Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации учащихся 8 классов по обществознанию
Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 8 классов по обществознанию в 2015-2016 учебном году
Учитель: Пименов А.Н.
Пояснительная записка
Тесты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089). Тесты охватывают содержание курса «Обществознание 8 класс». Вопросы и требования ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Материалы ориентированы на учебник 8 класса Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. 8 класс – М.: Просвещение, 2013. Ответы на все вопросы даются в письменной форме. Тесты представлены в 2-х вариантах из трех частей (16 заданий).
Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся. Основными принципами отбора материала для заданий являются значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов обществознания (экономики, социальных отношений, материальной и духовной культуры), распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности.
Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
В число проверяемых элементов подготовки входят:
знания понятий, терминов;
умения находить соответствия, выделять сходство и различие;
умения анализировать источник.
Структура тестов
В тесте содержатся вопросы разного уровня сложности.
Работа состоит из 3 частей. Задания базового и повышенного и творческого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В и творческим – в части С.
Часть 1 (А) содержит 12 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных).
С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.
Часть 2 (В) состоит из более сложных заданий. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания терминологии.
Часть 3 (С) – С1-С3 содержит задания повышенной сложности, требующие открытого, развернутого ответа. Умения составлять простой план текста.
Рекомендуемое время на выполнение теста – 40-45 минут.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов за тест – 20 баллов.
Часть I: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество - 12 баллов.
Часть II: Правильно выполненные задание В1, оценивается 2 баллами, по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две и более ошибок. Максимальное количество – 2 балла.
Часть III: 2 балла за каждый полный ответ. Максимальное количество – 6 баллов.
Отметка |
Критерии оценивания |
Количество баллов |
«5» |
81-100% |
16-20 |
«4» |
61-80% |
12-15 |
«3» |
40-60% |
8-11 |
Контрольная работа по обществознанию за курс 8 класса
1 вариант
Часть I (А).
Процесс становления личности:
1/ адаптация 2/ социализация 3/ индивидуализация 4/ интеграция
Что является высшим проявлением гражданственности?
1/ национализм 2/ гуманизм 3/ патриотизм 4/ нравственность
Ожидаемое от человека поведение:
1/ социальный статус 2/ социальная роль 3/ социальная позиция 4/ социальное положение
Приобщение человека к знаниям, накопленным обществом:
1/ образование 2/ наука 3/ социализация 4/ совесть
Экономика СССР в большей степени являлась:
1/ рыночной 2/ традиционной 3/ плановой 4/ аграрной
Какой из главных вопросов экономики связан с тем, что она не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг?
1/ что производить 2/ как производить 3/ по какой цене продавать
4/ для кого производить
Отношения между людьми, возникающие по поводу имущества:
1) экономическая категория 2) социальные отношения
3) имущественные отношения 4) моральные нормы
8. Извлечение из имущества полезных свойств:
1) владение 2) распоряжение 3) пользование 4) дарение
9. Соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле:
1/ экономика 2/ конкуренция 3/ альтернативная стоимость 4/ потребление
10. Продукт труда, произведенный для продажи:
1/ фактор производства 2/ предложение 3/ средство производства 4/ товар
11. Задачей службы занятости населения в России является::
1/ создание новых рабочих мест
2/ создание условий для реализации творческих способностей личности
3/ способствовать закрытию нерентабельных предприятий
4/ материальное поощрение работников службы занятости
Национальные конфликты можно исключить или смягчить:
1/ соединив принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии
2/ запретив использование национального языка
3/ оправдывая все хорошее и плохое, что было в истории народа
4/ используя силовые методы решения межнациональных конфликтов
В1. Установите соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
термины |
определения |
|
мораль |
А./ совокупность людских нравов, сама жизнь. Которая связана с делами, обычаями, практическим поведением людей дома, в семье, на работе |
|
нравственность |
Б./ духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к себе, другим людям, к окружающей среде с позиции добра и зла |
|
совесть |
В./ глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний самоконтроль и самооценка человека |
|
Часть 3 Прочитайте текст и выполните задания С1-С3
|
С2. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте?
С3. Какую модель образования автор считает эффективной? Предположите почему.
Контрольная работа по обществознанию за курс 8 класса
А. 2 вариант
К агентам первичной социализации относятся:
1/ армия 2/ церковь 3/ средства массовой информации 4/ друзья
Понятие конкурентоспособности образования включает в себя:
1/ увеличение количества изучаемых предметов в школе
2/ открытие большого числа высших учебных заведений
3/ соответствие качества образования современным требованиям
4/ внедрение американских стандартов образования
Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:
1/ социальная роль 2/ социальная структура
3/ социальная страта 4/ социальный статус
Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека:
1/ традиция 2/ закон; 3/ правило 4/ совесть
В условиях рыночной экономики одним из принципов функционирования рынка является:
1/ свободное ценообразование 2/ наличие монополий
3/ присутствие продавцов и покупателей 4/ внешняя торговля
Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:
1/ натуральное хозяйство 2/ альтернативная стоимость
3/ издержки производства 4/ экономическая эффективность
7. Совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным лицам:
1) право собственности 2) имущественные отношения
3) конституционное право 4) основные экономические законы
8. Фактическое обладание вещью:
1/ распоряжение 2/ пользование 3/ владение 4 / хранение
Что является двигателем рыночной экономики?
1/ конкуренция 2/ спрос 3/ предложение 4/ рыночное равновесие
Экономическая деятельность, приводящая к удовлетворению личных потребностей населения:
1/ товары 2/ продукты 3/ услуги 4/ производство
Положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не могут найти себе работу:
1/ конкуренция 2 / занятость 3/ производство 4/ безработица
Национальная гордость провозглашает принцип:
1/ «Все свое – хорошо, все чужое- плохо»
2/ «Молодежь должна знать историю только своего народа»
3/ «Черные страницы своей истории лучше забыть»
4/ «Другие народы тоже имеют право на национальную гордость»
В1. Установите соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
термины |
определения |
патриотизм |
А./ форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства |
гражданственность |
Б./ моральная ценность, выражающая политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству |
национализм |
В./ моральная ценность, в которой выражается любовь к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать его от врагов |
Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, все человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за нее жизнь.
Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей. (Адаптировано по ст. В.Б. Славина) |
Выполните задания:
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами?
С3. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота.
КЛЮЧИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС
Вариант-1 |
Вариант-2 |
|
Часть 1 |
||
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
1 |
4 |
5 |
3 |
1 |
6 |
1 |
4 |
7 |
3 |
1 |
8 |
3 |
3 |
9 |
2 |
1 |
10 |
4 |
3 |
11 |
2 |
4 |
12 |
1 |
4 |
Часть 2 |
||
В1 |
БАВ |
ВБА |
Часть 3 |
||
С1 |
Основной институт образования Принципы государственной образовательной политики Направления образовательной политики Эффективная модель образования (примерный план) |
Понятие патриотизма Кого можно считать патриотом Черты поведения, не соответствующие патриоту |
С2 |
Многообразие подготовки учащихся Особые технологии, используемые в процессе занятия |
Бескорыстно делающий добро Творческий деятель, возвеличивший своим трудом страну Защитники Родины от иноземных захватчиков |
С3 |
Получение знаний и развитие личности |
Кто подавляет граждан и осложняет их существование Кто живет за счет людей Унижает иностранцев Навязывает ложные идеи обществу |