Методические разработки «Экскурсия в моём городе», «В Бессмертном карауле»
Урок литературного краеведения в 8 классе.
Конспект урока - экскурсии на тему «В Бессмертном карауле».
Автор: Тарасова Нина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОУ ЛСОШ №4 им. З.Э.Джамбинова , г. Лагань.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока литературного краеведения в 8 классе, который проводится в рамках регионального компонента. Данный урок является первым в череде занятий по изучению творчества местных поэтов. Материал будет полезен учителям-словесникам, ведущим данный курс, а также людям, интересующимся поэзией и прозой самобытных писателей.
Конспект урока - экскурсии на тему «В Бессмертном карауле».
Цель: познакомить учащихся с литературным поэтическим творчеством поэта родного края по охране обелиска – мемориала города «Отстоявшим Отчизну».
Задачи:
1) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством нашего земляка – Жарикова Виктора Петровича, показать, как местный поэт посредством своего творчества раскрывает тему любви к родной земле, людям, отдавшим жизнь за Родину..
2) Продолжить формирование коммуникативных навыков. Развивать монологическую речь, умение слушать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
3) Воспитывать любовь к слову, к родине, чувство уважения к поэтам- землякам, к их творчеству.
Мести проведения: площадь обелиска – мемориала города «Отстоявшим Отчизну 1941-1945».
Методические приёмы: переписка с поэтом, беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом стихотворения, исследовательская работа, интервью.
Ход урока.
Безмолвно, но они нам поручили
Жить в интересах Памяти духовной.
Виктор Жариков
Орг. момент. Мотивация.
Учитель: - Сегодняшний урок – экскурсия к обелиску – мемориалу города «Отстоявшим Отчизну» мы начнем с прекрасных слов эпиграфа (читается эпиграф подготовленным учеником).
Учитель: (в скобках приводятся предполагаемые ответы учеников)
-Какое впечатление у вас сложилось об авторе этих строк?
( искренно любит свою землю, свой народ, гордится тем, что родился в Лагани, духовно богатый человек.)
Учитель:- А насколько важно рассматривать творчество именно местных поэтов? ( любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю)
Учитель: - А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(кто автор этого стихотворения, его жизнь и творчество, чем увлекается этот человек и почему мы проводим урок именно здесь, на площади обелиска – мемориала города «Отстоявшим Отчизну 1941-1945».
2. Изучение нового материала. Учитель: Самым страшным, кровавым, жестоким и принесшим людям столько боли событием стала Великая Отечественная война. Эта война - огромная, душевная, с годами незаживающая рана в человеческих сердцах. Люди отдавали свои жизни за судьбу и будущее Родины, за родных, за друзей и близких. Они выполняли свой долг, долг гражданина Советского Союза. Все дальше уходят от нас события минувших дней, все меньше становится свидетелей трагедии, постигшей нашу Родину. Выросло уже не одно поколение, которое знает о войне только по книгам и фильмам. Но подвиг советских солдат никогда не померкнет в веках. Именно о памяти говорит поэт Виктор Петрович Жариков, который в данное время проживает в Ставропольском крае , в станице Барсуковской. Небольшая книга стихов , случайно мне попавшая , заинтересовала меня. Когда я ее читала , то словно гуляла по своему городу , потому что находила знакомые места, знакомых людей , воспетых в книге «Лаганские мотивы». Для поэта «В Лагань поездки – для меня как отдых, Воспринимаю это как награду. За Манычем , поверьте , родной воздух Полынно- горький, очень схож на правду».
В своем стихотворении он знакомится с нами ( стихотворение – представление читает ученик):
Я, Виктор Жариков, душою свойский,
Рожден в Калмыкии , в благой Лагани.
Живу в станице тихой , Барсуковской,
На Ставропольском берегу Кубани.
Учитель представляет сестру поэта Жарикову Валентину Петровну, которая присутствует на уроке и предлагает послушать ее выступление о биографии поэта. Мой брат, Жариков Виктор Петровия родился в Лагани в 1940 году. Окончил Лаганскую среднюю школу №1. Вместе с друзьями в 1958 году поехал на комсомольскую стройку в город Невинномысск на строительство азотно – тукового завода. Потом армия, после армии вернулся на стройку. Женился, двое детей. Получил высшее образование, политехнический институт. Вехами его жизни были Камчатка, Новый Уренгой, Ямбург. Последнее место работы- г. Нефтеюганск. В настоящее время проживает на Ставрополье, в станице Барсуковская. Издал сборник стихов «Россия» под псевдонимом Петрович. Его стихи вошли в сборник стихов «Поэт года - 2014», в альманах Российского союза писателей 9-й том с произведениями участников конкурса литературной премии «Наследие» в 2015 году.
Учитель: И при прочтении строчек стихов вы ясно представляете себе человека, который их пишет. Знакомясь дальше , о себе поэт говорит ( стихотворение читает ученик):
Родился в мае, но совсем не маюсь,
Не лишним себя в обществе считаю.
Я Женщин, Мам боготворить стараюсь,
Язык отца, Великий уважаю.
В Союзе проба первая. Не знаю,
Что предложить. Написано так много.
Нейтральную я тему выбираю-
Любовь и Жизнь. У них одна дорога.
Учитель: Наш урок называется «В Бессмертном карауле» не случайно. Именно любовь заставила написать такие строки о мемориале «Отстоявшим Отчизну». Свой гражданский долг поэт видит в том, чтоб «отметить знаком гордых и отважных». Тех, кто «дом защитив, не просто так – уснули, Привал устроили, Герои отдыхают. А души их в бессрочном карауле Приют своих хозяев охраняют». Прослушайте это стихотворение (Ученик читает наизусть стих. «Мемориал в Лагани»).
Учитель проводит беседу по содержанию стихотворения.
-Какие чувства возникли у вас , когда вы услышали это стихотворение? ( Ребята говорят о своем восприятии стиха, которое переходит в беседу. К памятнику приходят , по словам поэта, « не внедрять отраду», а приходят, « чтоб постичь Святое. Кусочек сердца здесь оставить надо». Не может оставить равнодушным поэта это место, «поэтому Душа скорбит и плачет». Лирический герой поэта способен видеть то, « другие что не видят». Он умеет по- особому чувствовать, видит, «как аура весь комплекс накрывает».
Учитель: Ребята, вспомните строчки эпиграфа : «Безмолвно, но они нам поручил Жить в интересах Памяти духовной». Кто такие они? Вам не интересно узнать? Когда мы готовились к данному уроку, наши ребята сходили в краеведческий музей и узнали историю мемориала «Отстоявшим Отчизну».
Сообщение ученика (Арикова Камила): Мемориал «Отстоявшим Отчизну» установлен в г. Лагань в 1982 г. на месте бывшей пристани, от которой отходили пароходы, увозившие на войну рыбаков-каспийчан. На центральной площадке мемориала установлена стела, выполненная в форме цветка, находящегося в бассейне с водой; у ее подножия установлен якорь. Справа от стелы находится постамент с рельефным изображением воинов и надписью «Отстоявшим Отчизну 1941-1945». В левой части комплекса- постаменты с высеченными именами погибших каспийчан в годы войны. Памятник – мемориал был открыт в нашем городе, он тогда назывался г. Каспийский, 9 мая 1982 года. Более 2000 лаганцев ушли на фронт. Многие не вернулись.
Рассказ ученицы Бамбушевой Карины о воспоминаниях Набережной Галины Петровны, бывшего библиотекаря школы №2: Когда я прохожу мимо Мемориала в честь погибших земляков, то вспоминаю пристань, откуда провожали на фронт лаганцев . На этом месте была большая пристань на сваях с добротным деревянным домом, где размещались касса и контора. До 1940 года сюда. В Лагань заходили пароходы из Баку и Махачкалы, идущие в Астрахань и обратно. Мне было 5 лет , и я помню, как провожали на фронт. К пристани подогнали большую баржу, на которую погрузили солдат. Их было так много, что я на всю жизнь запомнила картину, как молодые, девятнадцатилетние парни стояли на палубе, плотно прижавшись друг к другу, и махали нам фуражками. А по берегу бежали матери , громко кричали и махали платками. Этот душераздирающий крик матерей я на забуду никогда. Катер, тянувший баржу, давал протяжные гудки. После последнего гудка наступила такая тишина. Что мне показалось, что я на время оглохла. Домой возвращались в глубоком молчании. Отца мы так и не дождались. Он здесь, на мемориальном комплексе у Вечного огня, где почти на каждом камне есть фамилии близких мне людей, в том числе и моего отца – Козлова Петра Федотовича.
Ученица: Памятники Великой Отечественной войны требуют к себе постоянного внимания со стороны государства и общественности. Готовясь к данному уроку, я узнала, что с 18 апреля 1984 года установлен Международный день памятников и исторических мест. И это подчеркивает как их значение, так и их роль в духовной жизни каждого человека и общества.
Учитель: Наша задача: сохранить духовную память. И как подтверждение сказанного звучат строчки стиха (ученица Ажмухамбетова Дина читает стих. В.Жарикова «Потомкам»)
Учитель: поэт, умеющий не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видит и чувствует он сам, заслуживает уважения. Что же требуется от нас, учеников? Обратите внимание на последние строчки стиха: «Поторопитесь! Чтоб не опоздать!» Это о чем?
- (поэт выступает с призывом к детям , потомкам, которые не просто должны помнить. А своевременно сказать слова благодарности за все , за сегодняшнюю жизнь под мирным небом.)
-Проникнуть в мир поэтических образов, почувствовать истинную любовь поэта к родной земле, к памяти предков. А главное уважать историю! Как вы думаете, ребята, из чего вырастает любовь к Родине? (из любви к родному краю , из уважения к истории, из чуткого отношения друг к другу, из благодарности к нашим предкам и т.д.)
Учитель: А теперь, ребята, давайте послушаем Души погибших, которые, по словам поэта, «в бессрочном карауле Приют своих хозяев охраняют ». А как вы думаете, кто эти хозяева? (Это мы, живущие сегодня, которые должны свято беречь память погибших и быть благодарными за мирное небо над нами. )
Учитель: я предлагаю помолчать! (после минуты молчания ребята возлагают цветы.)
3.ИТОГ
- Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией , какой след оставила в вашем сердце?(Дети, говорят, что творчество В.П.Жарикова. наполнено любовью к людям и к родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.)
4.Домашнее задание: Написать сочинение на тему : « Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине?»
Письмо от автора.
Уважаемая, а теперь дорогая, Нина Сергеевна! Работа блестящая, в ней много ума, совести, и долга. Я увидел в ней ваш высочайший уровень. О качестве вашей работы можно много славословить, но лучше будет, если я выдам рецензию:
РЕЦЕНЗИЯ
Есть во вселенной уголок заветный,
Клочок земли близ моря, благодатный.
Живут здесь люди, мирно, неприметно,
С достойною душою, необъятной.
Лагань мою позвольте вам представить.
В ней есть район, Ракушею зовётся.
Андрей Цаган-Манджиев хочет славить
Свою Лагань, и это удаётся.
В анналы Памяти Андрея тянет,
Воспеть он хочет наших предков доблесть.
Работу эту наш Андрей потянет –
Он грамотный, ему поможет Совесть.
Живи и здравствуй паренёк с Ракуши,
Тебе венчаться с Истиной придётся –
На свете нет родимее той Суши,
Которая Отчизною зовётся.
Ракуша тебя в жизнь благословляет,
И божья благодать к тебе нисходит.
Она Норд-вест на море провожает,
После чего Моряна к вам приходит.
И школы твоей первый луч коснётся,
Он приютится в классах полутёмных.
Потом, уж, и Лаганюшка проснётся,
Приняв добро в количествах огромных.
И как с небес, сольётся мамы голос: –
«Андрей, вставай…». От солнышка морского
В цвет золотой окрасится твой волос,
Что стоит, право, очень дорогого.
Ты можешь мыслить, можешь и уважить.
Да будет тебе высшая награда!
Где взять цветы, которыми ублажить
Нину Сергеевну, достойную, бы надо.
Виктор Жариков
Дорогая Нина Сергеевна, как только мне посчастливится бывать в Лагани,
визит мой в школу №4 будет обязателен. С уважением В.П. Жариков.