учебной фирмы» в лицее:

- позволила реализовать межпредметные связи по перечисленным дисциплинам, так как, это сквозная интегрированная задача, которая выполняется на практических занятиях;

- имеет соответствующее материально-техническое обеспечение - специальное помещение с мебелью, компьютерной и другой офисной техникой, пакет специализированных программ, поставленных фирмой «1С» - Бухгалтерия предприятия, Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия, Зарплата и Управление Персоналом, Комплексный учет сельскохозяйственного предприятия, Управление торговлей, доступ к Интернет-ресурсам.

Все документальные операции оформляются в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Кроме типовых процедур, связанных коммерческим документооборотом, учащиеся получают возможность изучить основы законодательства и ощутить его действие на практике.

Работа в «учебной фирме» дает возможность выпускнику в дальнейшем адаптироваться к любым изменениям экономической и социальной среды и определить свое место в обществе.

Практико-ориентированное образование также связано с организацией учебной и производственной практиками с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом. Заключаются целевые договоры между студентом и предприятием. Такой договор заключается в самом начале освоения профессиональной образовательной программы, чтобы студент мог планировать прохождение практики и свое дальнейшее трудоустройство, а руководители предприятий начали рассматривать конкретного студента как свой кадровый резерв. В лицее разработана форма договора о целевом обучении студентов, заключаемого с работодателем.

Таким образом, в лицее выстроена определенная система работы по реализации принципов практико-ориентированного обучения на всех этапах образовательного процесса, что позволяет нам подготовить высококвалифицированного профессионала, обладающего профессиональными компетенциями, ориентированного на быструю адаптацию на рынке труда.

Для оценки профессионально-личностных качеств предлагается использовать экзамен (квалификационный), позволяющий провести оценку, еще на этапе обучения. Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам лицея, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения.

Список использованных источников

1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru

2. Климова Е.К. Становление субъекта профессиональной деятельности в ходе практико-ориентированного обучения // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7 – С. 84-85.

3. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года».

5. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика [Текст]: колл. монография / Т. Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 188 с.

4

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации