Экспериментирование для детей старшей группы «Что такое трение?»
Экспериментирование для детей старшей группы
«Что такое трение?»
Цель:
Изучение явления трения, формулирование понятие сила трения;
Создать условия для формирования у детей практических навыков: измерения силы трения, развивать логическое мышление.
Задачи урока:
Образовательная:
Познакомить с понятием сила трения, выяснив причину её возникновения. Экспериментально установить, что такое сила трения.
Развивающая:
Развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать; сравнивать результаты, делать выводы. Развивать у детей навыки логического мышления, анализа, синтеза, умение наблюдать и делать выводы. Формировать творческие способности (умение проводить эксперимент)
Воспитательная:
Показать значение силы трения в природе и технике.
Воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе; умение видеть физику вокруг себя, развивать коммуникативные компетентности (работа в парах и группе).
Материалы и оборудование: две машинки: грузовичок и легковая; две горки, флажки (конусы) для маркировки; линолеум, ковролин, весы, картинки: хоккеист, керлинг, фигуристы, две деревянные горки.
Набор для творчества: CD диски, воздушные шары, насадки от пластиковых бутылочек для питья, украшения: наклейки, бусинки и тд.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, лежащие на столе: машинки. Интересуется что это такое и что можно с ними делать?
Ответы детей: Это машинки. Их можно катать. С ними можно играть.
Конечно же, машинку можно катать! Вот так!
Ответы детей: катит по прямой
Воспитатель: И так! (скатывает с горки) Давайте выясним почему машинки едут?
Ответы детей: У машинок есть колёса. Колёса крутятся – машина едет Воспитатель: Правильно, у них есть колёса. Колёса крутятся, и машина едет. А может ли машина ехать без колёс?
Ответы детей: Не может
Воспитатель: Проверим! (снимаем колёса, пытаемся прокатить машинку) Воспитатель интересуется, что происходит с машиной?
Ответы детей: Она не едет, тормозит.
Воспитатель: Она скорее трётся о поверхность, но не едет. (Одели колёса и снова скатываем с горки) (Колёса перестают крутиться) На один вопрос мы ответили. Машина едет, потому что у неё есть колёса! Без колёс машина ехать не может! Но почему же она всё время останавливается?
Ответы детей: колёса не крутятся.
Воспитатель: я предлагаю выяснить почему так происходит? Ведь у нас с вами появился вопрос для исследования! Какой?
Ответы детей: Почему машина всегда останавливается?)
Воспитатель: Правильно! Начинаем наше исследование. Для этого нам понадобятся подсказки, которые лежат на соседнем столе. Давайте их рассмотрим! Что это такое и для чего? Берём вторую горку и устраиваем гонки.
Воспитатель: Какая машина быстрее съедет: грузовичок или легковая? Предположения детей. (скатываем легковушку ставим конус. Скатываем грузовичок – ставим конус. Сравниваем.)
Воспитатель: Почему же грузовичок уехал дальше?
Ответы детей: Грузовик больше и тяжелее.
Воспитатель: Вы думаете, что всё дело в весе? И если машина тяжелее, то останавливается быстрее? Предлагаю проверить! Берём весы и взвешиваем. Действительно грузовичок немного тяжелее легковушки. Получается, что вес влияет на то, как далеко машина продвинется. Но это ещё надо доказать! Выбирайте самый тяжёлый камень.
Воспитатель: Давайте выясним, насколько далеко грузовик съедет без груза. (Скатываем. Фиксируем флажком или конусом.)
Воспитатель: Положим в кузов груз. Запускаем грузовик с грузом. Снова фиксируем и сравниваем.
Воспитатель: Наша с вами версия верна. Грузовик до первой отметки не докатился. Выходит, какая бы не была машинка большая или маленькая, лёгкая или тяжёлая она всё равно остановится?
Ответы детей: да.
У нас на столе есть ещё предметы: два коврика пушистый и гладкий. Мы пробовали запускать машинку по деревянной горке, а вдруг от покрытия что-то зависит! Проверим? Запускаем машинку по линолеуму, ставим конус. Запускаем по коврику., ставим конус. Сравниваем. Что получилось?
Ответы детей: по гладкой поверхности машинка уехала дальше, чем по пушистой.
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть дорожки под лупой! Что мы видим?
Ответы детей: ниточки, ворсинки.
Воспитатель: А вдруг это те самые маленькие преграды, которые мешают машине ехать?
Ответы детей: Ворсинки не дают машинке ехать, они её останавливают.
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть через лупу линолеум. Что мы видим?
Ответы детей: Царапинки, полосы, маленькие неровности.
Воспитатель: Какие преграды есть на линолеуме?
Ответы детей: Никаких.
Воспитатель: То есть линолеум абсолютно гладкий и машинке на нём ничего не мешает?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Почему же тогда машина остановилась?
Предположения детей.
Воспитатель: А что, если даже на самой гладкой поверхности есть ворсинки и неровности, просто они настолько маленькие, сто мы их не видим через лупу.
Помните, когда мы говорили о спорте, рассматривали вот такие картинки: хоккеист, керлинг, фигуристы. Кто помнит, как называется эти виды спорта?
Ответы детей: хоккей, кёрлинг, фигурное катание.
Воспитатель: А вы знаете, что такое кёрлинг? Кто помнит, что это такое?
Ответы детей: нужно попасть снарядом в цель.
Воспитатель: Совершенно правильно! Один игрок снаряд запускает и для того, чтобы он попал в цель. И что же из этого похоже на нашу машину?
Ответы детей: Снаряд останавливается.
Воспитатель: То есть необходимо, чтобы снаряд двигался в нужном направлении, а не останавливался? Как же спортсмены этого добиваются, предлагаю посмотреть фрагмент игры в кёрлинг. (смотрят)
Воспитатель: Что делают спортсмены?
Ответы детей: Трут лёд.
Воспитатель: Для чего они его трут, как вы думаете, ведь лёд и так гладкий?
Предположения детей.
Воспитатель: Спортсмены затирают неровности обеспечивая гладкость поверхности. Но почему же снаряд всё равно останавливается? Это происходит потому, что на нашу машинку и на снаряд воздействует одна и та же сила – называется она сила трения. Когда один предмет касается другого его движение замедляется. Машина касается дороги, а снаряд в кёрлинге –льда. Это приводит к торможению. А всё потому, что в природе нет абсолютно гладких поверхностей. Если мы рассмотрим их под микроскопом, то увидим крошечные неровности и бугорки, которые мешают движению. Даже на самой гладкой поверхности частички цепляются друг за друга, происходит замедление, это и называется – силой трения. Мы с вами нашли физическую силу и даже научились ею управлять!
А на вопрос нашего исследования мы смогли ответить?
Ответы детей: Да, смогли.
Воспитатель: Машина останавливается потому, что её мешает сила трения. А ещё мы выяснили, что чем сила трения меньше, тем дальше машина уедет.
Я приготовила для вас сюрприз! Смотрите, что это?
Ответы детей: диск, шарики, наклейки, пробки от бутылок.
Воспитатель: Как вы думаете, что из этого можно сделать?
Предположения детей.
Воспитатель: мы будем делать аэрохоккей! Вы в него когда-нибудь играли, знаете что это такое?
Ответы детей: да или нет.
Воспитатель: Берём диск – он будет шайбой. Нам необходимо приклеить насадку к диску. Для этого нам понадобится клей. Насадка должна крепко приклеиться. Проверяем, поднимаем диск за насадку, у кого держится, тот приклеил крепко. Молодцы! Украшаем наши шайбы наклейками.
В аэро хоккее используется воздух, а мы его откуда возьмём?
Предположения детей.
Воспитатель: Мы можем использовать воздух из шариков, но для этого их надо надуть. (надуваем шарики и надеваем их на насадку. Воздух внутри шарика. Открываем насадку, воздух выходит и шайба парит над столом.
Воздух выходит из шарика создаёт воздушную подушку и уменьшает силу трения.
Давайте вспомним, что мы узнали нового и интересного сегодня?
Ответы детей: Мы узнали, что не бывает абсолютно гладких поверхностей.
Узнали, что такое сила трения и откуда она берётся.
Узнали, что чем меньше предметы касаются друг друга, тем меньше сила трения.