Урок обществознания в 11 классе «Экономика: наука и хозяйство»
Обществознание. 11 класс
Блок-модуль темы: «Экономика: наука и хозяйство» (& 2)
Задание 1. Составьте схему
Двойное значение понятия "экономика"
Задание 2.
Запишите определения, используемые для характеристики слова «экономика»:
1) Экономика - __________________________
2) экономика - __________________________
Пункт: Что изучает экономическая наука (стр. 16)
Задание 1. Ответьте на вопросы:
1) С чем связано появление экономической науки?
_____________________________________________________________________________
2) Что стремились изучить учёные-экономисты?
_____________________________________________________________________________
3) Что стало предметом внимания учёных-экономистов?
_____________________________________________________________________________
4) Что представляет собой проблема экономического выбора?
____________________________________________________________________________
5) Как эту проблему пытается решать экономическая наука?
___________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте таблицу
Разделы экономической науки
Разделы | Понятие | Предмет исследования |
1. Макроэкономика | | |
2. Микроэкономика | | |
3. Мировая (международная)
экономика | | |
Пункт: Экономическая деятельность и её измерители (стр. 18)
Задание 1. Сформулируйте и запишите понятия:
1) В широком смысле слова «экономика» - _________________________
2) Экономические блага - _______________________________________
Задание 2. Составьте таблицу
Экономические величины
Экономическая величина | Понятие | Примеры |
1) | | |
2) | | |
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1) Что такое ВНП?
____________________________________________________________________________
2) Почему речь идёт только о конечных продуктах?
_____________________________________________________________________________
3) Что такое национальный доход (НД)?
_____________________________________________________________________________
4) Что такое ВВП?
_____________________________________________________________________________
5) Что такое ВВП на душу населения?
_____________________________________________________________________________
6) Для чего необходима полученная с помощью различных измерителей экономическая
информация?
_____________________________________________________________________________
7) Перечислите приоритетные направления модернизации.
___________________________________________________________________________
ПРАКТИКУМ
Задание 1
Прочтите выдержку из документа и ответьте на вопросы
«Из доклада академика РАН Л.И. Абалкина»
Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие. Передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и своё понимание прогресса…В связи с этим предстоит ещё раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли… Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями. Восприятием окружающего мира и места человека в нём. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимаются в российской экономической мысли.
Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих своё благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления…Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.
Наука была признана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, её ждал успех. Где она отступала от этого правила, её (и страну) ждало разочарование. XX век. Включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.
Вопросы к документу:
1) Почему автор считает необходимым «вернуться к осмыслению особой роли и места
в науке российской школы экономической мысли»?
2) Чем определяется самобытность этой научной школы?
3) Какие, отличные от западных, подходы, нравственные ценности, взгляды на место
человека в мире характеризуют, по мнению Л.И. Абалкина, российскую
цивилизацию?
4) Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой
этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
Задание 2
Заполните таблицу «Разделы экономической науки»
Разделы | Понятие | Предмет исследования |
1. Макроэкономика | | |
2. Микроэкономика | | |
3. Мировая (международная) экономика | | |
Впишите перечисленные проблемы в соответствующие графы таблицы:
- Условия заключения предпринимательской сделки
- Оборот международного валютного рынка
- Конкуренция производителей
- Снижение темпов экономического роста
- Взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров
- Углубление международного разделения труда
- Занятость населения
- Издержки и рентабельность предприятия
- Внешнеторговая политика стран
- Уровень и темпы инфляции
- Причины экономического кризиса
- Причины роста заработной платы в нефтедобывающей отрасли