Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (9 класс)

3
0
Материал опубликован 23 April 2021









Элективный курс

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

















Составитель:Железная Н.А.

высш.кв.кат











2020-2021 учебный год

Пос.им Ленина





















































«Пояснительная записка»



Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2020-2021 гг .

В данной программе элективного курса внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения.

Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на морально-этическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания, и это затрудняет подготовку учащихся к выполнению части 3задания 15.3.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Цель изучения курса: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;



Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

-грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

-овладеть формами обработки информации исходного текста;

-через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;

-работать с тестовыми заданиями;

-уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;

-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

-работать с бланками экзаменационной работы.

Программа элективного курса «ГИА(ОГЭ): подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение.

2.Сочинение на морально-этическую тему.

3.Решение тестовых заданий .



Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

умение адекватно воспринимать авторский замысел;

умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.





Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

В качестве учебного пособия используется для данного элективного курса учебное пособие; Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020-2021.Под редакцией Н.А.Сениной, Легион,2020.

« Содержание программы элективного курса.»



1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.



2. Текст. Сжатое изложение (3 часа).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.



3. Текст. Сочинение на морально-этическую тему (4 часов).

Критерии оценки задания 15.3. Структура сочинения на морально-этическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения наморально-этическую тему. Аргументы в сочинении на морально-этическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по толкованию ключевого понятия в тексте.



4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (8 час).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

5. Заключение. Итоговый контроль (1 час).

Анализ ошибок.

Учебно-тематический план.

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1. Введение. Значение курса, его задачи.

1


2. Текст. Сжатое изложение

3

Текущий контроль- тренировочные упражнения

3. Текст. Сочинение на морально-этическую тему

4

Текущий контроль- тренировочные упражнения

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий

9

Текущий контроль- тренировочные упражнения. Итоговая практическая работа








 «Требования к уровню подготовки обучающихся.»

Учащиеся должны знать:

содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;

лексические явления в языке;

грамматические явления в языке.

Учащиеся должны уметь:

создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;

аргументировать положения своей работы, показывая умение не только анализировать текст, но и способность к обобщению жизненных фактов.

последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение. Значение курса, задачи. Особенности ОГЭ-2018г. по русскому языку в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Критерии оценки.


1



Текст. Сжатое изложение(3ч)



2

Микротемы текста.


1


3

Способы сокращения текста. Исключение. Упрощение. Обобщение

1


4

Практическая работа. Приемы работы с текстом. Анализ работ

1



Текст. Сочинение на морально-этическую тему(4ч)



5

Сочинение-рассуждение. Критерии оценкиАлгоритм работы над сочинением.


1


6

Основные способы толкования слова(понятия)

1


7

Наличие аргументов. Речевые клише.

1


8

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения

1



Комплексный анализ текста. Тестовые задания. (8ч)



9

Понимание текста. Обоснованный ответ на задание 2.


1


10

Изобразительно-выразительные средства. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

1


11

Виды стилистической окраски слов. Синонимы.

1


12

Правописание приставок (изменяемых, неизменяемых, приставок пре- и при-)

1


13

Одна и две буквы Н в прилагательных, наречиях, причастиях.

1


14

Способы подчинительной связи в словосочетаниях. Грамматическая основа предложения.

1


15

Простое осложнённое предложение

1


16

Виды сложных предложений

1


17

Итоговый контроль

1


Перечень учебно-методического обеспечения.



1. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2020.

.

2.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2016.

3. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.





Словари и справочники.



1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005

2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

3. Русские словари

http://www.slovari.ru/







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.