Теория и практика дистанционного воспитания в группе раннего дошкольного возраста
Теория и практика дистанционного воспитания в группе раннего дошкольного возраста.
Уже подходит к завершению 2020 год, и можно начинать подводить первые итоги уходящего года. Основным событием 2020 года, которое войдет в историю, стал карантин мирового масштаба, вызванный распространением коронавирусной инфекции. В период карантина, люди были вынуждены максимально изолироваться от прямых контактов с окружающими. Закрылись развлекательные и торговые центры, мелкие магазины, коммерческие и государственные предприятия и учреждения, а также были закрыты школы, детские сады и другие образовательные организации. Практически все сферы вынуждены были уйти на «удаленку», образование стало не исключением. Прочно вошли в обиход такие понятия как «Дистанционное обучение», «Онлайн урок», «Дистанционное воспитание».
Я работаю, уже на протяжении 8 лет, в детском саду для детей раннего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет), проще говоря «ясли». И передо мной встали вопросы:
«Возможно ли дистанционное образование в раннем возрасте?»,
«Как организовать дистанционную работу воспитателя с детьми раннего возраста и их родителями?»,
«Какие формы взаимодействия с детьми до 3 лет возможны при применении дистанционных образовательных технологий?».
Актуальность дистанционного образования в 2020 году выросла до небывалых масштабов. Если ранее можно было говорить только о частичном внедрении дистанционных образовательных технологий в дошкольное образование, то теперь мы на 4 месяца полностью перешли на электронное обучение и воспитание.
Теоретические аспекты дистанционного образования в группе раннего дошкольного возраста.
Дистанционное образование – это образование которое полностью или частично осуществляется по средствам телекоммуникационных технологий, через использование глобальных компьютерных сетей.
Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Цель дистанционного дошкольного образования является осуществление права каждого ребенка на получение достойного образования в условиях самоизоляции.
В период пандемии, единственным средством связи с детьми и родителями для воспитателя стали компьютерные сети, через которые организовывалась дистанционная образовательная деятельность.
Формы организации дистанционной образовательной деятельности ДОУ:
Проведение онлайн занятий в реальном времени (на платформах Zoom, Skype, Webinar, WebEx и т.д.);
Подборка видео и аудио материала из открытых источников информации для организации совместной деятельности детей и родителей;
Запись видео материалов с мастер-классами по художественно-эстетическому развитию, экспериментированию, физическому и музыкальному развитию (с подробными и понятными инструкциями выполнения работы) для самостоятельной и совместной деятельности ребенка.
Работа над проектной деятельностью, создание проектов по выбранным темам;
Участие в дистанционных конкурсах;
Формы дистанционной работы с родителями дошкольников:
Родительские собрания в формате видеоконференции;
Ведение информативной группы в мессенджерах и социальных сетях;
Публикация тематических консультации в группах для родителей детского сада в соц. сетях ВКонтакте, Facebook и др..
Совсем еще недавно дистанционное образование считалось ультраинновационным образовательным направлением развития системы образования в РФ, а в системе дошкольного образования применялось частично и только в работе с родителями. Все изменилось весной 2020 года, когда вся страна узнала, что такое дистанционное обучение. С переходом на дистанционное обучение и дети, и педагоги, и родители столкнулись с рядом трудностей организации дистанционного образовательного процесса в дошкольном образовании:
Мотивация. Отсутствие мотивации к домашнему обучению не только у ребенка, но и у родителей. В дошкольном возрасте заинтересованность ребенка в получении знаний и навыков полностью зависит от взрослого.
Режим дня. Правильная организация режима дня ребенка, в домашних условиях.
Контроль. Отсутствие обратной связи от детей и родителей с педагогом.
Основной сложностью дистанционного дошкольного образования стало способность родителей включиться в образовательный процесс. Дистанционное обучение в дошкольном возрасте предполагает максимальное участие радетеля, так как у ребенка в раннем возрасте не сформирован навык к самообразованию.
Практика организации дистанционного образовательного процесса в группе раннего дошкольного возраста (дети от 2 до 3 лет).
Принцип построения дистанционного образовательного процесса в раннем возрасте – в центре всегда РЕБЕНОК, родитель выступает в роли наставника. Образовательный процесс не должен превратиться в сухое выполнение заданий воспитателя. Родитель, пользуясь рекомендациями воспитателя, создает в своем доме атмосферу игровой деятельности с элементами образовательного процесса. Все знания ребенку даются только в игровой форме и без принуждения.
В своей практике для полноценной реализации технологии дистанционного образования я использовала сразу несколько информационно-телекоммуникационных электронных платформ. Созданные и используемые мной ресурсы для дистанционного образования:
Группа для родителей WhatsApp (закрытая, только для родителей группы «Сорока», МАДОУ «Гармония»). Группа была создана для информирования родителей, а также для включения всех родителей в образовательный процесс.
Открытая группа в ВК https://vk.com/d_s39 и Facebook https://www.facebook.com/groups/243734943434830/?ref=share . В группах регулярно обновляются задания, игры и мастер-классы для детей, а также полезная информация по организации досуга с детьми и консультации для родителей.
Познавательный канал на YouTube https://www.youtube.com/channel/UCnb9Ld27_rPmxdbXQ9wIDqA/featured . Творческая студия педагога, благодаря которой малыши могут совместно со своим воспитателем поиграть в пальчиковую игру, разучить танец, сделать зарядку и многое другое.
Благодаря внедрению дистанционных образовательных технологий уровень педагогической компетентности родителей значительно повышается, это приводит к индивидуализации образовательного процесса, повышение информационной культуры родителей и детей.
Дистанционное дошкольное образование в дополнении с традиционной формой образование призвано повысить качество и доступность дошкольного образования для всех категорий детей.
Кияйкина Наталья Федоровна
Галкина Юлия Ивановна