Семинар-практикум «Физическое воспитание детей раннего возраста в интеграции с образовательными областями»

2
0
Материал опубликован 19 October 2016

Актуальность (Заведующий - Гуненкова Ирина Ивановна)

Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.

Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении (как поется в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»). И чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно одергиваем его: «Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай…» Ведь нам никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна. Так почему же мы ограничиваем его движения?

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрена непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, которую следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступностью и целесообразностью упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Особенности физического воспитания детей раннего возраста (старший воспитатель - Тверскова Светлана Александровна).

Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. В развитии, а следовательно, и в организации процесса воспитания все взаимосвязано.

Так, умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года, больше чем когда либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их не совершенна.

Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Таким образом, первым и главным фактором при планировании физического воспитания детей раннего возраста в ДОУ являются  физиологические  особенности.

Так как в своей педагогической деятельности мы должны учитывать запрос родителей, то вторым фактором, который повлиял на выбранное нами направления являются результаты анкетирования родителей. Анкетирование (на тему: «Приоритетное направление в развитии детей раннего возраста»)

проходило с  целью выявления приоритетного направления в развитии детей раннего возраста непосредственно посещающих МДОБУ детский сад №42.

(Вы можете познакомиться с результатами анкетирования, которые представлены в таблице и отображены графически).

Анкетирование на тему: «Приоритетное направление в развитии детей раннего возраста» проходило в октябре 2011 года.

В анкетировании приняли участие 67 семей.

Полученные нами результаты представлены в таблице 1 и отображены графически (график 1, приложение 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования родителей

п\п №

Образовательные области

Рейтинг

%

1.

Физическая культура

II

74%

2.

Здоровье

I

81%

3.

Безопасность

III

53%

4.

Социализация

IV

31%

5.

Труд

VIII

8%

6.

Познание

IV

31%

7.

Коммуникация

V

25%

8.

Чтение художественной литературы

VI

14%

9

Художественное творчество

VIII

8%

10.

Музыка

VII

11%

 

График 1. Результаты анкетирования родителей

 

 

Анализ результатов анкетирования позволил  выявить следующее:

·     на I место родители поставили образовательную область ЗДОРОВЬЕ (81%);

·     на II месте образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (74%);

·     на III место образовательную область БЕЗОПАСНОСТЬ (54%);

·     на IV месте находятся 2 образовательные области СОЦИАЛИЗАЦИЯ (31%) и ПОЗНАНИЕ (31%);

·     на V место вышла область КОММУНИКАЦИЯ (25%);

·     на VI месте область ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14%);

·     на VII месте образовательная область МУЗЫКА (11%);

·     на VIII месте 2 области ТРУД (8%) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (8%).

По представленным данным, можно увидеть, что родители отдают предпочтение таким образовательным областям как: здоровье, физическая культура и безопасность.

Учитывая то, что растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. Воспитатели нашего ДОУ приняли решение проводить углубленную работу по физическому воспитанию в интеграции с приоритетными для них образовательными областями.

Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Пр.Министерства образования науки Российской федерации от 23 ноября 2009 г. №655).

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ  должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

По мнению таких исследователей, как  М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Лазаревой, реализация принципа интеграции  способствует формированию у детей целостной картины мира, развитию коммуникативных навыков и умения свободно делиться впечатлениями, дает возможность реализовать творческие способности.

Принцип интеграции требует отбора и выбора содержания образования, а также путей его реализации, обеспечивающих ценность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Процесс интеграции, его проектирование мы осуществляли в два этапа:

I ЭТАП

(подготовка к процессу интеграции):

·        определение направления интеграции;

·        подбор объектов интеграции и их анализ;

·        выбор формы процесса интеграции.

II ЭТАП

(непосредственная разработка избранной формы интеграции):

·        выбор системообразующего фактора;

·        создание новой структуры новообразования;

·        установление связей и зависимостей компонентов интегрирования;

·        фиксирование нового интегрированного образования.

 

В своей дальнейшей работе мы опирались на исследования таких ученых, как О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, В.В. Щетинина.

Согласно их исследованиям интеграция – процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование.

Объединение («соединение») – это способ интеграции, содержащий в себе все элементы нескольких исходных образовательных областей; получение из нескольких объектов одного целого, состоящего из нескольких элементов, позволяет использовать средства одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы  дошкольного образования в целом.

Координирование («приведение в соответствие») – это способ интеграции, который позволяет устанавливать связи, соотношения между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы, для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.

Автор книги «Интеграция образовательных областей в образовательном процессе ДОУ» О.В. Дыбина, предлагает осуществить ранжирование детской деятельности (присваивая ранг от 1 до 10) по степени проявления их возможностей в решении задач каждой образовательной области.

Присвоенные ранги определяют способ интеграции следующим образом. Способ «объединение» рекомендован при ранге от 1 до 4.0, а способ «координирование»  - при ранге от 4.1 до 8.0. Ранг от 8.1 до 10.0 означает, что возможности интеграции слабы.

Предлагаем познакомиться с таблицей 2 (приложение 2) Интеграция образовательной области  «Физическая культура» на основе видов детской деятельности  (ранжирование).

Таблица 2

Интеграция образовательной области  «Физическая культура»  на основе видов детской деятельности  (ранжирование)

Образовательная область

Виды детской деятельности

 

 

 

Физическая культура

Игровая  деятельность

Коммуникативная деятельность

Трудовая деятельность

Познавательно-иследовательская  деятельность

Продуктивная деятельность

Музыкально-художественная деятельность

Восприятие художественной литературы

Двигательная деятельность

4.0

8,4

6,2

7,2

7,6

7,3

8,6

1,0

 

Определение вариантов интеграции на основе видов детской деятельности осуществляется в ходе пошаговой реализации выделенных способов интеграции (объединение, координирование).

С пошаговой реализацией способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности можно ознакомиться в приложении 3.

 

 

 

Реализация способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности (пошаговое предписание)

 

ШАГ 1

 

Определить вид  детской деятельности, для которого будут созданы условия (предметно-пространственная среда). Соотнести вид детской деятельности с образовательной областью.

 

 

ШАГ 2

 

 

Определить задачу (задачи) из данной образовательной области, которая будет решаться в ходе детской деятельности.

 

 

ШАГ 3

 

 

Определить содержание детской деятельности (раздел и тему) и конкретизировать задачу (задачи) образовательной области с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ и перспективного тематического плана.

Решение задач должно обеспечивать освоение компонентов данного вида детской деятельности, содержания темы.

 

 

 

ШАГ 4

 

 

Определить другой вид (виды) детской деятельности, определить образовательную область, в которой данный вид деятельности является приоритетным и выбрать способ интеграции.

1.      Способ «объединение»

Следует выбрать интегрированный вид деятельности, который вы считаете наиболее оптимальным.

2.      Способ «координирование»

Следует выбрать интегрированную форму работы с детьми, в которой реализуются выбранные виды деятельности.

 

 

 

 

ШАГ 5

 

 

Определить задачу (задачи) из данной образовательной области и конкретизировать ее с учетом ООП ДО в ДОУ и перспективного тематического плана.

 

 

 

ШАГ 6

 

 

Уточнить и сформулировать задачи с учетом интегрированных видов деятельности и интегрированных образовательных областей, т.е. интегрированные задачи.

 

Педагоги нашего ДОУ в течение 2011-2012 учебного года при планировании НОД «Физическая культура», а также а также НОД по их приоритетному направлению строили воспитательно-образовательный процесс учитывая данные таблицы Интеграция образовательной области «Физическая культура»  на основе видов детской деятельности и пошаговое предписании «Реализация способов интеграции образовательных областей на основе видов детской деятельности».

 

Эффективность физического развития детей раннего возраста через интеграцию образовательных областей можно увидеть по результатам мониторинга: При проведении диагностики использовалось пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса». Автор – составитель Верещагина Н.В. Нормативными вариантами развития можно считать среднее значение по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Средние значения менее 2,2 свидетельствуют о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту. Результаты представлены в таблице 3 и отображены на графике 2 (приложение 4).

Таблица 3

Обобщенные результаты мониторинга образовательного процесса

по направлениям развития детей групп раннего возраста

МДОБУ детский сад №42 (2011-2012 уч.год)

Направления развития детей

н.г.

к.г.

Направление «Физическое развитие»

2,2

4,4

Направление «Социально - личностное развитие»

2,2

3,9

Направление «Познавательно – речевое развитие»

2,4

4,2

Направление «Художественно – эстетическое развитие»

2,3

4

График 2. Обобщенные результаты мониторинга образовательного процесса

по направлениям развития детей групп раннего возраста

МДОБУ детский сад №42 (2011-2012 уч.год)

 

Итак, результаты мониторинга показали следующее:

Общегрупповые результаты по направлению «Физическое развитие» на начало 2011-2012 учебного года составили 2,2 балла, что соответствует низкому развитию, но как видно из представленных данных показатель результатов физического развития детей раннего возраста на конец учебного года составил – 4,4 балла.  Полученный результат является не только нормативным вариантом, но и свидетельствует о высоком уровне  развития.

Утверждать об эффективности нашей работы в данном направлении сложно, так как специфика нашего учреждения – ранний возраст, но проследить динамику физического развития все-таки возможно. Для этого мы поддерживаем связь с детскими садами города, в которые переходят наши дети.

Для более полной картины эффективности нашей работы мы собрали данные на детей которые посещали ДОУ в 2011-2012 уч.году. Результаты мониторинга по направлению «физическое развитие» на начало 2012-2013  учебного года  таковы:

- детский сад №1 (6 детей):

85% - высокий уровень развития,

15% - средний уровень.

 

- детский сад №2 (5 детей):

80% - высокий уровень развития;

20% - средний уровень развития.

 

- детский сад №23 (5 детей):

100% - высокий уровень физического развития.

 

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаем Вам, посмотреть нашу работу в практической деятельности.

Комментарии
Комментариев пока нет.