12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Черкасова Екатерина Анатольевна272
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»
9

Публикация «Экспериментальная деятельность дошкольников-эффектный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира»

Экспериментальная деятельность дошкольников  - эффектный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас. Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы. Главное в моей деятельности – совместная работа с детьми.

Актуальность

           Одной из задач ФГОС  является «создание  благоприятных условий познавательного развития детей   в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми   и миром…»

         В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

 Проблема

Постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте приводят  к серьезным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким,  нужно, чтобы он сам  был активным участником педагогического процесса.

    В процессе проектной деятельности  ребенок учится договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать                в диалоге с другими детьми.

Противоречия

Поэтому возникает ряд противоречий:

- идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников, однако многообразие трудов, вариативность программ обучения, творческих разработок, порождают множество проблем и вопросов;

- в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром;

Цель

Создание  системы работы по организации экспериментальной деятельности для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста,   путем   совершенствования   их исследовательских    способностей.

Задачи

1.      Создать условия для  проведения детского экспериментирования, используя метод проектов, как наиболее эффективный метод работы.

2.      Развивать познавательную активность и исследовательскую способность, совершенствовать мыслительную деятельность детей.

3.      Формировать умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов; выполнять правила техники безопасности при проведении экспериментов.

4.      Обогащать представления детей об окружающем мире; углублять знания о живой и неживой природе.

5.      Обеспечить личностное развитие каждого ребенка.

6.      Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Новизна

Социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными    и более прочными. Ребенок в ходе проблемного обучения получает свободу; свободен  отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Это очень значимо для будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку    действиям.

Ожидаемые результаты:

- развитие творческого потенциала и продуктивной стороны мышления;

  - повышение уровня познавательной активности детей через экспериментальную деятельность;

  - формирование устойчивого интереса к экспериментальной деятельности;

- формирование навыков безопасного поведения во время эксперимента;

 - овладение навыками выстраивания структуры действий во время экспериментальной деятельности;

 - привлечение родителей к участию в экспериментальной деятельности.

 

Опытно-экспериментальная работа  с детьми в рамках образовательной деятельности педагогами дошкольного учреждения осуществляется с применением следующих форм и методов:

  • наблюдения;
  • путешествия;
  • опыты;
  • эксперименты;
  • трудовая деятельность в природе;
  • экскурсии;
  • экологические лаборатории;
  • экологические сказки;
  •  экологические праздники, досуги, викторины;
  •  природоохранные акции;
  •  моделирование (создание моделей);
  • проекты;
  • дидактические игры.

      Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

      Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим     в нашем дошкольном учреждении эксперимент соответствует следующим условиям:

1) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

2) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

3) показ только существенных сторон явления или процесса.

4) отчетливая видимость изучаемого явления.

5) непосредственное  участие ребенка в проводимом эксперименте.

        Любой проводимый  эксперимент состоит из следующих этапов:

  • постановка вопроса проблемного характера, обусловливающего цель работы;
  • инструктаж технический и организационный;
  • постановка опыта;
  • фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы);
  • выводы, отвечающие на поставленный вопрос.

Дети  активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности.  Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы. В ходе нашего опыта мы убедились в том, что экспериментирование как игра по определенным правилам так увлекает дошкольника, что и после окончания эксперимента он переносит его в свободную игровую деятельность.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей  живой интерес, желание играть.  Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, песок, глина, земля, вода - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Когда мы знакомили детей с сезонными изменениями в природе, что открыло широкие возможности для детского экспериментирования. Как много интересного происходит с водой и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит. Поздней осенью и зимой особенно было интересно наблюдать за различными состояниями воды. Дети еще не знают, что лед, снег, дождь, пар - все это вода. Попробуем поиграть так, чтобы они сами сделали такой вывод. Начать лучше всего с чтения детской литературы, описывающей, как может выглядеть вода - в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т.д. Обсудить их с ребенком, вспомнить, какую воду и где они видели у озера, дома, понаблюдать за замерзанием воды, ее таянием, сосульками, лужами.               С наступлением холодов проводили простой опыт. Готовили вместе несколько мисочек с сильно окрашенной водой и ставили их на ночь на улицу. Утром, обнаружив, что вода превратилась в лед, спрашивали у детей, кто подменил ваши мисочки. Очень важно, чтобы они сами пришли к выводу, что холод заморозил воду.  Выясняем, навсегда ли она такой останется, наблюдаем за ее таянием. Этим самым, подводим детей к выводу, что при похолодании вода замерзает, при потеплении - тает. 

Для проведения опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке, в группе во время игровой деятельности.

- ознакомление детей со свойствами воды (прозрачная, чистая, течет, льется, капает);
- развитие тактильных ощущений детей (сухое - мокрое, легкое - тяжелое);
- развитие познавательно-исследовательской деятельности (Почему мы видим свои ручки под водой? Сначала губка была легкой, а потом стала тяжелой, почему?).

- поддержание интереса к совместным играм; формирование умения играть вместе с другими детьми.

- обогащение и активизация словарного запаса детей (плывет, цветная, прозрачная, кораблик, отжимаю);
- развитие свободного общения детей и взрослых;
- формирование связной речи (помогать детям отвечать на вопросы).

- закаливание организма ребенка через игры с водой.

- формирование восприимчивости к чтению художественных произведений.

- привлечение детей к выполнению простейших трудовых действий (предложить убрать после игры раздаточный материал на место).

- знакомство детей с элементарными правилами  обращения с водой (нельзя пить грязную воду).

Мои публикации по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

№ пп

Тема публикации

Ссылка

1.

Конспект открытого занятия «Экологическое воспитание дошкольников»

http://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_otkritogo_zanyatiya_tema_ekologicheskoe_vosp_195353.html

 

2.

Показ открытого занятия «Экологическое воспитание дошкольников» -  

http://rodnichok.68edu.ru/wp /?p=8071

 

3.

Фотоотчет

http://xn-- j1ahfl.xn--p1ai/library/fotootchet_134529.html

 

 

 

 

Технологическая карта проведения эксперимента с детьми  в младшей группе

Материалы:

Пластиковые стаканчики, поролоновые губки, , кисточки с краской, стаканчики с чистой и грязной водой, фартук, полотенце, куклу. И, конечно, воду.

Задачи:

  1. Формировать представление о воде и его свойствах.
  2. Показать детям, что вода имеет разные свойства.
  3. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Ожидаемые результаты:

 - у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям;

- у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность;

- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.  

 

 Предварительная работа:

1.Наблюдения за состоянием воды теплая, холодная, ледяная).

2.Чтение потешек, стихов, экологических сказок о воде, проведение бесед о бережном отношении к воде, как источнику жизни всего живого на Земле.

 Технологическая карта совместной  исследовательской деятельности

Название

этапа

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Воспитатель обращает внимание детей на три стаканчика с водой разной температуры.

Спрашивает детей, чем могут отличаться эти стаканчики  с водой ?

Какой  бывает вода?

 

Сегодня мы еще больше с вами узнаем о воде. Я приглашаю вас  в путешествие по реке. Хотите отправиться туда, где проводят опыты?

На чем мы можем поплыть по реке?

 Воспитатель: У нас с Вами есть деревянная доска, железная труба и бумажный корабль.

Теперь мы с вами ученые-исследователи  (А кто такие ученые?), будем выяснять, на чем можно поплыть по реке.

Дети размышляют, предполагают. Предложить им определить, подержав стаканчики в руке.   Определяют, что вода в стаканчиках очень холодная, теплая и холодная. Объясняют, почему вода разной температуры

Дети с радостью соглашаются.

 

 

Дети предлагают разные варианты.

 

 

Дети отвечают.

Проверяют, что тонет в воде, а что нет. Делают выводы, можно плыть на деревянной доске, потому что все остальное тонет в воде.

2. Мозговой штурм

Подходим к столу, где после прогулки поставили емкости со снегом. Давайте посмотрит, где же он? Вы его видите? Куда же он делся?

Что в стаканчиках вместе снега? (Вода.)

Как думаете, откуда она взялась?

Правильно, это растаял снег. Снег в тепле тает.

А этой водичкой, которая с нашего участка, давайте польем наши растения. Их можно поливать талой водой.

А посмотрите на эти стаканчики с водой. Какая вода? Правильно, разноцветная. Почему? Давайте попробуем сделать разноцветную воду.

Подводит к столу, на котором стоят два стакана с чистой и грязной водой (берет стакан с чистой водой).

В-ль: Посмотрите, какая вода в этом стаканчике, грязная или чистая? Правильно, чистая, прозрачная. Из чистой водички  что можно приготовить.

 

В-ль (берет стакан с грязной водой): А в этом стакане какая вода, чистая или грязная? Конечно, грязная. Где мы встречали такую грязную водичку? (на улице в луже)

В-ль: Ребята, Юля, скажите, какую воду можно пить, грязную или чистую? (чистую) Почему нельзя пить грязную воду?

В-ль: А вы знаете, какую песенку поёт водичка? Послушайте и вместе с водичкой спойте её (берет кувшин и наливает воду в пластиковые прозрачные стаканчики по количеству детей ). Ш-ш-ш, поет водичка 

 В-ль: А теперь поиграем с водичкой.

Ответы и предположения детей.

 

 

 

 

Дети вспоминают и обращают внимание, что это растаял снег.

 

 

Дети поливают комнатные растения.

 

 

Дети  отвечают,  предполагают.

Дети проводят эксперимент с перемешиванием красок в воде.

(дети берут каждый по стакану с водой и кисточке, размешивают краску)

 (ответы детей: суп, компот, чай и др.)

 

 Ответы детей: там микробы, живот заболит, можно в козленочка превратиться и др.)

 

 

 

 

(дети подражают).

4. Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Расскажем дома родителям, что можно талой водой поливать растения. Вода бывает разной температуры. Краски хорошо перемешать в воде.

Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.