Статья на тему «Эмоциональное выгорание педагогов: теория и практика»
Эмоциональное выгорание педагогических работников
1.1. Введение
Синдром эмоционального выгорания стал предметом анализа зарубежных психологов с 1960-х гг. Отечественные ученые уделяют внимание данной теме с 1990-х гг. Не менее актуальна она и в современных условиях, о чем свидетельствует большое число публикаций и аналитических обзоров исследователей, а также включение данного синдрома в 10-й и в 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ-11).
Рассматриваемый вопрос представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость, так как сохранение и укрепление здоровья персонала является одним из основных условий для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.
Целью настоящей работы является исследование степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов и разработка практических рекомендаций, позволяющих эффективно справляться с данным синдромом.
Объектом исследования является эмоциональное выгорание у педагогов.
Гипотеза исследования – уровень эмоционального выгорания у педагогов высок и прямо пропорционально зависит от стажа их работы.
1.2. Понятие и признаки эмоционального выгорания
Понятие «эмоционального выгорания» впервые введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния истощения здоровых людей при излишне интенсивном и эмоциональном общении.
Американский психолог Кристина Маслах выделила три основные группы проявлений данного состояния: эмоциональную истощенность (переживания сниженного эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему или эмоциональное перенасыщение, агрессивные реакции, вспышки гнева, появление симптомов депрессии); деперсонализацию (проявляется в повышении зависимости от других или, наоборот, в негативизме, циничности установок и чувств по отношению к коллегам и ученикам); редукцию личных профессиональных достижений (негативное оценивание себя, снижение значимости собственных достижений, ограничение своих возможностей, негативизм относительно служебных обязанностей, снижение самооценки и профессиональной мотивации, редуцирование чувства собственного достоинства, снятие с себя ответственности или отстранение («уход») от обязанностей по отношению к другим). [9]
Бойко В.В. рассматривает эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Он описал фазы развития синдрома эмоционального выгорания, которые соответствуют видам дезадаптации:
1. Фаза напряжения (симптомы «неудовлетворенности собой», своей профессией, обязанностями, «загнанности в клетку», чувство отчаяния и безысходности; симптомы тревоги и депрессии).
2. Фаза резистенции (симптом «расширения сферы экономии эмоций», когда эмоции «экономятся» и вне профессиональной; симптом «редукции профессиональных обязанностей», проявляющийся в попытках облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат).
3. Фаза истощения – заключается в падении общего энергетического тонуса и ослаблении нервной системы, при которых эмоциональное выгорание становится неотъемлемым атрибутом личности (симптомы «эмоционального дефицита», «эмоциональной отстраненности», когда человек воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций; клиент/пациент тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно само его присутствие; симптом психосоматических и психовегетативных нарушений, проявляющийся на уровне физического и психического самочувствия). [2]
В рамках теории стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье эмоциональное выгорание приравнивается к третьей стадии стресса (истощение), которой предшествует стойкий и неподдающийся контролю уровень возбуждения. Истощение реализуется в соматических, психологических дисфункциях, личностных деструкциях. [8]
Как отмечают Королева Е.Г. и Шустер Э.Е., ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания является стресс на рабочем месте. Его важнейшими компонентами являются обязательность работы в строго установленном режиме дня, высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; неоднозначные требования к работе; отсутствие интересов вне работы. Развитию синдрома способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и ригидная личностная структура. [5]
Практически все авторы связывают повышенные нагрузки, сверхурочную работу и развитие эмоционального выгорания. Перерывы в работе снижают уровень выгорания, но эффект носит временный характер: данный уровень частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. [10]
В ходе исследований установлено, что формирование эмоционального выгорания в наибольшей степени проявляется в профессиях социальной сферы, где основным объектом труда являются человек и его проблемы развития. Среди профессий, в которых синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), отмечают врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. [5]
В ходе исследования Gallup, проведенного в 2018 году среди почти 7500 штатных сотрудников организаций, 23% респондентов сообщили, что они чувствуют себя «выгоревшими» на работе очень часто или всегда, а еще 44% указали, что иногда они чувствуют себя «выгоревшими». Таким образом, около двух третей работников, занятых полный рабочий день, испытывают выгорание на работе. Жесткие организационные издержки данного явления существенны: «выгоревшие» работники на 63% чаще берут больничный и в 2,6 раза чаще ищут другую работу. Их уверенность в своей эффективности на 13% меньше, чем у других работников, и они вдвое меньше склонны обсуждать вопросы улучшения показателей работы со своим руководителем.
Таким образом, утомление сотрудников прямо влияет как на их индивидуальную деятельность, так и на результаты работы организации в целом. [11]
Важную роль при формировании синдрома эмоционального выгорания играют и внутриличностные факторы. Так, в работе Бабанова С.А. выделены 3 типа работников, которым угрожает синдром выгорания:
педантичный – добросовестностный, излишне аккуратный, стремящийся добиться образцового порядка;
демонстративный – стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду;
3) эмоциональный – впечатлительный и чувствительный. [1]
Согласно мнению Сандомирского М.Е., алекситимия на психологическом уровне становится аналогом соматизации, которая проявляется на физиологическом уровне. [7] Еще одной значимой психологической характеристикой является перфекционизм, приводящий к появлению завышенных требований к себе и окружающим. На фоне возникающего длительного напряжения формируются тревожно-депрессивные расстройства. Мотивационной основой перфекционизма является интенсивный «конфликт достижения», при котором мотивы «стремление к успеху» и «избегание неудачи» выражены с одинаковой силой. [4]
Профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в 10-й и в 11-й пересмотренный вариант МКБ-11. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, эмоциональное выгорание есть «синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Он характеризуется тремя признаками: ощущение мотивационного или физического истощения; нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей или чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям; и снижение работоспособности. Эмоциональное выгорание касается непосредственно профессионального контекста и не должно применяться к опыту из других сфер жизни». [12]
1.3. Результаты исследования уровня эмоционального выгорания педагогов
В ходе написания работы в январе-феврале 2020 года проведено исследование, в котором приняли участие 48 учителей средних школ Ярославской области (39 женщин и 9 мужчин), в возрасте 23-45 лет, со стажем работы 0,5–20 лет. В работе использовался опросник MBI (Maslach Burnout Inventiory) в адаптации Водопьяновой Н.Е. – «Профессиональное выгорание» [3].
В ходе исследования установлено, что уровень эмоционального выгорания опрошенных лиц укладывается в показатели среднего уровня и оценивается на среднем уровне в 20,958 балла (эмоциональное истощение при выгорании среднего уровня для российской выборки, по данным Водопьяновой Н.Е., находится в промежутке между 16 и 24 баллами); деперсонализация – на среднем уровне 9,875 (6-10 баллов); редукция профессиональных достижений – на среднем уровне 34,6998 (36-31 балл). При этом у 31,3% опрошенных сформирован высокий уровень эмоционального истощения, у 41,7% опрошенных – высокий уровень деперсонализации, у 29,2% опрошенных наблюдается высокий уровень редукции личных достижений.
Диаграмма 1
Из трех указанных показателей наиболее сильно у респондентов выражен уровень деперсонализации и находится практически на границе среднего и высокого уровней выгорания.
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Эмоциональное истощение наиболее выражено в группе респондентов с опытом работы менее 5 лет и примерно одинаково в группах респондентов со стажем от 5 до 10 лет и свыше 10 лет.
Наиболее высокий уровень деперсонализации – у респондентов с опытом работы от 5 до 10 лет, наименее высокий – среди работающих более 10 лет; обратная ситуация наблюдается при анализе показателей редукции личных достижений: респонденты со стажем свыше 10 лет оценивают свои достижения более негативно.
Как отмечает Ларенцова Л.И., помощь лицам с эмоциональным выгоранием должна оказываться на 3 уровнях: индивидуальном, с выработкой адаптивных форм поведения и лечением клинических проявлений; межличностном, заключающемся в оптимизации взаимоотношений с коллегами, клиентами/пациентами, членами семьи; организационном: включающим в себя вопросы, связанные с оптимизацией обстановки на работе, улучшением условий труда. [6].
В первую очередь, следует проводить профессиональный отбор по особенностям эмпатического потенциала и психологической устойчивости, с оценкой предрасположенности к профессиональному выгоранию, необходимо выявлять лиц с низким уровнем развития профессионально-важных психологических качеств личности (нервно-психическая неустойчивость, неуверенность, властность, жесткость, агрессивность, неконформность, гиперответственность и т.д.).
Во-вторых, необходимо реализовывать в полном объеме институт наставничества, профессиональное сопровождение молодых педагогов.
В-третьих, необходимо информировать педагогов об особенностях и симптомах профессионального выгорания. Информирование следует проводить в форме лекционных занятий или выпуска памяток.
В-четвертых, по желанию конкретных педагогических сотрудников, следует оказывать им индивидуальную психологическую помощь.
В-пятых, необходимо проводить тренинги, направленные на формирование ресурсов противодействия профессионального выгорания, установление отношений партнерства и сотрудничества в коллективе. Вводить психологические занятия в программу профессионального образования и курсов повышения квалификации. Организовывать обучение способам расслабления, в том числе, при помощи дыхания; использовать техники релаксации, которые не только помогают снять напряжение, уменьшают чувство тревоги и депрессию, а также аффективную загруженность, но и повышают концентрацию внимания.
Водопьяновой Н.Е. разработаны два варианта тренингов. Первый вариант предназначен лицам с сильным эмоциональным истощением. В его основе лежит аффективно-когнитивная модель управления стрессом. Тренинг направлен на восстановление психоэнергетических ресурсов организма, повышение социальной компетентности, совершенствование управленческих умений и навыков, повышение самооценки и усиление «Я-концепции». Второй вариант рассчитан на лиц с высоким уровнем деперсонализации и редукцией персональных достижений. Он основан на мотивационно-когнитивной модели восстановления личностных ресурсов. В моделируемых ситуациях отрабатываются техники создания сильного «Я», самопрограммирования и мотивации личностного роста. В ролевых играх тренируются новые модели поведения и профессионального взаимодействия. [3].
1.4. Заключение
Синдром эмоционального выгорания является хроническим негативным психическим состоянием. Его конечными результатами являются: снижение эффективности деятельности и субъективной удовлетворенности трудом, потеря идентификации себя с организацией, негативное отношение к труду, увольнение с работы, ухудшение состояния здоровья. Синдром выгорания вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую оценку своей профессиональной компетентности, что сказывается на работоспособности сотрудника снижением результативности показателей профессиональной деятельности, провоцирует повышение степени заболеваемости сотрудников.
Эмоциональное выгорание оказывает непосредственное влияние на качество выполняемой ими работы. Данный синдром в большинстве случаев развивается у людей, занятых в сфере социальной работы (система «человек-человек»). В данную сферу входят и педагоги. Постоянно сталкиваясь с интенсивностью и эмоциональностью человеческих отношений, они вынуждены воздвигать своеобразные барьеры психологической защиты, становиться менее эмпатичными, что также негативно сказывается на результатах профессиональной деятельности.
В ходе настоящей работы проведено исследование степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Установлено, что уровень эмоционального выгорания данной категории выражен средне. В его структуре особенно ярко выражен уровень деперсонализации.
В целях профилактики и преодоления эмоционального выгорания помощь педагогическим сотрудникам должна оказываться как на индивидуальном, так и на межличностном, и организационном уровнях.
Гипотеза исследования нашла частичное подтверждение, так как уровень эмоционального выгорания у педагогов является выраженным. Вместе с тем, не установлено его прямой зависимости от стажа работы сотрудника: действительно, эмоциональное истощение наиболее выражено в группе респондентов с опытом работы менее 5 лет, но вместе с тем, наиболее высокий уровень деперсонализации наблюдается у респондентов с опытом работы от 5 до 10 лет, а уровень редукции личных достижений выше у респондентов со стажем свыше 10 лет.
В работе приведен ряд практических рекомендаций, направленных на преодоление синдрома эмоционального выгорания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бабанов С.А. Синдром эмоционального выгорания // Врач скорой помощи. – 2012. – № 10. – С. 59‐65.
2) Бойко В.В.• Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996. – 470 с.
3) Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е издание. – СПб: Питер, 2008. – 336 с.
4) Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 74-84.
5) Королева Е.Г., Шустер Э.Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ. – 2007. – № 3.
6) Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс стоматологов. – М.: Медицинская книга Россия, 2006. – 148 с.
7) Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.
8) King M. Stress management in general practice (Occasional Paper, OP61). — London: Royal College of General Practitioners, 1993. — 34 p.
9) Schaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. – 2009. – Vol. 14. – No. 3. – P. 204–220.
10) Westman M., Eden D. Effects of a respite form work on burnout: Vacation relief and fade-out // J. of Applied Physehology. – 1997. P. 516-527.
11) https://www.gallup.com/workplace/237059/employee-burnout-part-main-causes.aspx
Калягина Ирина Владимировна
Татьяна Алексеевна