Публикация «Эмоции в воспитании дошкольников раннего возраста»
Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. В раннем детстве закладывается основа дальнейшей жизни ребенка. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин утверждали, что положительные эмоции, в отличии от отрицательных, благотворно влияют на развитие активной деятельности мозга. Эти эмоции участвуют в творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Учеными доказано, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека.
Еще в раннем возрасте у ребенка происходит переход к новым отношениям с взрослыми и сверстниками. В 3 – 4 года малыш начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем требовании. В это время родителям стоит изменить прежний тип взаимоотношений и предоставить малышу больше самостоятельности. Важно понять, когда ребенок говорит: «Я— сам», он отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях. Не погасить его критикой неумелые действия ребенка, не подорвать веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действии, вот задача взрослого в этот момент, поддержать стремление к самостоятельности. Родители должны помочь своему малышу заметить рост его достижений, разделить радость переживания от успеха в деятельности. Когда родители привлекают ребенка к совместной деятельности (изготовление творческих поделок, посильную уборку по дому и т. д.), малыш осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения.
Конечно, негативные эмоциональные, переживания неизбежны в жизни ребенка. Что бы вовремя предупредить повышение уровня эмоционального напряжения и тревожности, взрослые должны помочь дошкольнику войти в мир социальных эмоций. Ведь отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий в будущем, защищают и оберегают ребенка. Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает психику человека и мозг в целом.
Эмоции являются источником радости и страдания. Например, малыш в будущем может начать испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, бесчувственная мать. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека очень влияет на будущие отношения с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека. К примеру, когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. У малыша преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Если ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт и наоборот, похвала и одобрение приободряет малыша, вселяет в него уверенность в себе и своих силах.
Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время, к сожалению, лучшими друзьями детей являются не игрушки или такие же сверстники, а телевизор и компьютер, смартфон и планшет. Дети много времени проводят не за игрой, а у телевизора и компьютера. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками. А ведь именно общение делает нашу жизнь ярче и интересней. Дошкольный возраст достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Ребенок 4- 5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать свои чувства, применяя разную интонацию и мимику. Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.
Дошкольный возраст – это то время, когда игра занимает ведущую роль в развитии ребенка. В этом возрасте важно играть с малышом в различные сюжетно-ролевые игры, использовать игры на развитие воображения, прослушивать музыку и обсуждать ее, читать сказки и рассказы, а после обсуждать героев, их поведение, давать возможность детям высказать их мнение, использовать подвижные и коммуникативные игры.