Конспект занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи «Автоматизация звука Ш»

21
19
Материал опубликован 4 January 2018 в группе

ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир».

Учитель-дефектолог: Приходько О.С.

Занятие: формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Форма проведения: фронтальная (40 мин.).

Класс: второй (5 чел.).

Тема: Автоматизация звука Ш на речевом материале русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цель: Создать условия для формирования навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах, словах и на речевом материале русской народной сказкой «У страха глаза велики».

Задачи:

Задачи.
Образовательные:
•упражнять учащихся в различении звука и буквы [ш] на базе слогов, слов и текста;
•уточнять артикуляцию и характеристику звука [ш];
•формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
• закреплять ЗУНи школьников отвечать на вопросы по содержанию произведения; объяснять значение слов; образовывать слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными); подбирать синонимы и антонимы; замечать смысловые несоответствия;

•учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений.

•совершенствовать произносительные навыки, РСЗВ, РСВ.


Коррекционно-развивающие:
•способствовать развитию фонематического слуха и внимания, памяти;
•развивать умение ориентироваться в пространстве;
•развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
•воспитывать уважительное отношение друг к другу;

•продолжить воспитывать уважение и любовь к чтению русских народных сказок.

Оборудование: запись сказки «У страха глаза велики», иллюстрации, мнемотаблица к сказке.

Динамическая пауза «Три медведя» http://psiholik.ru/fizkuletminutka-boleshoj--malenekij/index.html.

Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять» http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2013/06/23/fizminutki-dlya-doshkolnikov.

Ход занятия

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (1-2 мин).

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнем наше занятие.

II. Работа над темой занятия (38-39 мин.). 
1. Сегодня мы с вами начнем работу с новым звуком. С каким звуком? Вы узнаете, если правильно ответите на мой вопрос.
• Перед вами прямоугольник (В прямоугольнике расположены буквы, в левом верхнем - буква с, в правом верхнем - буква ж, в левом нижнем - буква щ, в правом нижнем - буква ш, в центре - буква ч).

Вспоминаем стороны: верхняя-нижняя, левая-правая;
углы: левый-верхний, правый-верхний, правый-нижний, левый-нижний).
• Назовите букву, расположенную в правом нижнем углу.


• Тема занятия: Звук и буква Ш. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

2. Предлагаю вам на время нашего занятия стать исследователями и заняться исследовательской деятельностью.
Исследователь – это тот, кто занимается исследованием.

Исследование или исследовательская деятельность – это работа, связанная с поиском, для получения новых знаний и расширения старых.


3. Свою работу мы будем строить по следующему плану (план занятия вывешивается на доске):
1.На что похож звук Ш?
2.Артикуляция звука Ш.
3.Характеристика звука Ш.
4.Элементы буквы Ш.
5. Звук, слоги, слова, предложения.

6. Сказка «У страха глаза велики».

4. Работаем над первым пунктом плана - на что похож звук Ш? 
• Закройте глаза и скажите, на что похож звук? (Лопнувший шарик). На компьютере появляется картинка.


С первым пунктом плана мы справились замечательно.
5. Переходим ко второму пункту нашего плана - артикуляция звука (работа с индивидуальными зеркалами).
• Разбираем артикуляцию: 
-положение языка – отрабатываем упражнение «Чашечка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-положение губ – упражнение «Улыбка» 3-5 раз под счет от5 до 8;
-проговариваем артикуляцию звука;
-отрабатываем артикуляцию звука 3-5 раз под счет от 5 до 8;
-«шипим: тихо-громко; вместе-поочередно; коротко-длинно);
• Давайте вместе «Надуем шарик». Выполняем 3-5 раз.
-Встаем в круг, держимся за руки, вдыхаем воздух через нос – расходимся «надуваем шарик»;
-задерживаем дыхание;
-выдыхаем воздух через рот – сжимаем круг;
И с этим заданием мы с вами справились. Переходим к следующему пункту плана.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6. Характеристика звука . 
• Разбираем характеристику звука.

- Звук Ш, какой?

- Назовите особенности артикуляции звука Ш.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Элементы буквы «ш».
Выясняем сколько элементов в букве? Какие элементы? На что похожи? Чем отличается заглавная буква от прописной?

 

 

 

 

8. Закрепление навыков правильного произношения на речевом материале слогов, слов, предложений, текста сказки. 

(5 пункт плана).
 

1. Звук Ш.

Выполнение фонетической ритмики.

И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя тулови­ще то в одну, то в другую сторо­ну, произнося при этом ш ____________.

Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 1).

 

Уш__ка ушка бабушка-старушка

ыш__ка ышка мышка-норушка

Жили — были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка -норушка.

2. Работа над пунктом 6.

- Ребята, внимательно послушайте сказку. Определите какой звук часто встречается в сказке. Запомните слова с этим звуком. А мы с вами, посмотрим, кто самый внимательный?

 Прослушивание сказки «У страха глаза велики» (грамзапись).

3. Вопросы:

- Почему это произведение называется сказкой?

- Как вы поняли название сказки «У страха глаза велики»? Почему она так называется?

- О чем рассказывается в этой сказке?

- Вспомните, как в сказке, названы бабушка, внучка, курочка и мышка.

- Какие у них были ведра?

- Какие звери почудились водоносам, и какими словами они названы в сказке?

- Какой звук часто встречается в тексте?

- Назовите слова со звуком Ш.

- Кто был самым внимательным?

- Молодцы!

4. Динамическая пауза «Три медведя».

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)


Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).


Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди).


А сынок — малютка просто. (Присесть).


Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи).


С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).


Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

5. Составление мнемотаблицы.

- Назовите главных героев сказки? Какие они?

Бабушка, какая?

2) Внучка, какая?

3) Курочка, какая?

4) Мышка, какая? Что есть у мышки?

5) Что они делали каждый день? Что у них было?

6) Что случилось с водоносами? Кого испугались водоносы? Какой зайчик был?

7) В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были?

Подберите к этим словам, слова близкие по смыслу.

8) Какие звери почудились водоносам?

Бабушке?

Почему сказано не медведь, а медведище?

А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем?

9) Что показалось внучке?

Как мы называем большого сильного волка?

А не очень большого, не сильного?

10) Что показалось курочке?

Как назвать лису ласково?

11) Что показалось мышке?

-Как назвать кота ласково?

8. Динамическая пауза «Вышел зайчик погулять».


Вышел зайчик погулять.


Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)


Вот он скачет вниз по склону,


Забегает в лес зелёный.


И несётся меж стволов,


Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте)


Зайка маленький устал.


Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)


Замер зайчик средь травы


А теперь замрем и мы! (Дети садятся.

6. Пересказ сказки по мнемотаблице (цепочкой)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.

 

10. Итог.

- Что мы делали на уроке?

- Учились говорить правильно, какой звук?

- Чему нас учит сказка?

- Главная мысль коротко выражена в пословице «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк».

- Оцените свою работу на уроке ("Дерево успеха").

 

 

 

 

 

     Школьники слушают, отвечают  на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лопнувший шар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук Ш – согласный, глухой, всегда твердый. Звук обозначается, синим цветом.

Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка прижаты к верхним коренным зубам.

Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

 

 

Читают слоги, слова, предложения.

 

 

 

 

 

 

Слушают сказку.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Звук Ш.

Дети называют слова.

 

 

Выполняют движения проговаривая слова текста физминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабушка-старушка.

Бабушка старенькая, на голове платок.

 

 

 

 

 

 

Внучка-хохотушка.

 

 

 

 

 

 

 

Курочка-клохтушка.

Беленькая, с красивым гребешком.

 

 

 

 

 

 

 

Мышка-норушка.

Маленькая, серенькая, с тоненьким хвостиком как ниточка.

 

 

 

 

 

 

 

Ходили за водой с ведрами.

 

 

 

 

 

 

Испугались зайчика.

Маленький зайчик с большими ушами.

 

 

 

 

 

 

Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.

 

Смелые, мужественные, храбрые.

Медведище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медведюшка, мишенька.

 

 

Волчище — зубастый.

Волчище.

 

 

 

 

 

 

Волчишка.

 

 

Лисица — рыженькая.

 

 

 

 

 

 

Лисичка, лисонька, лисичка-сестричка.

Котище — серый, полосатый, усатый.

 

 

 

 

 

 

 

Котик, котенька

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однажды бабушка, внучка, курочка и мышка собрались за водой, взяли ведерки и пошли. Проходили они через огород, под кустом на грядке сидит заяц. Ему на голову упало яблоко, заяц испугался и побежал и напугал всех кто шел за водой. Бабушка подумала, что это медведь.

Внучка подумала, что это волк. Курочка — что это лиса. Мышка — что это кошка. Вот действительно — у страха глаза велики, а это было только яблоко. Вот и сказке конец, а кто все слушал и запомнил — молодец!

Ответы детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо. Сколько много разных видов деятельности.

5 January 2018

Замечательный конспект, интересные виды деятельности. Особенно мне понравилась фонетическая ритмика.

5 January 2018

Я рада, что Вам понравился мой конспект.

5 January 2018

Спасибо, много интересных моментов в занятии.

5 January 2018

Замечательное занятие. Спасибо.

12 January 2018

Спасибо. Интересный конспект.

9 January 2018

Хороший конспект.

20 January 2018

Интересный конспект занятия. Много полезной информации.

22 January 2018

Ольга Сергеевна, приветствую. Очень интересно кто же Вам комментарии пишет. Зашла на странички этих людей--пустота. "Мёртвые души" как у Н.В.Гоголя?

1 February 2018

"Мёртвые души" были уже на сайте. Вроде бы их убрали. Опять повторяется???

1 February 2018

По комментариям и по страничкам "липовых" участников это видно!!!

1 February 2018

К мнению и комментариям коллег я отношусь с уважением, какими бы они не были, а свое мнение оставляю при себе. Давайте всем, пожелаем творческих успехов в их начинаниях.

1 February 2018

«Мертвые души» не пишут комментарии. Мне приятно, что коллеги следят за моими работами и им это интересно. А Вы следите за живыми, а не за «мертвыми».

1 February 2018

Здесь это чётко просматривается. А хамство не приветствуется, Ольга Сергеевна. Удачи Вам!!!

1 February 2018
Ответ для

Это не хамство, а ответ на Вашу трактовку.

1 February 2018
Ответ для

Подобное прослеживается во все Ваших публикациях. Благодарят люди, которые имеют пустые страницы.

1 February 2018

Такое складывается впечатление, что все комментарии писал один и тот же человек. Видна одна рука!!!!!!!!!!!!!

1 February 2018

Похожие публикации