Викторина
«Занимательное
произношение»
Подготовила
учитель-дефектолог (сурдопедагог) Ткачёва А.А.
Словесное ударение
Орфоэпия
Пауза
Интонация
Логическое ударение
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
Словестное ударение 10
Ц
За Я что ?
Я
ответ
заяц
ФО
РИ
ФО на чём?
ответ
фонари
Словестное ударение 20
Составь словосочетания, поставь знаки ударения и слитности
упал
задание
плывёт
лезет
прочитал
по морю
на пол
за ночь
на гору
упал на пол, задание на дом, плывёт по морю, лезет на гору, прочитал за ночь
проверь себя
на дом
Словестное ударение 30
Какое из этих животных самое маленькое? Составь слова, подбери схемы.
РИКОДОЛК
ШУГЛЯКА
шкала
бакоса
Барсук
Крокодил
Лягушка
Шакал
Собака
РУБАКС
Словестное ударение 40
Выбери из текста глаголы с ударением на первом, втором, третьем слоге.
проверь себя
ударение на первом слоге
ударение на третьем слоге
ударение на втором слоге
…Около полудня небо насупилось, надвинулась тёмная туча, и под весёлые раскаты грома зашумел ливень. Сначала мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но подумав, что Валек и Маруся живут там постоянно, я победил неприятное ощущение и пошёл туда вместе с ними. В подземелье было темно и тихо, но сверху слышно было, как перекатывался гулкий грохот грозы, точно кто-то ездил там в громадной телеге по мостовой. (В.Короленко)
насупилась
надвинулась
хотелось
спускаться
живут
пошёл
зашумел
победил
перекатывался
ездил
50
1. Выбери слова, в которых ударение поставлено неправильно, исправь ошибки.
2. Расставь ударения в выделенных словах в тексте.
проверь себя
проверь себя
Шеф-повар вскочил со своего места и кинулся навстречу хозяйке модного ресторана. –Сударыня, а мы только вас и ждём, вот уже и стол накрыли, всё готово, чтобы банкет начался. Здесь он подмигнул кому-то из поваров, и на столе мгновенно появилась свежайшая камбала, бекон, языковая колбаса, тефтели из телятины, а также свёкла, гренки, грушевое и сливовое варенье, великолепные торты из сбитого творога и йогурта. В это время уже кто-то успел подложить под тарелку салфетку, наперчить тефтели и так положить щавель на камбалу, что красивее и не придумаешь.
сударыня, начался, из поваров, камбала, бекон, языковая, тефтели, свёкла, гренки, сливовое, торты, из творога, йогурта, подложить, наперчить, щавель, красивее
звонит, повторить, километр, алфавит, начался
звонит, километр, алфавит
Орфоэпия 10
1.Назови звуки, которые всегда произносятся мягко и звуки, которые произносятся всегда твёрдо.
Всегда мягкие звуки
Всегда твёрдые звуки
Ч Щ Й
Ц Ш Ж
2.Найди среди букв слова со звуком Щ
А В Х Щ Е К А П М Т К
У М Н Ф Е Ш Щ И П О Г
У В Е Щ Ь К М У Х Ф Я
М В Д Ы Г Щ Е П К А А У
ЩЕКА
ЩИ
ВЕЩЬ
ЩЕПКА
Орфоэпия 20
Найди ошибки в произнесении слов
т э кст орфо е пия т е ннис свит е р
проверь себя
т е кст орфо э пия т э ннис свит э р
Орфоэпия 30
Сколько орфоэпических правил в стихотворении? Отметь их.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу Страшно Простудиться?
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно
Простудиться?
проверь себя
5 правил
Орфоэпия 40
Распредели слова по трём группам
Произноси шн, шт
Произноси перед Е мягкий согласный
Произноси перед Е твёрдый согласный
что-то, модельный, скучный, портфель, конечно, фонетика, скворечник, ателье, тема, документ
ответ
модельный
фонетика
ателье
что-то
скучный
конечно
скворечник
тема
портфель
документ
Орфоэпия 50
Выбери пары слов, состоящих из одинаковых звуков
тощ, лещ, борщ, брат, парк, краб, щель, счёт
тощ
счёт
лещ
щель
парк
краб
проверь себя
Пауза 10
Что означает точка в конце предложения и знаки препинания (запятая, тире, двоеточие) в предложении?
Ответ
Точка в конце предложения означает длинную паузу.
Запятая, тире, двоеточие означают короткую паузу.
Пауза 20
Определи место паузы в предложениях.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Сойка – родственница вороны.
3. В лесу появились грибы: рыжики, грузди, волнушки.
Ответ
Пауза 30
Дополни сравнения, прочитай, соблюдая паузы.
голоден, как
хитёр, как
проверь себя
голоден, как волк
болтлив, как сорока
труслив, как заяц
хитёр, как лиса
упрям, как осёл
храбр, как лев
заяц
лиса
осёл
сорока
волк
лев
труслив, как
заяц
болтлив, как
сорока
упрям, как
храбр, как
лиса
лев
осёл
волк
Пауза 40
Составь пословицы. Прочитай, соблюдая паузы.
Кто раньше встаёт,…….
Дерево скоро садят,……
Кто любит трудиться,…..
Не плюй в колодец - …..
тому без дела не сидится.
пригодится воды напиться.
тот грибки соберёт.
да не скоро плоды едят.
проверь себя
….
Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт.
Дерево скоро садят, да нескоро плоды едят.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Пауза 50
Дополни стихотворение словами так, чтобы получилась рифма. Соблюдай паузы при чтении.
Если в поле вдруг пурга,
А на речке слабый лёд,
Прилетит спасать тогда Потерпевших_________.
Если вам на стуле тесно,
Пересядьте в это _______
Сказку мне читала мама,
Чтобы я скорей заснул.
Лёг я поперёк ________,
Ноги положил на_______
Если в поле вдруг пурга,
А на речке слабый лёд,
Прилетит спасать тогда Потерпевших_________.
вертолёт
кресло
стул
диван
халат
Интонация 10
Какие виды интонации ты знаешь?
Назови знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.
Прочитай предложения, соблюдая правильную интонацию.
Виды интонации:
повествовательная
вопросительная
восклицательная
1
2
3
точка .
вопросительный знак ?
восклицательный знак !
-Здравствуйте. Мила дома?
-Мила? Сейчас позову.
- Мила, привет!
Интонация 20
Составь к каждому повествовательному предложению вопросительное предложение, используя вопросительные слова. Прочитай предложения с нужной интонацией.
Осенью журавли улетают в тёплые края.
Они улетают, потому что не могут добывать себе пищу.
Журавли собираются в стаи и летят клином.
Журавли –перелётные птицы, весной они вернутся в родные края.
Как
Кто
Почему
Когда
Кто улетает осенью в тёплые края?
Почему журавли улетают?
Как летят журавли?
Когда журавли вернутся в родные края?
1
2
3
4
Интонация 30
Расставь знаки интонации в стихотворении.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала
-Здравствуй
-Здравствуй Как дела
-На рыбалке я была
Я удила рыбака
Дядю Петю-чудака
-Где же твой рыбак
Попался
-Нет, ушёл хитрец Сорвался
Проверь
себя
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
-Здравствуй!
-Здравствуй! Как дела?
-На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
-Где же твой рыбак?
Попался?
-Нет, ушёл хитрец! Сорвался!
Интонация 40
Прочитай текст, расставь знаки паузы, слитности, знаки интонации, выдели логическое ударение.
проверь себя
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой.
И тридцать рыцарей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
У лукоморья дуб зелёный;
З латая цепь на дубе том;
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой.
И тридцать рыцарей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Интонация 50
Составь диалог по картинке, используя все виды интонации.
сравни
-Скорая помощь слушает!
-Алло! Здравствуйте!
-Здравствуйте! Какие у вас жалобы?
-Я очень плохо себя чувствую, у меня сильно болит голова и у меня высокая температура.
-Какая именно у вас температура?
-Градусник показывает 39, 4! Приезжайте скорее!
-Ваш вызов принят, бригада выезжает. Ждите.
-Спасибо, жду, до свидания.
-До свидания, выздоравливайте.
Логическое ударение 10
Ты идёшь сегодня в спортзал?
Ты идёшь сегодня в спортзал?
Ты идёшь сегодня в спортзал?
-Да, иду.
-Да, в спортзал.
-Да, я.
-Да, сегодня.
Назови главные по смыслу слова в предложении.
Ты идёшь сегодня в спортзал?
Логическое ударение 20
Прочитай пословицы, выделяя голосом слова, на которые падает логическое ударение.
Весна красна цветами, а осень - пирогами.
Вьюги-метели на февраль налетели.
В летнюю пору заря с зарёй сходятся.
Логическое ударение 30
Дополни диалог друзей.
-Привет, Максим!
-Привет, Настя!
-Почему ты вчера не был в школе?
-Я ходил в поликлинику к врачу.
-Зачем? Ты заболел?
-Нет, я здоров. Я еду на соревнования по велоспорту, мне нужна справка.
-Здорово! А куда ты едешь?
-В Анапу.
-А где это?
-Это юг, Краснодарский край.
-Желаю тебе победить!
-Спасибо!
Логическое ударение 40
Переставь слова в предложениях так, чтобы они стали правильными. Прочитай текст, соблюдая интонацию и логическое ударение.
Когда растаял земля и просохла снег, в куче мусора и мёртвой земли началась жизнь. Проснулись маленькие долгоносые жучки. Они выбрались из своей зимней стволу – листвы- и поползли по постели яблони всё выше и выше. Когда долгоносые добрались до яичку, они положили в каждый бутон по маленькому бутонов. Что теперь будет? Я не отвечу, я лучше скажу, чего не будет: не будет яблок. Почему? Сам догадайся!
проверь себя
просохла земля, растаял снег, из зимней постели, по стволу яблони, добрались до бутонов, по маленькому яичку
Логическое ударение 50
Составь из слов предложения, а затем из предложений связный текст.
были
прогулке.
В
мы
классом
воскресенье
всем
на
вокзала
трамвае.
ехали
До
прошлое
на
далее
Логическое ударение 50
добрались
деревни.
электричке
до
На
роще.
Оттуда
к
отправились
берёзовой
далее
полянке.
мы
небольшой
на
Остановились
приготовлением
Девочки
пищи.
занялись
ели
Мальчики
и
сухих
принесли
развели
веток
костёр.
далее
волейбол,
в
листья.
играли
обеда
пёстрые
После
осенние
пели
собирали
песни,
усталые
Домой
и
возвратились
поздно,
довольные.
далее