Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи «Автоматизация звука Ш»
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».
Учитель-дефектолог: Приходько О.С.
Занятие: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Форма проведения: фронтальная (40 мин.).
Класс: второй (5 чел.).
Тема: Автоматизация звука Ш на речевом материале русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цель: Создать условия для формирования навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах, словах и на речевом материале русской народной сказкой «У страха глаза велики».
Задачи:
Задачи.
Образовательные:
•упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов, слов и текста;
•уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
•формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
• закреплять ЗУНи школьников отвечать на вопросы по содержанию произведения; объяснять значение слов; образовывать слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными); подбирать синонимы и антонимы; замечать смысловые несоответствия;
•учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.
•совершенствовать произносительные навыки, РСЗВ, РСВ.
Коррекционно-развивающие:
•способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
•развивать умение ориентироваться в пространстве;
•развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
•воспитывать уважительное отношение друг к другу;
•продолжить воспитывать уважение и любовь к чтению русских народных сказок.
Оборудование: запись сказки «У страха глаза велики», иллюстрации, мнемотаблица к сказке.
Динамическая пауза «Три медведя» http://psiholik.ru/fizkuletminutka-boleshoj--malenekij/index.html.
Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять» http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/06/23/fizminutki-dlya-doshkolnikov.
Ход занятия |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (1-2 мин). - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие. II. Работа над темой занятия (38-39 мин.). Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
6. Сказка «У страха глаза велики». 4. Работаем над первым пунктом плана - на что похож звук Ш?
- Звук Ш, какой? - Назовите особенности артикуляции звука Ш.
7. Элементы буквы «ш».
8. Закрепление навыков правильного произношения на речевом материале слогов, слов, предложений, текста сказки. (5 пункт плана). 1. Звук Ш. Выполнение фонетической ритмики. И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш ____________. Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 1).
Уш__ка ушка бабушка-старушка ыш__ка ышка мышка-норушка Жили — были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка -норушка. 2. Работа над пунктом 6. - Ребята, внимательно послушайте сказку. Определите какой звук часто встречается в сказке. Запомните слова с этим звуком. А мы с вами, посмотрим, кто самый внимательный? Прослушивание сказки «У страха глаза велики» (грамзапись). 3. Вопросы: - Почему это произведение называется сказкой? - Как вы поняли название сказки «У страха глаза велики»? Почему она так называется? - О чем рассказывается в этой сказке? - Вспомните, как в сказке, названы бабушка, внучка, курочка и мышка. - Какие у них были ведра? - Какие звери почудились водоносам, и какими словами они названы в сказке? - Какой звук часто встречается в тексте? - Назовите слова со звуком Ш. - Кто был самым внимательным? - Молодцы! 4. Динамическая пауза «Три медведя». Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
5. Составление мнемотаблицы. - Назовите главных героев сказки? Какие они? Бабушка, какая? 2) Внучка, какая? 3) Курочка, какая? 4) Мышка, какая? Что есть у мышки? 5) Что они делали каждый день? Что у них было? 6) Что случилось с водоносами? Кого испугались водоносы? Какой зайчик был? 7) В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? Подберите к этим словам, слова близкие по смыслу. 8) Какие звери почудились водоносам? Бабушке? Почему сказано не медведь, а медведище? А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? 9) Что показалось внучке? Как мы называем большого сильного волка? А не очень большого, не сильного? 10) Что показалось курочке? Как назвать лису ласково? 11) Что показалось мышке? -Как назвать кота ласково? 8. Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять».
6. Пересказ сказки по мнемотаблице (цепочкой)
10. Итог. - Что мы делали на уроке? - Учились говорить правильно, какой звук? - Чему нас учит сказка? - Главная мысль коротко выражена в пословице «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк». - Оцените свою работу на уроке ("Дерево успеха"). |
Школьники слушают, отвечают на вопросы.
Лопнувший шар.
Звук Ш – согласный, глухой, всегда твердый. Звук обозначается, синим цветом. Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Читают слоги, слова, предложения.
Слушают сказку.
Отвечают на вопросы.
Звук Ш. Дети называют слова.
Выполняют движения проговаривая слова текста физминутки.
Бабушка-старушка. Бабушка старенькая, на голове платок.
Внучка-хохотушка.
Курочка-клохтушка. Беленькая, с красивым гребешком.
Мышка-норушка. Маленькая, серенькая, с тоненьким хвостиком как ниточка.
Ходили за водой с ведрами.
Испугались зайчика. Маленький зайчик с большими ушами.
Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.
Смелые, мужественные, храбрые. Медведище.
Медведюшка, мишенька.
Волчище — зубастый. Волчище.
Волчишка.
Лисица — рыженькая.
Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка. Котище — серый, полосатый, усатый.
Котик, котенька
Однажды бабушка, внучка, курочка и мышка собрались за водой, взяли ведерки и пошли. Проходили они через огород, под кустом на грядке сидит заяц. Ему на голову упало яблоко, заяц испугался и побежал и напугал всех кто шел за водой. Бабушка подумала, что это медведь. Внучка подумала, что это волк. Курочка — что это лиса. Мышка — что это кошка. Вот действительно — у страха глаза велики, а это было только яблоко. Вот и сказке конец, а кто все слушал и запомнил — молодец! Ответы детей. |
Сергей Владимирович
Приходько Ольга Сергеевна
Баранова Наталья
Приходько Ольга Сергеевна
Романова Наталья
Приходько Ольга Сергеевна
Соколова Татьяна
Лебедева Мария
Попова Тамара Александровна
Олег Владимирович
Дементьева Ирина Михайловна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Приходько Ольга Сергеевна
Приходько Ольга Сергеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Приходько Ольга Сергеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Дементьева Ирина Михайловна