12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фаттахова Екатерина Николаевна189
Россия, Башкирская респ., Туймазы

8класс

Вариант 2

Часть 1

Установите со­от­вет­ствие между фи­зи­че­ски­ми ве­ли­чи­на­ми и формулами, по ко­то­рым эти ве­ли­чи­ны определяются. За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами. Цифры в от­ве­те могут повторяться.

 

ФИ­ЗИ­ЧЕ­СКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А) удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства

 

 

Б) ко­ли­че­ство теплоты, не­об­хо­ди­мое для на­гре­ва­ния

    твёрдого вещества

 

 

B) удель­ная теп­ло­та па­ро­об­ра­зо­ва­ния

1)    

2)    

3)    

4)    

5)   

 

A

Б

В

     


 


 

2. 

На го­ри­зон­таль­ную ше­ро­хо­ва­тую по­верх­ность кла­дут бру­сок мас­сой m = 1 кг. В пер­вом слу­чае к брус­ку при­кла­ды­ва­ют го­ри­зон­таль­но на­прав­лен­ную силу F1 так, чтобы он дви­гал­ся равномерно. Во вто­ром слу­чае на бру­сок кла­дут гирю мас­сой M = 0,5 кг и снова при­кла­ды­ва­ют го­ри­зон­таль­но на­прав­лен­ную силу, до­би­ва­ясь рав­но­мер­но­го дви­же­ния брус­ка (см. рисунки).

Максимальная сила тре­ния покоя во вто­ром слу­чае по срав­не­нию с первым

 

1) уменьшится в 2 раза

2) не изменится

3) увеличится в 1,5 раза

4) увеличится в 2 раза

3 Два сплош­ных шара оди­на­ко­во­го объёма, алю­ми­ни­е­вый (1) и мед­ный (2), па­да­ют с оди­на­ко­вой вы­со­ты из со­сто­я­ния покоя. Со­про­тив­ле­ние воз­ду­ха пре­не­бре­жи­мо мало. Срав­ни­те ки­не­ти­че­ские энер­гии Е1 и E2 и ско­ро­сти шаров v1 и v2 не­по­сред­ствен­но перед уда­ром о землю.

 

1) Е1 = Е2 ; v1 = v2

2) Е1 = Е2 ; v1 < v2

3) Е1 < Е2 ; v1 = v2

4) Е1 < Е2 ; v1 < v2

4. Рычаг на­хо­дит­ся в рав­но­ве­сии под дей­стви­ем двух сил. Сила F1 = 6 Н. Чему равна сила F2, если длина ры­ча­га 25 см, а плечо силы F1 равно 15 см?

 

1) 0,1 H

2) 3,6 Н

3) 9 Н

4) 12 Н

5.  Вес тела в воздухе, из­ме­рен­ный с по­мо­щью динамометра, равен Р1. Чему равно по­ка­за­ние ди­на­мо­мет­ра Р2, если тело на­хо­дит­ся в воде и на него дей­ству­ет вы­тал­ки­ва­ю­щая сила F?

 

1) Р2 = Р1

2) Р2 = F

3) Р2 = Р1 + F

4) Р2 = Р1 – F

6. Используя данные таблицы, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

1) Проводники из нихрома и латуни при одинаковых размерах будут иметь одинаковые массы.

2) При равной площади поперечного сечения проводник из железа длиной 4 м будет иметь такое же электрическое сопротивление, что и проводник из никелина длиной 1 м.

3) При равных размерах проводник из алюминия будет иметь меньшую массу и меньшее электрическое сопротивление по сравнению с проводником из серебра.

4) При замене спирали электроплитки с никелиновой на нихромовую такого же размера электрическое сопротивление спирали не изменится.

5) При одинаковых размерах проводник из меди будет иметь самое маленькое электрическое сопротивление.

7. На коротком плече рычага укреплён груз массой 50 кг. Для того чтобы поднять груз на высоту 4 см, к длинному плечу рычага приложили силу, равную 100 Н. При этом точка приложения этой силы опустилась на 25 см. Определите КПД рычага.

 

1) 12,5%

2) 32%

3) 80%

4) 125%

Ответ:_______

8. Примером явления, в ко­то­ром механическая энер­гия превращается во внутреннюю, может служить

 

1) кипение воды на га­зо­вой конфорке

2) свечение нити на­ка­ла электрической лампочки

3) нагревание ме­тал­ли­че­ской проволоки в пла­ме­ни костра

4) затухание ко­ле­ба­ний нитяного ма­ят­ни­ка в воздухе

9На гра­фи­ке пред­став­ле­ны ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния ко­ли­че­ства теп­ло­ты Q, за­тра­чен­но­го на на­гре­ва­ние 1 кг ве­ще­ства 1 и 1 кг ве­ще­ства 2, при раз­лич­ных зна­че­ни­ях тем­пе­ра­ту­ры t этих веществ. Вы­бе­ри­те два утверждения, со­от­вет­ству­ю­щие ре­зуль­та­там этих измерений.

 

1) Теплоёмкости двух ве­ществ одинаковы.

2) Теплоёмкость пер­во­го ве­ще­ства боль­ше теплоёмкости вто­ро­го вещества.

3) Для из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры 1 кг ве­ще­ства 1 на 20° не­об­хо­ди­мо ко­ли­че­ство теп­ло­ты 6000 Дж.

4) Для из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры 1 кг ве­ще­ства 2 на 10° не­об­хо­ди­мо ко­ли­че­ство теп­ло­ты 3750 Дж.

5) Начальные тем­пе­ра­ту­ры обоих ве­ществ равны 0 °С.

10. Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг пара, взятого при температуре кипения, и последующего охлаждения воды до 40 °С при нормальном атмосферном давлении?

 

1) 504 кДж

2) 4600 кДж

3) 4936 кДж

4) 5104 кДж

Ответ:_______

11. Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины?

 

1) +14е

2) +6е

3) −14е

4) −6е

12. Два алюминиевых проводника одинаковой длины имеют разную площадь поперечного сечения: площадь поперечного сечения первого проводника 0,5 мм2, а второго проводника 4 мм2. Сопротивление какого из проводников больше и во сколько раз?

 

1) Сопротивление первого проводника в 64 раза больше, чем второго.

2) Сопротивление первого проводника в 8 раз больше, чем второго.

3) Сопротивление второго проводника в 64 раза больше, чем первого.

4) Сопротивление второго проводника в 8 раз больше, чем первого.

13. На рисунке представлена картина линий магнитного поля от двух полосовых магнитов, полученная с помощью магнитной стрелки и железных опилок. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?

 

1) 1 — северному полюсу; 2 — южному

2) 1 — южному; 2 — северному полюсу

3) и 1, и 2 — северному полюсу

4) и 1, и 2 — южному полюсу

14На ри­сун­ке по­ка­за­ны по­ло­же­ния глав­ной оп­ти­че­ской оси линзы (прямая a) пред­ме­та S и его изоб­ра­же­ния S1. Со­глас­но рисунку

 

1) линза яв­ля­ет­ся собирающей

2) линза яв­ля­ет­ся рассеивающей

3) линза может быть как собирающей, так и рассеивающей

4) изоб­ра­же­ние не может быть по­лу­че­но с по­мо­щью линзы

15. В таб­ли­це при­ве­де­ны не­ко­то­рые спра­воч­ные дан­ные для ряда веществ.

 

Вещество

Плотность в твёрдом
состоянии, г/см
3

Удельное электрическое
сопротивление (при 20°С), Ом · мм
2

Алюминий

2,7

0,028

Железо

7,8

0,1

Константан (сплав)

8,8

0,5

Латунь

8,4

0,07

Медь

8,9

0,017

Никелин (сплав)

8,8

0,4

Нихром (сплав)

8,4

1,1

Серебро

10,5

0,016

 

Используя дан­ные таблицы, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

1) При рав­ных раз­ме­рах про­вод­ник из ла­ту­ни будет иметь мень­шую массу и мень­шее элек­три­че­ское со­про­тив­ле­ние по срав­не­нию с про­вод­ни­ком из меди.

2) При рав­ных раз­ме­рах про­вод­ник из се­реб­ра будет иметь самую ма­лень­кую массу.

3) Про­вод­ни­ки из кон­стан­та­на и ни­ке­ли­на при оди­на­ко­вых раз­ме­рах будут иметь оди­на­ко­вые элек­три­че­ские сопротивления.

4) При за­ме­не спи­ра­ли элек­тро­плит­ки с ни­ке­ли­но­вой на ни­хро­мо­вую та­ко­го же раз­ме­ра элек­три­че­ское со­про­тив­ле­ние спи­ра­ли увеличится.

5) При по­сле­до­ва­тель­ном вклю­че­нии про­вод­ни­ков из же­ле­за и никелина, име­ю­щих оди­на­ко­вые размеры, по­треб­ля­е­мая мощ­ность у ни­ке­ли­на будет в 4 раза больше.

16. Напряжение на лампе 45 В. Какова сила тока в цепи, если сопротивление резистора равно 6,25 Ом?

 

1) 12 А

2) 7,2 А

3) 19,2 А

4) 31,2 А

Ответ:_______

17Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рисунок) равны, соответственно

 

1) 50 А, 2 А

2) 2 мА, 50 мА

3) 10 А, 50 А

4) 50 мА, 10 мА

18. Используя тер­мо­метр и часы, учи­тель на уроке провёл опыты по ис­сле­до­ва­нию тем­пе­ра­ту­ры осты­ва­ю­щей воды с те­че­ни­ем времени. В алю­ми­ни­е­вый и пла­сти­ко­вый ста­ка­ны он налил оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство го­ря­чей воды. Ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний даны в таб­ли­цах 1 и 2.

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два утверждения, со­от­вет­ству­ю­щие проведённым опытам. Ука­жи­те их номера.

1) За время на­блю­де­ния вода в алю­ми­ни­е­вом ста­ка­не осты­ла в боль­шей степени.

2) За 20 минут вода в обоих ста­ка­нах осты­ла до ком­нат­ной температуры.

3) Чем боль­ше тем­пе­ра­ту­ра воды, тем выше на­блю­да­е­мая ско­рость остывания.

4) За пер­вые 10 минут на­блю­де­ния вода в алю­ми­ни­е­вом ста­ка­не осты­ла на 55 °С.

5) Ис­па­ре­ние воды в пла­сти­ко­вом ста­ка­не про­ис­хо­дит менее интенсивно.

Прочитайте текст и выполните задания 19-20:

Охла­жда­ю­щие смеси

Возьмём в руки кусок са­ха­ра и коснёмся им по­верх­но­сти ки­пят­ка. Ки­пя­ток втя­нет­ся в сахар и дойдёт до наших паль­цев. Од­на­ко мы не по­чув­ству­ем ожога, как по­чув­ство­ва­ли бы, если бы вме­сто са­ха­ра был кусок ваты. Это на­блю­де­ние по­ка­зы­ва­ет, что рас­тво­ре­ние са­ха­ра со­про­вож­да­ет­ся охла­жде­ни­ем рас­тво­ра. Если бы мы хо­те­ли со­хра­нить тем­пе­ра­ту­ру рас­тво­ра не­из­мен­ной, то долж­ны были бы под­во­дить к рас­тво­ру энер­гию. От­сю­да сле­ду­ет, что при рас­тво­ре­нии са­ха­ра внут­рен­няя энер­гия си­сте­мы сахар-вода уве­ли­чи­ва­ет­ся.

То же самое про­ис­хо­дит при рас­тво­ре­нии боль­шин­ства дру­гих кри­стал­ли­че­ских ве­ществ. Во всех по­доб­ных слу­ча­ях внут­рен­няя энер­гия рас­тво­ра боль­ше, чем внут­рен­няя энер­гия кри­стал­ла и рас­тво­ри­те­ля при той же тем­пе­ра­ту­ре, взя­тых в от­дель­но­сти.

В при­ме­ре с са­ха­ром не­об­хо­ди­мое для его рас­тво­ре­ния ко­ли­че­ство теп­ло­ты отдаёт ки­пя­ток, охла­жде­ние ко­то­ро­го за­мет­но даже по не­по­сред­ствен­но­му ощу­ще­нию.

Если рас­тво­ре­ние про­ис­хо­дит в воде при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре, то тем­пе­ра­ту­ра по­лу­чив­шей­ся смеси в не­ко­то­рых слу­ча­ях может ока­зать­ся даже ниже 0 °С, хотя смесь и остаётся жид­кой, по­сколь­ку тем­пе­ра­ту­ра за­сты­ва­ния рас­тво­ра может быть зна­чи­тель­но ниже нуля. Этот эф­фект ис­поль­зу­ют для по­лу­че­ния силь­но охла­жден­ных сме­сей из снега и раз­лич­ных солей.

Снег, на­чи­ная таять при 0 °С, пре­вра­ща­ет­ся в воду, в ко­то­рой рас­тво­ря­ет­ся соль; не­смот­ря на по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры, со­про­вож­да­ю­щее рас­тво­ре­ние, по­лу­чив­ша­я­ся смесь не за­твер­де­ва­ет. Снег, сме­шан­ный с этим рас­тво­ром, про­дол­жа­ет таять, за­би­рая энер­гию от рас­тво­ра и, со­от­вет­ствен­но, охла­ждая его. Про­цесс может про­дол­жать­ся до тех пор, пока не будет до­стиг­ну­та тем­пе­ра­ту­ра за­мер­за­ния по­лу­чен­но­го рас­тво­ра. Смесь снега и по­ва­рен­ной соли в от­но­ше­нии 2 : 1 поз­во­ля­ет, таким об­ра­зом, по­лу­чить охла­жде­ние до −21 °С; смесь снега с хло­ри­стым каль­ци­ем (СаСl2) в от­но­ше­нии 7 : 10 — до −50 °С.

19. Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев

 

1) больше

2) меньше

3) такая же

4) пренебрежимо мала

20. Где ноги будут мерзнуть меньше: на заснеженном тротуаре или на таком же тротуаре, посыпанном солью при такой же температуре?

 

1) на заснеженном тротуаре

2) на тротуаре, посыпанном солью

3) одинаково на заснеженном тротуаре и на тротуаре, посыпанном солью

4) ответ зависит от атмосферного давления

Часть 2

Для ответа на задания части 2 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него


 

21. Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Задание 22 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.

22. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар одинаковой массы при одной и той же температуре? Ответ поясните.

Для задания 23 необходимо записать решение, которое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.

23. Сколько вре­ме­ни потребуется элек­три­че­ско­му нагревателю, чтобы до­ве­сти до ки­пе­ния 2,2 кг воды, на­чаль­ная температура ко­то­рой 10 °С? Сила тока в на­гре­ва­те­ле 7 А, на­пря­же­ние в сети 220 В, КПД на­гре­ва­те­ля равен 45%.


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.