Экзаменационные материалы для промежуточной аттестации по литературе учащихся 8 класса
МАОУ Центр образования № 47
Кафедра словесности
Экзаменационные материалы по литературе
8 класс
Учитель: Иванова Татьяна Михайловна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
к комплекту экзаменационных билетов по литературе для проведения промежуточной аттестации учащихся 8 класса
Цель проведения экзамена по литературе в 8 классе состоит в выявлении знаний по изученным литературным произведениям, понимания образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умения анализировать, интерпретировать художественный текст, давать собственную оценку тому или иному литературному явлению.
Экзаменационные материалы составлены на основании рабочей программы по литературе для 8 класса (программа поддерживается учебником Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово», 2016 г.) на 2019 -2020 учебный год.
Билет состоит из трёх вопросов-заданий
Теоретическая часть (3 термина+ работа с понятиями по направлениям «Классицизм», «Сентиментализм», «Романтизм»)
Лирическое произведение, либо «Житие…»
Вопросы и задания по «Бедной Лизе» или «Капитанской дочке»
Произведения, включённые в билеты
Отрывок из «Жития Александра Невского» (выразительное чтение + задания)
Г. Р. Державин «Памятник» (выразительное чтение + вопросы)
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»(вопросы + СЕНТИМЕНТАЛИЗМ)
В. А. Жуковский «Лесной царь» (выразительное чтение + признаки БАЛЛАДЫ+ РОМАНТИЗМ)
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (вопросы по произведению)
Перечень литературоведческих понятий
Классицизм
Романтизм
Сентиментализм
Житие
Баллада
Ода
Повесть
Роман
Эпитет
Сравнение
Метафора
Антитеза
Портрет
Афоризм
Рекомендации по оцениванию ответов учащихся
При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ ученика по следующим позициям:
– понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
– привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
– аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
– использование необходимых для ответа терминов и понятий;
– композиционная стройность ответа;
– умение выразительно читать наизусть;
– ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Отметка «5» ставится, если ученик ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик полноценно ответил на один из двух предложенных вопросов, допускал ошибки при чтении наизусть.
Отметка «3» ставится, если ученик допускал ошибки при изложении материала, его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «2» ставится, если ученик допускал грубые фактические ошибки или обнаружил незнание материала по вопросам билета.
Аттестационная отметка выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из трёх частей билета.
Ответы по теории «Литературные направления»
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
культ разума единство места высокая церковная лексика М. В. Ломоносов | «Бедная Лиза» культ нравственной чистоты чувствительность культ природы слёзы умиления | обращение к фольклору баллада свобода стремление к идеалу В. А. Жуковский герой-бунтарь, двоемирие культ природы |
БИЛЕТ № 1
Задание № 1.
Сравнение –
Баллада-
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Лесной царь».
Укажите признаки баллады в стихотворении В. А. Жуковского.
Каким настроением проникнуто произведение?
Задание № 3. Прочитайте отрывок и ответьте по нему на вопросы.
Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, — говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.
Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!..» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура* пребывала в молчании.
Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
*натура - природа
(Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза»)
Что могла чувствовать Лиза во время диалога матери и Эраста?
Почему Лиза, прощаясь с Эрастом, «прощалась с душою своею»?
3) Как эпитеты, использованные в приведённом фрагменте, помогают передать авторскую позицию?
4) Какую роль в приведенном фрагменте играет пейзаж?
БИЛЕТ № 2
Задание № 1.
Роман-
Эпитет –
Портрет-
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Г. Р. Державин «Памятник»
Какие темы вы можете выделить в стихотворении «Памятник»?
Каким стилем написано это стихотворение? Есть ли в нем элементы высокого стиля? Какова роль старославянизмов в стихотворении?
Задание № 3. Прочитайте отрывок и ответьте по нему на вопросы.
Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям»,- думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет.
Обратимся к Лизе. Наступила ночь - мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорю- нившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение; рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом,- и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.
(Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)
1) Как соотносятся настроение героини и состояние природы в представленном фрагменте?
2) Чем похожи Эраст и Лиза и чем эти герои внутренне различаются?
3) Можно ли определить авторское отношение к Лизе? Докажите.
БИЛЕТ № 3
Задание № 1.
Антитеза-
Метафора –
Афоризм-
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Житие Александра Невского
Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочестивого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери - благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Господь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышедшие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружиной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз- вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».
И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве князя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Александрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полками своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».
Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился сердцем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окончив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, утирая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; поверженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда соберется вся его сила, уповая на Святую Троицу.
1) Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа...»?
2) Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».
3) Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?
4) Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «разгорелся сердцем».
5) «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художественный прием?
6) Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?
Задание № 3. Расскажите историю создания «Капитанской дочки» А. С. Пушкина
БИЛЕТ № 4
Задание № 1.
Роман-
Эпитет –
Портрет-
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» и ответьте на вопросы:
Что мы вслед за Державиным понимаем под «чудесным» и «вечным» памятником, который тверже металлов и «выше пирамид»? В чем смысл противопоставления металла, пирамид и памятника, возведенного себе поэтом?
Как решается в стихотворении тема бессмертия? Почему автор уверен, что после смерти слава его возрастет?
Задание № 3. Какие черты, свойственные дворянскому быту XVIII века, воссозданы в 1-ой главе романа? Сопоставьте характер воспитания Петруши Гринёва и Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
БИЛЕТ № 5
Задание № 1.
Антитеза -
Портрет -
Афоризм -
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Лесной царь».
1) Какие чувства вы испытывали, читая текст?
2) Какие слова выражают эти чувства?
3) Заполните таблицу:
| Реальный мир | Фантастический мир |
Предметы | | |
Образы | | |
Звуки | | |
Краски | | |
Чувства | | |
Задание № 3. В чём символический смысл разразившегося бурана, в который встретились Гринёв и Пугачёв. В чём символический смысл сна, который снится Гриңёву в главе «Вожатый»?
БИЛЕТ № 6
Задание № 1.
Роман -
Эпитет -
Сравнение -
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник» и ответьте на вопросы:
Что ставит Державин себе в заслугу как поэту и человеку?
Что, по-вашему, означает «забавный русский слог»?
Задание № 3. Прочитайте отрывок и ответьте по нему на вопросы:
В это время мальчик вошёл и подал мне записку от И. И. Зурина. Я развернул её и прочел следующие строки: «Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя
нужда в деньгах.
Готовый ко услугам
Иван Зурин».
Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей. «Как! зачем?» — спросил изумленный Савельич. «Я их ему должен», — отвечал я со всевозможной холодностию. «Должен! — возразил Савельич, час от часу приведённый в большее изумление, — да когда же, сударь, успел ты ему задолжать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам».
Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет
освободиться от его опеки, и, взглянув на него гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают».
Савельич так был поражён моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты стоишь!» — закричал я сердито. Савельич заплакал. «Батюшка Пётр Андреич, — произнёс он дрожащим голосом, — не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи...» — «Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню».
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребёнок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.
Как в приведённом фрагменте передано состояние Савельича?
Как ведёт себя Пётр Гринёв? Какие черты характера можно подметить в герое произведения?
БИЛЕТ № 7
Задание № 1.
Сравнение -
Метафора -
Антитеза -
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Житие Александра Невского
Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочестивого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери - благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Господь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышедшие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружиной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз- вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».
И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве князя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Александрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полками своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».
Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился сердцем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окончив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, утирая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; поверженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда соберется вся его сила, уповая на Святую Троицу.
1. Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?
2. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «разгорелся сердцем».
3. «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художественный прием?
4. Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?
5. Кто из известных вам героев русской литературы отличался мужественностью и самоотверженностью?
Задание № 3.
В чём смысл названия повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Как в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
БИЛЕТ № 8
Задание № 1.
Сравнение -
Метафора -
Антитеза -
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Лесной царь» и ответьте на вопросы:
1) Каким настроением проникнуто произведение?
2) Какие чувства вы испытывали, читая текст?
3) Какие слова выражают эти чувства?
Задание № 3.
Какие нравственные проблемы ставит Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Каким предстаёт повествователь в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?
БИЛЕТ № 9
Задание № 1.
Сравнение -
Метафора -
Антитеза -
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Лесной царь» и ответьте на вопросы:
1) Что такое баллада?
2) Укажите признаки баллады в стихотворении В. А. Жуковского.
3) Каким настроением проникнуто произведение?
Задание № 3. Прочитайте отрывок и ответьте по нему на вопросы
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.
Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»
— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще...
«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.
Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
— Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.?
— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
— Ну, а там что?
— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.
Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.
Эпиграф к первой главе романа, из которой взят приведенный отрывок, заканчивается таким вопросом: «Да кто его отец?» Как бы вы ответили на этот вопрос, опираясь на текст отрывка?
Какие чувства испытывают Петруша Гринёв и его матушка в этом эпизоде?
БИЛЕТ № 10
Задание № 1.
Житие -
Роман -
Эпитет -
Распределите слова и выражения – «опознавательные знаки» каждого литературного направления по соответствующим колонкам таблицы:
Культ разума, «Бедная Лиза», единство места, обращение к фольклору, баллада, культ нравственной чистоты, высокая церковная лексика, М. В. Ломоносов, свобода, стремление к идеалу, В. А. Жуковский, чувствительность, герой-бунтарь, двоемирие, культ природы, мечта и действительность, слёзы умиления.
Классицизм | Сентиментализм | Романтизм |
| | |
Задание № 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Житие Александра Невского
Родился князь Александр по Божьей воле от отца — благочестивого, кроткого и милостивого, великого князя Ярослава, от матери - благочестивой Феодосии, — как сказал Исайя пророк: «Говорит Господь: «И ставлю князей, я возвожу их на престол». И воистину так: не княжил бы он без повеленья Божия. Рост его был выше других людей, голос его — как труба в народе, лицо его — как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю Иудейскую землю; некогда, во время Осады города Атапаты, вышедшие из города жители победили полк его, и остался Веспасиан один, и прогнал войско их к городским воротам, и насмеялся над дружиной своей и укорил ее, говоря: «Оставили вы меня одного». Так и князь Александр: везде побеждая, был непобедим. И вот пришел некто знатный от западной страны, от тех, что зовут себя «слугами Божьими», желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южская приходила к Соломону», желая наслушаться премудрости его. Так и этот, по имени Андреяш, повидав князя Александра, воз- вратился к своим и сказал: «Прошел я много стран и городов, но не видал нигде такого ни во царях царя, ни во князьях князя».
И слышал это король от страны полуночной о таком мужестве князя Александра Ярославича и подумал: «Пойду завоюю землю Александрову». И собрал он войско большое, наполнил многие корабли полками своими и пошел в силе великой, злопыхая духом ратным. И когда дошел до реки Невы, шатаясь от безумия, послал он послов к князю Александру в Новгород Великий и сказал, гордясь: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, — если можешь, обороняйся».
Князь же Александр, когда услышал слова эти, распалился сердцем, вошел в церковь Святой Софии, пал на колено перед алтарем и стал молиться со слезами Богу: «Боже прехвальный и праведный, Боже крепкий и великий, Боже вечный, сотворивший небо и землю, оставивший пределы народам и приказавший им жить, не переступая чужой земли!» И вспомнил песнь псаломскую и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящими меня, побори борющихся со мною; возьми оружие и щит и восстань на помощь мне». И, окончив молитву, встал и поклонился архиепископу, архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же пошел из церкви, утирая слезы. И начал он крепить дружину свою и сказал: «Не в силе Бог, но в правде. Помянем песнопевца Давида: «Эти — оружием, иные — конями, мы же именем Господа Бога нашего хвалимся; поверженные, они пали, мы же восстали и стоим прямо». И, сказав это, пошел на врагов с небольшой дружиной, не дожидаясь, когда соберется вся его сила, уповая на Святую Троицу.
1) Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа...»?
2) Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «силе тяжкой», «духом ратным».
3) Как называется изобразительно-выразительное средство: «голос как труба в народе»?
4) Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «разгорелся сердцем».
5) «Сила великая» короля противопоставлена в тексте «малой дружине» Александра Невского. Как называется этот художественный прием?
6) Какие черты личности Александра Невского представлены в этом фрагменте?
Задание № 3. Расскажите, как ведут себя во время приступа крепости капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша, Гринёв и Швабрин. Почему главу «Приступ» можно назвать кульминацией всего романа?