Элективный курс по литературе «Малый жанр в новейшей русской прозе» (11 класс)

5
0
Материал опубликован 18 October 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воздвиженская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

 

 
 

 

 

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

 

Руководитель МО

 гуманитарного цикла

________________ Квак М.А.

 

Протокол № _____ от

«____»____________2017 г

«УТВЕРЖДАЮ»

 

      Директор

______________ Школьник А.А.

 

      Приказ № _____ от

«____»____________2017 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа элективного курса

«Малые жанры новейшей русской литературы»

 11 класс

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Степанова М.Ю..

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Воздвиженка 2017

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

    Рабочая программа элективного курса «Малые жанры новейшей русской литературы» составлена на основе авторской программы Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух «Малые жанры новейшей русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10 – 11 классы». М.: Мнемозина, 2009.

Вторая часть блока  «Малый жанр в новейшей  русской фантастике» посвящён массовой и притягательной для современного читателя литературе-фантастике.

Как и в первом блоке программы , представлены произведения писателей разных возрастов: фантастов поколения 70-х годов 20 века, представителей так называемой «четвёртой волны» отечественной фантастики, писателей «пятой волны» поколения 80-х годов и авторов начала нового столетия.

В качестве принципа организации материала выбран проблемно-тематический в сочетании с жанровым.

 

    Русская педагогика считает формирование критического мышления одним из основных достижений школьного обучения (П. Ф. Коштерев, 1849—1922; П.П. Блонский, 1884—1941 и др.). Характерными особенностями критического мышления являются открытость новым идеям, рефлексия, определение собственных критических суждений, осознание разницы между возможно правильным и неправильным. Критическая мысль помогает постигать смысл новых идей, создаёт пространство общественного мнения вокруг них.

    В становлении и развитии критического мышления и фор­мировании читательской позиции школьников особую роль мо­жет сыграть рецензирование художественных произведений. Ре­цензия - это оценочный вид информации, имеющий адресатом другого читателя или слушателя; она предполагает критический анализ и оценку новинок литературы. В «Великой дидактике» Я.А. Каменский определил обращённую речь как катализатор мышления. JI.С. Выготский предположил, что более высокий уровень мышления возникает из  диалога между людьми.

    Рецензируя, учащиеся осваивают различные приёмы воздей­ствия на читателя и слушателя: развивают на протяжении всей рецензии определённый тезис; сопоставляют разные произведе­ния и явления общественной жизни; ведут полемику с предста­вителями иной точки зрения, аргументируют собственную пози­цию. Всесторонний анализ художественного произведения при этом не является обязательным, автор рецензии выделяет лишь те аспекты, которые кажутся ему существенными для обоснова­ния своей точки зрения. Рецензирование произведений может завершиться диалогом, диспутом, где представляются различные читательские позиции.

    Таким образом, работа над рецензированием художествен­ного произведения даёт возможность школьникам сформировать личное суждение о тексте, критически отнестись к другим точ­кам зрения, вернуться к исходной позиции и скорректировать собственный взгляд на прочитанное.

Предлагаемый элективный курс предназначен для старше­классников гуманитарных классов и классов с углублённым изучением филологических дисциплин, а также для организации факультативных занятий в общеобразовательных школах в це­лях подготовки к выпускному экзамену за курс средней школы и к вступительному экзамену в вуз.

 

    Основная цель элективного курса - развитие критического мышления старшеклассников и формирование собственной чита­тельской позиции.

 

    К новейшей литературе причисляют произведения конца XX - начала XXI века. «Малые» прозаические жанры (рассказ, новелла) - оптимальное методическое пространство для продук­тивного обучения рецензированию.

 

Элективный курс решает следующие задачи:

·        организует самостоятельное чтение старшеклассников;

·        знакомит с особенностями литературы конца XX - начала XXI века на материале малых жанров;

·        развивает умения анализировать литературное произведе­ние;

·        активизирует мыслительные способности школьников, уме­ние анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выво­ды;

·        актуализирует личностные качества старшеклассника, уме­ние использовать собственный жизненный и читательский опыт;

·        формирует умение создавать рецензии, исследовательские работы, литературные проекты и разнообразные творческие произведения.

 

    При отборе литературного материала учитывалась эстети­ческая ценность произведений, а также общественное и между­народное признание создавших их авторов (участие писателей в современных литературных конкурсах).

    Работа по программе данного элективного курса обеспечивает­ся учебно-методическими пособиями: «Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования» (М.: Мнемозина, 2006). В программе имеется список литературы для учителя.

    Содержание программы определило структуру учебных посо­бий, которые включают:

·        учебные статьи «Из истории рассказа», «Учимся рецензи­ровать», «Фантастическое в литературе», «Рецензирование фантастических произведений»;

·        вопросы и задания для учащихся, сгруппированные в раз­делы: «Читаем, анализируем, рецензируем», «Дополнитель­ные задания», «Круглые столы, дискуссии и литературные проекты»;

·        рекомендации для самостоятельного чтения;

·        сведения о биографии и творческом пути писателей;

·        аннотации современных литературных премий и конкур­сов;

·        словарь понятий и терминов.

 

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

 

 

 

Формы проведения занятий:

·        чтение и обсуждение прочитанных произведений;

·        практикум по обучению рецензиро­ванию,

·        дискуссия и полемика;

·        круглый стол;

·        творческий практи­кум;

·        ученическая конференция, защита исследовательской или проектной работы.

 

Виды организации деятельности учащихся:

·        индивидуальная,

·        парная,

·         групповая работа,

·        дифференцирован­ное обучение.

 

    Преобладающий метод обучения - диалогический и проблемно-поисковый.

    В связи с существованием литературного процесса в сети Интернета в программу включены задания, которые побуждают школьников к поискам материалов о любимом писателе и напи­санию откликов о прочитанных книгах.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

·        Уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

·        анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

·        анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·        соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

·        раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

·        раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

·        определять род и жанр  литературного произведения;

·        сопоставлять литературные произведения;

·        выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

·        аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

·        писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

·        развитие логики,  креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.

 

 

Содержание программы

Введение

Фантастическое в русской литературе. Из истории развития жанра. Жанровое многообразие фантастики в новейшей литературе.

 

1.     Человек и обстоятельства.

Б.А.Руденко. Лиман.

Картины космической реальности. Способы создания персонажей. Гусев и Корман. Роль финала. Тема нравственного выбора героев. Сопоставление позиции писателей Б.Руденко и Л.Каганова, размышляющих о людях, оказавшихся вне родной стихии. Определение жанрового своеобразия фантастического рассказа Б. Руденко.

 

А.В.Щёголев. Как я провёл лето.

Повествование от первого лица. Речевая характеристика персонажа. Тема денег, влияние толпы на личность. Значение фантастического элемента в повествовании. Комментарий к высказыванию автора о проблеме занимательности в произведении.

С.В.Лукьяненко. Нечего делать.

Изобразительные возможности лексики: роль терминов. Общая интонация рассказа. Смысл названия

 

2.Тема оборотничества

 

А.М.Столяров. Всё в красном

Тема превращений в произведении и смысл названия рассказа. Внутренний мир героев и события внешней среды. Роль цитат из произведений Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Булгакова в рассказе

3.Фантастические произведения в жанре притчи

 

С.В.Логинов (псевдоним писателя С.Витмана) Там на востоке.

Главная героиня в системедругих персонажей рассакза. Роль фольклорных традиций в создании образа Алины. Речевая характеристика героев. Сопоставление героев С.Логинова и А.Щербака-Жукова(«Седьмой принц королевства Юм)

 

4.Фольклорные традиции в фантастических произведениях

 

М.А.Вишневецкая. День рождения. Лиса и заяц.

Нравы современного обшества в сказках М.Вишневецкой.

Индивидуализациясказочных персонажей и литературные приёмы их создания. Смысл финала сказки «День рождения».

 

 

Н.Г.Полунин.

Домовина с приведениями.

Проблематика рассказа. Изображение народного быта и жизни представителей городского общества XXI века. Юмор и ирония в рассказе. Смысл финала.

 

К.Ю.Арбенин.

Сказки на засыпку: Мойкин и Фонтанкин.Руководство по эксплуатации. Спор.Легенда о Гениальном Читателе.

Скрытый смысл «Сказок…». Роль фантастического в произведении.

 

Учебно-тематический план курса

Раздел

Количество часов

Введение

1

Б.А.Руденко. Лиман.

 

3

А.В.Щёголев. Как я провёл лето.

 

3

С.В.Лукьяненко. Нечего делать.

 

3

А.М.Столяров. Всё в красном

 

3

С.В.Логинов Там на востоке

3

М.А.Вишневецкая. День рождения. Лиса и заяц.

 

3

Н.Г.Полунин.

Домовина с приведениями.

А.В. Плеханов "Правильный Диалог"

М.Ю. и С.С. Дяченко "Крыло"

Л.А. Каганов "Эпос хищника"

О.В Овчинников"Ротапринт"

 

 

3

 

3

3

3

3

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема

Элемент содержания урока

Кол-во

часов

Сроки

Введение

1

 

1

Введение

Введение. Фантастическое в русской литературе. Из истории развития жанра.

 

1

 

Б.А.Руденко. Лиман

3

 

2

 

 

 

 

3

 

4

Б.А.Руденко. Лиман

Картины космической реальности.

 

 

Способы создания персонажей. Гусев и Корман. Роль финала. Тема нравственного выбора героев.

Тема нравственного выбора героев

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

А.В.Щёголев. Как я провёл лето.

 

3

 

5

А.В.Щёголев. Как я провёл лето.

Повествование от первого лица. Речевая характеристика персонажа. Тема денег, влияние толпы на личность.

 

 

1

 

6

 

 

 

7

Значение фантастического элемента в повествовании. Комментарий к высказыванию автора о проблеме занимательности в произведении.

Тема денег.Влияние толпы на личность

 

1

 

 

 

1

 

С.В.Лукьяненко. Нечего делать.

 

3

 

8

С.В.Лукьяненко. Нечего делить.

Изобразительные возможности лексики: роль терминов.

 

 

1

 

9

 

10

Общая интонация рассказа. 

 

Смысл названия

 

1

 

1

 

                   А.М.Столяров. Всё в красном

 

3

 

11

А.М.Столяров. Всё в красном

Тема превращений в произведении и смысл названия рассказа.

 

 

1

 

12-13

 

 

 

 

Внутренний мир героев и события внешней среды. Роль цитат из произведений Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Булгакова в рассказе

 

2

 

                С.В.Логинов Там на востоке.

3

 

14

С.В.Логинов Там на востоке.

Главная героиня в системе других персонажей рассказа. Роль фольклорных традиций в создании образа Алины.

 

 

1

 

15-16

Речевая характеристика героев. Сопоставление героев С.Логинова и А.Щербака-Жукова(«Седьмой принц королевства Юм)

 

2

 

М.А.Вишневецкая. День рождения. Лиса и заяц.

 

3

 

17

М.А.Вишневецкая. День рождения. Лиса и заяц.

Нравы современного общества в сказках М.Вишневецкой.

 

 

1

 

18-19

Индивидуализация сказочных персонажей и литературные приёмы их создания. Смысл финала сказки «День рождения».

 

 

2

 

Н.Г.Полунин.

Домовина с приведениями.3

 

20

Н.Г.Полунин.

Домовина с приведениями.

Проблематика рассказа. Изображение народного быта и жизни представителей городского общества XXI века..

 

 

1

 

21-22

Юмор и ирония в рассказе. Смысл финала

 

2

 

 

К.Ю.Арбенин.

Сказки на засыпку: Мойкин и Фонтанкин.Руководство по эксплуатации. Спор.Легенда о Гениальном Читателе.

 

3

 

 

2

 

23

Сказки на засыпку: Мойкин и Фонтанкин.Руководство по эксплуатации. Спор.Легенда о Гениальном Читателе.

Скрытый смысл «Сказок…».

 

 

1

 

24-25

Роль фантастического в произведении.

 

2

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа элективного курса Малые жанры новейшей русской литературы. Читаем, анализируем, рецензируем. 10-11 класс М.  «Мнемозина»2009.

2 Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования. Пособие для  10-11 классов общеобразовательных учреждений М.  «Мнемозина»2006.

 

 

Утверждаю

директор МБОУ

 «Воздвиженская СОШ»

_____________А.А. Школьник

Приказ №___от

«____» _____________2017г

Лист фиксирования внесения изменений и дополнений в рабочей программе

№ п/п

Исходная программа

Внесение изменений в программу

 

Подпись лица, внёсшего запись

 

дата

тема

дата

тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.