Конспект урока по формированию произносительной стороны речи и развитию слухового восприятия «Грибы»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Место проведения: ГКС(К)ОУ школа-интернат № 27 города Пятигорска Ставропольского края
Класс: 1 класс, 4 четверть.( отрытое занятие)
Время проведения: апрель,2017 год
Тема занятия : « Грибы», постановка звука Р .( см. Приложение 1. Презентация занятия.)
Цель занятия : формирование правильного произношения звуков речи и развитие слухового восприятия.
Задачи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- формирование правильного дыхания;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- постановка звука Р ;
- различение на слух слов, словосочетаний соответствующих теме занятия;
- различение на слух предложений учебного и социально бытового плана;
- формирование навыков внятного чтения;
- расширение словарного запаса;
- расширение кругозора и знаний об окружающем мире;
- формирование логического мышления и развитие памяти.
Оснащение урока : компьютер, верботональная слуховая аппаратура, логопедические зонды, личная папка( портфолио) ученика с речевым материалом для индивидуальных занятий, мультимедийные программы на развитие дыхания, проведение игр, презентация в POWER POINT для проведения занятия, муляжи грибов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Настройка слуховой аппаратуры. Приветствие.
-Как ты меня слышишь?
- Я слышу хорошо ( плохо).
2. Речевая зарядка. Слуховое восприятие фраз учебного и социально-бытового плана.
Как тебя зовут?
Какой сейчас урок?
Какое время года?
Сколько тебе лет?
Как зовут маму?
Как зовут папу ?
В каком классе ты учишься?
В какой школе ты учишься?
Как твоя фамилия?
Какая сегодня погода?
● Какой день недели? ( Слайд 1)
3. Массаж артикуляционного аппарата . ( Слайд 3)
4. Артикуляционная гимнастика для губ, языка. Упражнения подготовительно плана для постановки звука Р . ( Слайд 4,5,6,7,8,910,11)
Упражнения : «Маляр», «Лошадка», «Комар», «Чашечка», «Автомобиль», «Качели», «Дятел», « Грибок».
5. Упражнения на постановку правильного дыхания. ( Слайд 12)
Упражнения выполняются оп мультимедийному приложению по системе Сметанкина.
6. Упражнения для постановки звука Р.
( Слайды 13, 14, 15, 16)
7. Читаем слоги и слова на звук Р
(Слайды 16,17)
8. Называем слова со звуком Р. Работа с презентацией. ( Слайд 18)
9. Развитие слухового восприятия. Назови слова со звуком Р.
(Слайд 19)
10. Развитие мелкой и крупной моторики . Упражнения для пальцев рук.(Слайд 20, 21, 22,23 )
11. Выполнение заданий на развитие логического мышления, сообразительности, развитие речи. Посмотри на картинку и скажи :
Какое время года?
Какое время суток?
Какая погода? ( Слайды 24, 25, 26, 27)
12. Фонетические рифмовки на звук Р и по теме «Грибы» ( Слайд 28)
РИ-РИ-РИ
ЭТО ГРИБЫ
Упражнение выполняется стоя с выполнением движений фонетической ритмики.
Цель : Формирование координации движений, развитие памяти, ритма, дыхания, голоса. Одновременно проводится мысленный настрой на тему занятия.
13. Объявление темы занятия. Чтение слов по теме «Грибы». Ученик читает слова и показывает соответствующую картинку на мониторе компьютера. Нужную картинку необходимо выбрать из соответствующего набора .
Цель : автоматизация словаря по теме, развитие логического мышления, автоматизация навыков чтения знакомых слов по теме.( Слайд 29, 30)
Слова :
Подберёзовик
Лисички
Мухомор
Подосиновик
Белый гриб
Сыроежка
Поганка
14. Работа по определению названия грибов . Задание «Какой гриб?» Ученику предлагается определить по картинке на мониторе компьютера, какой гриб. Необходимо выбрать из трех предлагаемых вариантов правильный ответ. Ученику предлагается слово, к этому слову необходимо подобрать картинку. Учащийся работает за компьютером самостоятельно, учитель проверяет ответ. Тип задания : тестовый .
Цель : проверка знания словаря по теме, формирование навыков самостоятельного мышления, анализа и синтеза, формирование правильного произношения слов по теме. ( Слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37)
15. Задание «Какой гриб?» усложненного типа. Учащийся должен сказать название гриба без опоры на слово, то есть самостоятельно.
Цель : закрепление тематического словаря, развитие памяти, сообразительности.
Тип задания: тестовый.( Слайды 38,39,40,41,42)
16. Задание « Определи, какой гриб съедобный, а какой несъедобный?»
Цель: проверка умений и навыков знания словаря по теме « Грибы», развитие самостоятельного мышления, сообразительности, произношения.
(Слайд 43)
17. Мультимедийная игра « Скажи, какой гриб?» .
Цель : тренировка сообразительности, скорости мышления, закрепление словаря оп теме «Грибы» , развитие артикуляционного аппарата.
18 . Игра « Угадай, какой гриб спрятался?» Определить на предлагаемых картинках на мониторе компьютера, какой гриб спрятался под деревом, под елкой, под пеньком, под листьями.
Цель : формирование сообразительности, логического мышления, закрепление словаря по теме «Грибы», формирование правильного произношения слов по теме. ( Слайд 45)
19. Развитие слухового восприятия. Различение слов по теме «Грибы», надо произнести услышанное слово и одновременно показать на компьютере соответствующую картинку. Различение 2-3 слов по теме занятия на голое ухо.
Цель : развитие слухового восприятия, внимания, умение различать знакомые слова, формирование навыков самоконтроля за произношением слов и звуков речи. ( Слайд 44)
20. Подведение итогов занятия. Достижение цели и задач , краткая беседа с учащимся о том, что удалось, а что не удалось на занятии, к чему надо стремиться, чтобы достигнуть хороших результатов.
ССЫЛКИ на интернет ресурсы
http://ya-gribnik.ru/yadovitye-griby/myhomor.php
http://ya-gribnik.ru/syedobnye-griby/opyata.php
http://progrib.ru/maslyata/lozhnye-maslyata.html
https://www.google.ru/search?q=грибы&newwindow=1&biw=991&bih=556&tbm=isch&tbo=u&source=un
Учитель-дефектолог _________________________ Тесленко А.Г.
Дементьева Ирина Михайловна