Элективный курс «Химия и медицина» для 10-11 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по химии « Химия и медицина» для 10-11 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413;
- Основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Новопокровская СОШ»
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ «Новопокровская СОШ»
- Рабочей программы по химии. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 10—11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков — М. : Просвещение, 2019.
Цели и задачи.
Одна из ведущих современных тенденций реформирования системы российского образования – введение профильного обучения на старшей ступени.
Успешность профильного обучения в старшем звене во многом будет определяться результатами работы основной школы. В Концепции профильного обучения отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Внедрение элективного курса позволит расширить и углубить содержание образования на уровне учебного предмета, создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.. Все это и обусловило обращение к разработке курса по выбору «Химия и медицина».
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Химия» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного среднего образования и основной образовательной программы основного среднего образования.
Изучение химии в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения:
- приобретение химических знаний и умений
- овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей
- освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
На основе повторения и обобщения ранее изученного материала по химии, биологии, медицине углубить и расширить представления учащихся о биологической активности важнейших химических элементов, о составе и превращениях в организме человека химических веществ пищи, лекарственных препаратов, наркотических веществ и веществ табачного дыма.
2. Использовать и реализовать межпредметные связи с биологией и математикой.
3. Совершенствовать практические умения выполнения химического эксперимента, составления и решения расчетных задач, конструирования вопросов и задач с медицинским и фармацевтическим содержанием.
4. Формировать навыки овладения элементами исследования, связанными с поиском, отбором, анализом и обобщением данных различных источников, умения представлять их в виде защиты рефератов, сообщений, справок и нетрадиционных заданий.
5. Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся.
6. Дать ученику возможности реализовать свой интерес к химии и медицине, применить знания о веществах в повседневной жизни, проявить себя и добиться успеха.
Место учебного предмета
Элективный курс « Химия и медицина2 Может изучаться как в 10 , так и в 11 классе. Рабочая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов составляет 34 часов(1 час в неделю).
Результаты освоения курса
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере:
- осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
в трудовой сфере:
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
- умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
в сфере сбережения здоровья:
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
-владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно - познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования являются:
1) в познавательной сфере:
- знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
-умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
-умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
-умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
-готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
- умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности
- для характеристики строения, состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
-установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
- моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
-понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты изучения элективного курса.
Выпускник на базовом уровне научится:
понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;
раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;
формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни человека;
устанавливать взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;
объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;
классифицировать неорганические и органические вещества;
характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений в плане от общего через особенное к единичному;
использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;
использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;
знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ;
характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;
соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач химической тематики;
прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;
прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами;
устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);
раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;
прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, образующих их;
аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;
владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения органических веществ;
критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;
понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.
Методические приёмы контроля знаний:
На уроке при изучении материала эффективно использование таких приемов, как: «своя опора» (составление опорного конспекта или развернутого плана ответа, передача содержания материала друг другу в парах или группах), «лови ошибку», прием «повторяем с контролем» (составление вопросов к изученной теме).
С целью текущего контроля используются приемы: «выберите следующие верные утверждения», «выберите один правильный ответ из четырех предложенных». Итоговый контроль проводится в виде ролевой игры и занятия – интеллектуальной викторины.
Динамика интереса к курсу будет отслежена через наблюдение за деятельностью учащихся и их настроением: за степенью активности на занятиях. Специально организованное анкетирование позволяет выявить наличие или отсутствие интереса к курсу по выбору и будущему профилю, поможет провести анализ, сделать выводы и дать оценку.
2. Содержание курса
Тема 1. Из истории развития химии и медицины - 5 часов
Иатрохимия. Древнегреческие ученые – основатели. Египет. Возникновение первых косметических и лекарственных средств. Средние века. Алхимия и медицина. Восточная медицина. Тибет, Китай, Япония.
Лабораторный опыт.
Изготовление экстрактов ароматических веществ.
Тема 2. Элементы жизни (2ч)
Химические элементы и здоровье человека. Белки, жиры, углеводы, витамины – основа здорового питания человека
Тема 3. Химия пищи (4 ч)
Вещества пищи: белки, жиры, углеводы, витамины. Химический состав, свойства, содержание в продуктах питания. Суточные нормы потребления.
Превращения белков, жиров, углеводов в организме человека.
Правила сохранения питательных веществ и витаминов в процессе тепловой кулинарной обработки пищи и переработки продуктов питания для длительного хранения.
Содержание воды в тканях и органах человека.
Метаболическая вода и водный обмен в организме. Изменения, связанные с потерей воды.
Лечебные минеральные воды для наружного и внутреннего применения: действие на желудочно-кишечный тракт, систему кровообращения. Курорты страны.
Минеральные соли в пище. Нитраты и нитриты: недопустимость применения для домашнего употребления. Пищевая сода и химические реакции в организме.
Поваренная соль, ее биологическая роль: источник соляной кислоты для образования желудочного сока, составная часть физиологического раствора. Нарушения солевого баланса и функциональные расстройства организма.
Понятие о синтетической и искусственной пище.
Демонстрации. 1. Денатурация куриного белка. 2. Обнаружение глюкозы в яблоках. 3. Образцы солей, используемых в пищевой промышленности
Лабораторные опыты. 1. Обнаружение белков в мороженом. 2.Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике, продуктах питания. 3. Простейшие способы очистки воды из природных источников. 4. Изучение состава бытовых кулинарных смесей по этикеткам.
Литература для учителя: [1, 8, 14, 20, 21, 22], литература для учащихся: [4, 11, 12, 15].
Тема 4. Химия, здоровье и медицина (14 ч)
Лекарственные вещества. Классификация лекарственных веществ: химическая, фармакологическая.
Назначение и состав домашней аптечки медицинской помощи.
Лекарственные средства для наружного применения – антисептические: йодная настойка, пероксид водорода, борная кислота, раствор перманганата калия, раствор гидрокарбоната натрия, раствор аммиака. Краткая история открытия, свойства, применение в медицинских целях.
Физические свойства, применение лекарственных средств для внутреннего употребления:
- успокоительные (настойка валерианы, ново-пассит);
- жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие средства (ацетилсалициловая кислота, амидопирин, парацетамол);
- сульфаниламидные препараты (стрептоцид);
- сердечно – сосудистые средства (валидол, корвалол, нитроглицерин);
- средства, применяемые при расстройствах пищеварительной системы (салол, сульгин, фталазол, активированный уголь);
- антибиотики (пенициллин, ампициллин, эритромицин, левомицетин);
- витамины и поливитаминные препараты (компливит, мульти-табс, витрум).
Перевязочные средства: бинты, вата, лейкопластырь; термометр.
Формы лекарственных препаратов.
Правила безопасного лечения: правильная дозировка лекарств, режим приёма, совместимость с другими лекарственными средствами и социальными снадобьями, проверка сроков годности и условий хранения лекарств.
Лист-вкладыш, его необходимая информация об условиях приёма лекарств, возможных противопоказаниях и побочных явлениях.
Правила хранения лекарственных веществ.
Недопустимость самолечения.
Неорганические вещества в медицине.
Простое вещество йод и соединения галогенов: бромиды натрия, калия - успокоительные средства; иодиды натрия, калия – средства для лечения щитовидной железы и атеросклероза; хлорид натрия – противовоспалительное средство для ингаляций, в виде физиологического раствора - компонент плазмы крови.
Простое вещество сера и соединения серы: сероводород, тиосульфат натрия - средства для лечения кожных заболеваний; глауберова и горькая соли - слабительные средства; жжёный гипс - основа гипсовых повязок при переломах костей; сульфат бария - рентгеноконтрастное вещество; сульфаты меди, цинка, алюмокалиевые квасцы - антисептические, вяжущие средства при лечении глазных заболеваний, ожогов фосфором.
Азот, фосфор, соединения элементов пятой группы Периодической системы.
Азот - хладагент в криотерапии, оксид азота (I) в смеси с кислородом - средство для наркоза. Нашатырный спирт - средство при обмороках и отравлении некоторыми газами, антисептик для обработки рук перед хирургической операцией. Хлорид аммония – диуретик, отхаркивающее средство. Нитрат серебра - прижигающее и противомикробное средство. Нитрат натрия - сосудорасширяющее средство при стенокардии. Арсенит калия - тонизирующее средство при малокровии, оксид мышьяка () – средство для удаления нейронов зубов.
Активированный уголь - адсорбент при отравлениях и расстройствах желудочно-кишечного тракта. Карбоген - возбудитель дыхательного центра при резком угнетении дыхания.
Соединения металлов. Оксид магния - слабительное средство, оксид цинка - антисептик. Оксид ртути - компонент глазных капель. Сулема - средство для дезинфекции хирургических инструментов. Раствор коллоидного серебра - средство для промывания гнойных ран, мочевого пузыря. Соединения железа: сульфат железа (II) – в виде медицинского препарата ферроплекс, карбонат железа (II) - средства при анемии и истощении организма. Препараты кальция - глюконат и глицерофосфат кальция - средства для лечения переломов.
Органические вещества в медицине.
Вазелин - основа для мазей. Парафин - средство теплового лечения. Этанол - антисептик, растворитель для приготовления настоек и экстрактов. Нитроглицерин - сосудорасширяющее средство. Фенол – дезинфицирующее средство для обработки хирургических инструментов.
Использование в медицине муравьиной, уксусной, лимонной кислот. Глюкоза - основа гипертонического раствора. Крахмал – адсорбент, обволакивающее средство при отравлениях.
Методы создания новых лекарственных препаратов, искусственных тканей и органов. Использование метода генной инженерии в лечении наследственных заболеваний (серповидноклеточной анемии), в увеличении продолжительности жизни человека, для создания человеческого белка – интерферона – блокатора вирусов, соматотропина – регулятора роста, инсулина – регулятора углеводного обмена.
Современные достижения медицины. Использование неорганических медицинских материалов и полимеров для создания физиологически активных лекарственных средств, заменителей крови, полусинтетических гормонов, протезов кровеносных сосудов, искусственных клапанов и желудочков сердца, тканей и органов (аппаратов «искусственное сердце – легкое», «искусственная почка», «искусственное сердце»).
Изучение генома человека – основа для диагностики и лечения заболеваний, борьбы с лишним весом, решения проблемы алкоголизма. Использование стволовых клеток для лечения онкологических заболеваний, инфаркта миокарда, эпилепсии, бесплодия.
Химиотерапевтические аспекты будущего медицины.
Демонстрации. 1. Домашняя аптечка первой медицинской помощи. 2. Ознакомление с формами лекарственных веществ. 3. Каталитическое разложение пероксида водорода ферментом каталазой, содержащейся в крови, мясе, картофеле. 4. Неорганические и органические лекарственные средства. 5. Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы. 6. Фармацевтические и медицинские справочники.. 7. Лекарственные препараты: глюконат кальция, глицерофосфат кальция, алмагель, викалин.
Лабораторные опыты. 1. Исследование индикатором реакции среды ацетилсалициловой кислоты и аскорбиновой кислоты. 2. Ознакомление с листом - вкладышем глицина. 3. Получение «фараоновых змей» из глюконата кальция и стрептоцида. 4. Определение качественного состава медицинского препарата ферроплекс.
Расчетные задачи.
1. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «число Авогадро», «молярная концентрация».
2. Вывод химических формул веществ по данным качественного и количественного анализа состава вещества.
3. Расчёты с использованием понятия «доля» (доля комбинаций элементов в сложном веществе, объемная или массовая доля компонента в смеси, доля выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного).
4. Расчеты по химическим уравнениям: массы, объема или количества продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего массовую долю растворенного вещества; расчет массы продукта, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.
Литература для учителя: [1,2,4,5,9,10,11,12,16,17,18, журналы «Здоровье» №1 – 12, 2005г], литература для учащихся:[4,5,12,16].
Тема 5. Вредные привычки и их предупреждение (6ч.)
Краткая история табакокурения. Состав табачного дыма. Влияние веществ табачного дыма на жизненно важные системы органов человека: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, выделительную, нервную, систему органов размножения. Заболевания, вызываемые курением: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, бронхит, рак легких, пищевода, желудка. Снижение продолжительности жизни. Пассивное курение.
Методы избавления от табачной зависимости. Физиологические последствия отвыкания от курения.
Законодательные меры против табака, предпринимаемые в мире и правительством России.
Краткая история борьбы с алкоголизмом. Происхождение и характеристика алкогольных напитков. Состав и свойства алкоголя. Рефлекторное, токсическое, наркотическое, мутагенное действие на организм человека. Степени опьянения и стадии алкоголизма.
Пагубное влияние алкоголя на системы органов человека: пищеварительную (потеря вкуса, преждевременное выпадение зубов, гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, цирроз печени, панкреатит); выделительную (пиелонефрит); дыхательную (бронхит, трахеит); нервную (обезвоживание клеток мозга, уменьшение его объема, снижение интеллектуального развития, нервные расстройства, алкогольная эпилепсия, белая горячка); сердечно - сосудистую (перерождение сердца - «бычье сердце», инфаркт миокарда, половую (алкогольный синдром плода - дистрофия, уродства, высокая детская смертность).
Деградация личности. Первая помощь при отравлении алкоголем и суррогатами.
Избавление от алкогольной зависимости и профилактика отклонений. Положительные качества трезвости.
Краткая история наркотизма. Наркомания. Группы наркотических веществ: опиаты (опий, морфин, героин, маковая соломка), препараты конопли (гашиш, марихуана), психостимуляторы (кокаин, амфетамин), галлюциногены (ЛСД, мескалин, экстази), барбитураты (барбамил), транквилизаторы (седуксен, нитрозепам), ингаляниты (клей, лаки, бензин).
Губительное влияние наркотических веществ на организм человека. Воздействие токсикантов на подростковый организм. Признаки наркотического отравления, оказание первой помощи. Пути выхода из наркотического круга.
Демонстрации. Транквилизаторы (седуксен, нитразепам). Ознакомление с листом - вкладышем.
Лабораторные опыты. 1. Влияние никотина на ферменты слюны.
Литература для учителя:[3,5,7,19], литература для учащихся: [3, 5, 7, 9].
Тема 6. Обобщение, систематизация и контроль знаний (3ч)
Химия, здоровье и медицина.
Лекарственные вещества на страже здоровья человека. Противомикробные средства - антибиотики. Методы генной инженерии в создании новых лекарственных средств. Современные достижения медицины.
Никотиновая, алкогольная, наркотическая зависимость. Вредные привычки и опасная болезнь СПИД. Предупреждение возникновения вредных привычек.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Литература для учителя:[1,2,3,4,5,6,7,8,9.10,11,12,13,14,15,16,22], литература для учащихся: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15,16].
5. Материалы, сопровождающие курс «Химия и медицина»
Предлагаемые темы рефератов
1. Элементы жизни.
2. Пища будущего.
3. Антибиотики.
4. Вещества, которые нас лечат.
5. Генная инженерия, её значение в жизни человека.
6. Домашняя медицинская аптечка.
7. Химические материалы и создание искусственных органов.
8. Современные достижения лечебной медицины.
9. Курение: удовольствие или здоровье?
10. Алкоголь: опасность применения.
11. Наркомания – шаг в пропасть.
12. Вредные привычки и опасная болезнь СПИД.
13. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Предлагаемые виды нетрадиционных заданий
1. Составить диафильм «Минздрав предупреждает…»
2. Придумать задачи и составить сборник задач по химии с медицинским и фармацевтическим содержанием для будущих слушателей курса по выбору.
3. Составить и распространить новогодние открытки «Скажи сигарете: «Нет!»
4. Придумать, оформить и продемонстрировать «страшилки», лозунги и мудрые мысли о вредных привычках и их профилактике.
Предлагаемые темы сообщений
1. Азот, рождающий жизнь.
2. Фосфор – элемент жизни и мысли.
3. Железо внутри нас.
4. Кальций – структурный основной элемент костной ткани.
5. Медь, цинк и омоложение организма.
5. Селен – особо важный элемент.
6. Литература для учащихся
1. Бенеш П. А. 111 вопросов по химии для всех. Книга для учащихся. Просвещение, 1994.
2. Богданов А. А. Власть над геном – М.: Просвещение, 1989.
3. Компас С.А. Спасибо, не курю, М.: Молодая гвардия, 1990.
4. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас, М.: Высшая школа,1992.
5. Макаров К. А. Химия и здоровье, М.: Просвещение, 1985.
6. Маюров А. Н. Алкоголь – шаг в пропасть. Учебное пособие для ученика и учителя 7 – 11 классы, кн. 3. Педагогическое общество России, М.: 2004.
7. Маюров А. Н. Наркотики, выход из наркотического круга, кн. 4. Педагогическое общество России, М.: 2004.
8. Маюров А. Н. Табачный туман обмана. Педагогическое общество России, М.: 2004.
9. Поллер З. Химия на пути в третье тысячелетие, М.: «Мир», 1982.
10. Ситников В. П. О безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника, М.: 1997.
11. Твое питание и здоровье. Школьный иллюстрированный справочник, М.:1992
12. Харлампович Г. Д. Многоликая химия, М.: Просвещение,1992.
13. Хинн О. Г. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия, Издательство АСГ – ЛТД, 1997.
14. Штремплер Г. И. Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория, М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
15. Шульпин Г. Б. Химия для всех, Знание, М.: 1987.
16. Шульпин Г. Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984.
7. Учебно-методическая литература для учителя
1. Азимов А. Г. Мир углерода, Издательство Химия, М.:1978.
2. Аликберов Л.Ю.Полезная химия: задачи и истории. М.: Дрофа,2005.
3. Анастасова Л. П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии, М.: Вентана – Граф,2004.
4. Барашнев Ю. И. Наследственность и здоровье. Знание, М.:1976.
5. Бондарчук М. М, Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах 8 – 11 кл. Учитель,2005.
6. Быстрицкая Е. В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием, Химия в школе, № 7 – 2002.
7. Волжская Н. Ю. Антинаркотическое воспитание в процессе преподавания химии. Химия, Методика преподавания, 2002, №3.
8. Гроссе Э.Ю. Химия для любознательных. Л.: Химия,1985.
9. Кемпинскас В. Лекарство и человек, Знание, М.: 1984.
10.Кузьменок Н. М. Экология на уроках химии. – Красико – принт, 1996.
11. Курячая М. А. Химия созидающая, химия разрушающая, Знание, М.: 1990.
12. Макаров К. А. Химия и медицина, М.: Просвещение,1981.
13. Николаев Л. А. Химия жизни, М.: Просвещение,1973.
14. Пичугина Г. В. Химия и повседневная жизнь человека. Дрофа, М.: 2004.
15. Сенов П. А. Фармацевтическая химия. М.: Медицина, 1971.
16. Сафонова Т. С. Пути развития химии лекарственных веществ. М.: Знание,1978.
17. Третьяков Ю. Д. Химия и современность. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.
18. Химия в школе. Научно – методический журнал, Центрохимпресс, 2005. - №1, 3, 5; 2002. - №6, 7, 10; 2001. - №3.
19. Хрипкова А. Г. Гигиена и здоровье школьника, М.: Просвещение,1988.
20. Ширшина Н. В. Химия для гуманитариев; Учитель,2003.
21. Ширшина Н. В. Сборник Элективных курсов, Химия, 2005.
22. Эмануэль Н. М. Химия и пища, М.: Наука.,1986.
Учебно-тематический план
№ п\п | Раздел, тема | Всего часов | В том числе | |
Форма контроля | Лабораторные опыты | |||
1 | Тема 1. Из истории развития химии и медицины | 5 | | |
2 | Тема 2. Элементы жизни | 2 | | |
3 | Тема 3. Химия пищи | 4 | Семинары 1,2 | Лаб.Опыт.1 |
4 | Тема 4. Химия, здоровье и медицина | 14 | Зачет, защита проекта | Лаб. Опыт 2,3 |
5 | Тема 5 Вредные привычки и их предупреждение | 6 | | Лаб . опыт 4 |
6 | Тема 6 Обобщение, систематизация, контроль знаний | 3 | зачет | |
| Итого | 34 | 4 | 7 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ