Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации учащихся 8 классов по обществознанию

2
0
Материал опубликован 5 May 2016 в группе

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации в форме тестирования учащихся 8 классов по обществознанию в 2015-2016 учебном году

Учитель: Пименов А.Н.

Пояснительная записка

Тесты соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236), а также федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089). Тесты охватывают содержание курса «Обществознание 8 класс». Вопросы и требования ориентированы на базовые знания и умения учащихся. Материалы ориентированы на учебник 8 класса Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. 8 класс – М.: Просвещение, 2013. Ответы на все вопросы даются в письменной форме. Тесты представлены в 2-х вариантах из трех частей (16 заданий).

Предлагаемые вопросы отличаются тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определённые стороны подготовки учащихся. Основными принципами отбора материала для заданий являются значимость проверяемых фактов, отражение различных аспектов обществознания (экономики, социальных отношений, материальной и духовной культуры), распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности.

Вопросы рассчитаны на комплексную проверку подготовки школьников в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

знания понятий, терминов;

умения находить соответствия, выделять сходство и различие;

умения анализировать источник.

Структура тестов

В тесте содержатся вопросы разного уровня сложности.

Работа состоит из 3 частей. Задания базового и повышенного и творческого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от базовых в части А к усложненным в части В и творческим – в части С.

Часть 1 (А) содержит 12 заданий с выбором ответа (один верный ответ из предложенных).

С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.

Часть 2 (В) состоит из более сложных заданий. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания терминологии.

Часть 3 (С) – С1-С3 содержит задания повышенной сложности, требующие открытого, развернутого ответа. Умения составлять простой план текста.

Рекомендуемое время на выполнение теста – 40-45 минут.

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов за тест – 20 баллов.

Часть I: 1 балл за каждый правильный ответ, максимальное количество - 12 баллов.

Часть II: Правильно выполненные задание В1, оценивается 2 баллами, по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две и более ошибок. Максимальное количество – 2 балла.

Часть III: 2 балла за каждый полный ответ. Максимальное количество – 6 баллов.

Отметка

Критерии оценивания

Количество баллов

«5»

81-100%

16-20

«4»

61-80%

12-15

«3»

40-60%

8-11

Контрольная работа по обществознанию за курс 8 класса

1 вариант

Часть I (А).

Процесс становления личности:

1/ адаптация 2/ социализация 3/ индивидуализация 4/ интеграция

Что является высшим проявлением гражданственности?

1/ национализм 2/ гуманизм 3/ патриотизм 4/ нравственность

Ожидаемое от человека поведение:

1/ социальный статус 2/ социальная роль 3/ социальная позиция 4/ социальное положение

Приобщение человека к знаниям, накопленным обществом:

1/ образование 2/ наука 3/ социализация 4/ совесть

Экономика СССР в большей степени являлась:

1/ рыночной 2/ традиционной 3/ плановой 4/ аграрной

Какой из главных вопросов экономики связан с тем, что она не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг?

1/ что производить 2/ как производить 3/ по какой цене продавать

4/ для кого производить

Отношения между людьми, возникающие по поводу имущества:

1) экономическая категория 2) социальные отношения

3) имущественные отношения 4) моральные нормы

8. Извлечение из имущества полезных свойств:

1) владение 2) распоряжение 3) пользование 4) дарение

9. Соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле:

1/ экономика 2/ конкуренция 3/ альтернативная стоимость 4/ потребление

10. Продукт труда, произведенный для продажи:

1/ фактор производства 2/ предложение 3/ средство производства 4/ товар

11. Задачей службы занятости населения в России является::

1/ создание новых рабочих мест

2/ создание условий для реализации творческих способностей личности

3/ способствовать закрытию нерентабельных предприятий

4/ материальное поощрение работников службы занятости

Национальные конфликты можно исключить или смягчить:

1/ соединив принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии

2/ запретив использование национального языка

3/ оправдывая все хорошее и плохое, что было в истории народа

4/ используя силовые методы решения межнациональных конфликтов

 

В1. Установите соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

термины

определения

мораль

А./ совокупность людских нравов, сама жизнь. Которая связана с делами, обычаями, практическим поведением людей дома, в семье, на работе

нравственность

Б./ духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к себе, другим людям, к окружающей среде с позиции добра и зла

совесть

В./ глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний самоконтроль и самооценка человека

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1-С3

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования – это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

(По материалам интернет-издания)

Выполните задания:

 С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие два отличия современной школы от других форм обучения названы в тексте?

С3. Какую модель образования автор считает эффективной? Предположите почему.


 

Контрольная работа по обществознанию за курс 8 класса

А. 2 вариант

К агентам первичной социализации относятся:

1/ армия 2/ церковь 3/ средства массовой информации 4/ друзья

Понятие конкурентоспособности образования включает в себя:

1/ увеличение количества изучаемых предметов в школе

2/ открытие большого числа высших учебных заведений

3/ соответствие качества образования современным требованиям

4/ внедрение американских стандартов образования

Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:

1/ социальная роль 2/ социальная структура

3/ социальная страта 4/ социальный статус

Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека:

1/ традиция 2/ закон; 3/ правило 4/ совесть

В условиях рыночной экономики одним из принципов функционирования рынка является:

1/ свободное ценообразование 2/ наличие монополий

3/ присутствие продавцов и покупателей 4/ внешняя торговля

Получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов:

1/ натуральное хозяйство 2/ альтернативная стоимость

3/ издержки производства 4/ экономическая эффективность

7. Совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным лицам:

1) право собственности 2) имущественные отношения

3) конституционное право 4) основные экономические законы

8. Фактическое обладание вещью:

1/ распоряжение 2/ пользование 3/ владение 4 / хранение

Что является двигателем рыночной экономики?

1/ конкуренция 2/ спрос 3/ предложение 4/ рыночное равновесие

Экономическая деятельность, приводящая к удовлетворению личных потребностей населения:

1/ товары 2/ продукты 3/ услуги 4/ производство

Положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не могут найти себе работу:

1/ конкуренция 2 / занятость 3/ производство 4/ безработица

Национальная гордость провозглашает принцип:

1/ «Все свое – хорошо, все чужое- плохо»

2/ «Молодежь должна знать историю только своего народа»

3/ «Черные страницы своей истории лучше забыть»

4/ «Другие народы тоже имеют право на национальную гордость»

 

В1. Установите соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

термины

определения

патриотизм

А./ форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства

гражданственность

Б./ моральная ценность, выражающая политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству

национализм

В./ моральная ценность, в которой выражается любовь к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать его от врагов


 

 

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1-С3Конец формы

Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

 

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, все человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за нее жизнь.

Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает
о своем патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

(Адаптировано по ст. В.Б. Славина)

 

 
 

 

 

Выполните задания:

 

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами?

С3. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота.


 

КЛЮЧИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

 

Вариант-1

Вариант-2

Часть 1

   

1

2

4

2

3

3

3

2

4

4

1

4

5

3

1

6

1

4

7

3

1

8

3

3

9

2

1

10

4

3

11

2

4

12

1

4

Часть 2

   

В1

БАВ

ВБА

Часть 3

   

С1

Основной институт образования

Принципы государственной образовательной политики

Направления образовательной политики

Эффективная модель образования

(примерный план)

Понятие патриотизма

Кого можно считать патриотом

Черты поведения, не соответствующие патриоту

С2

Многообразие подготовки учащихся

Особые технологии, используемые в процессе занятия

Бескорыстно делающий добро

Творческий деятель, возвеличивший своим трудом страну

Защитники Родины от иноземных захватчиков

С3

Получение знаний и развитие личности

Кто подавляет граждан и осложняет их существование

Кто живет за счет людей

Унижает иностранцев

Навязывает ложные идеи обществу

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации