Статья «Теория и практика дистанционного обучения»

3
0
Материал опубликован 19 July 2021

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н.В. Сафонова

Преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК»

В современном мире нашу жизнь уже невозможно представить без компьютеров, смартфонов и прочих электронных устройств и, конечно, без сети Интернет. Сфера образования также не осталась в стороне, и компьютеры, Интернет также прочно вошли в образовательную жизнь.

Ученые предлагают разные формулировки определению «дистанционное обучение», но в целом смысл остается единым. Например, отечественные ученые А.А. Андреев и В.И. Солдаткин сформулировали следующее определение: «Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1].

Но дистанционное обучение возникло задолго до широкого распространения в нашей жизни компьютерной техники. Так, например, в Европе в конце XXVIII века появилось «корреспондентское обучение», а в Россию данный метод пришел лишь в конце XIX века [2].

С целью развития и совершенствования методов дистанционного образования и повышения образовательного уровня населения был введен Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования» [3].

В области теории и практики дистанционного образования работают многие отечественные ученые и специалисты: А.А. Андреев, Ю.Н. Афанасьев, А.В. Барабанщиков, Д.А. Богданова, А.М. Бурлаков, Т.П. Воронина, С.Д. Забрамная, Ж.Н. Зайцева, С.Л. Лобачев и др [1].

Дистанционное образование очень удобно на практике, хоть и имеет свои отрицательные стороны, и на сегодняшний день (после массового перехода на дистанционную форму обучения весной 2020 года) мнения людей разделились: кто-то категорически против нововведений, кто-то наоборот, освоил различные технологии и методики дистанционного обучения и сейчас уже плохо представляет, как обойтись без элементов дистанционного обучения.

Рассмотрим некоторые способы применения элементов дистанционного обучения на занятиях естественнонаучной направленности. Как разнообразить учебное занятие или как изложить теоретический материал доступным и понятным для всех языком?

1. Проведение лекции в онлайн режиме.

Удобно применять для лекционных занятий. Например, если обучающийся болеет, в период актированных дней и т.п. Учитель проводит лекцию для учебной группы (класса) очно, одновременно проводя конференцию на какой-либо платформе для онлайн конференций (ZOOM, Учи.ру, Яндекс.Телемост и др.).

Плюсы: моментальная обратная связь, возможность для обучающихся присутствовать на занятии и/или выполнять задания вместе со всеми учениками (не затрачивая «свободного» времени), для учителя удобно тем, что можно контролировать процесс усвоения ЗУН учениками в режиме реального времени. Возможность записи видеоконференции для просмотра в оффлайне.

Минусы: постоянный доступ к сети Интернет (с хорошей скоростью).

Из личного опыта: принятие экзамена по математике.

2. Использование интерактивных упражнений.

Интерактивные упражнения используются на уроках всех типов, начиная от уроков «открытия» новых знаний, заканчивая зачетом или, в некоторых случаях, экзаменом. Можно использовать уже готовое упражнение или создать свое. Ссылку на упражнение можно выдавать ученикам через личные сообщения или для всего класса (группы). Наиболее распространенные и удобные сервисы для работы, используемые в собственном опыте:

а) Учи.ру. Очень хорошо подходит для отработки навыков и закрепления знаний, разрабатывают необычные и увлекательные олимпиады и конкурсы. (Ссылка на пример занятия с использованием сайта Учи.ру https://yadi.sk/i/R_oU8eeesntHIA).

б) ЯКласс. Доступно и очень кратко (без лишней информации) изложен теоретический материал. Для закрепления знаний разработаны проверочные работы, но нужна платная подписка для учителя (весной 2020 доступ был бесплатным для всех). (Ссылка на пример занятия с использованием сайта ЯКласс https://yadi.sk/i/HJSXRqM-idDgxg)

в) Сoreapp.ai. Идеальная платформа для конструирования урока с различными возможностями: просмотр видео, аудирование, добавление упражнений с других учебных платформ, обратная связь с учителем, удобна для проведения практических и виртуальных лабораторных работ и др. (Ссылка на пример занятия с использованием платформы Сoreapp.ai https://coreapp.ai/app/player/lesson/600ce90921e80a12bc09720c )

г) Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». Содержит все, что необходимо участникам образовательного процесса и даже немного больше, материалы по учебной и внеучебной деятельности. К каждому уроку разработаны тренировочные и проверочные упражнения. Но без регистрации невозможно выполнить проверочные задания, только тренировочные (Ссылка на пример занятия с использованием РЭШ https://yadi.sk/d/8GxyYWanvW8PLw).

Это неполный список, здесь перечислены только те, которые использовались «каждый день» и в настоящее время используются на занятиях.

Плюсы: автоматическая проверка (учителя не тратят много времени на проверку тетрадей, а ученики, в свою очередь, видят свою оценку сразу же после выполнения заданий), объективная оценка знаний, невозможность списать (в большинстве случаев), в зависимости от вида упражнения возможность потренироваться над выполнением той или иной учебной задачи.

Минусы: сбои в работе приложений.

3. Создание собственных видеоуроков.

Существует множество различных программ для создания собственного видеоурока. На личном примере были опробованы две: Скриншотер и ZOOM. Последний оказался удобнее для записи видео больше 5 минут. Видеоуроки удобны в применении тем, что их можно посмотреть в любое время. Ими можно воспользоваться, например, при возникновении технических проблем во время проведения урока онлайн, чтобы не терять время. Среди минусов можно выделить отсутствие обратной связи (Ссылка на видеоурок https://disk.yandex.ru/i/J20lIQfd9x5izQ).

На сегодняшний день это основные способы применения дистанционных технологий на личном опыте на занятиях естественнонаучной направленности.


Список литературы

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.

2. Аксенов А.М. Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс // Научный журнал Вестник Брянского государственного университета. Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vnedrenie-distantsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyy-protsess (дата обращения: 18.01.2021).

3.  О проведении эксперимента в области дистанционного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 № 1050. Утратил силу – Приказ Минобразования РФ от 27.06.2000 № 1925. URL: http://laws-russia.narod.ru/fed1997/data05/tex18735.htm (дата обращения: 18.01.2021).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.