Министерство общего и профессионального образования РО
НОВОШАХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ им. ак. Степанова П.И.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Промышленная экология»
для специальности
13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
НОВОШАХТИНСК – 2018
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК№3 горных и электромеханических дисциплин Протокол № 1 от «__» августа 2018 г. Председатель ЦМК горных и электромеханических дисциплин ___________Е.И. Черкасская | УТВЕРЖДАЮ: Зам. руководителя по УР ____________Н.И. Пищулина «__» августа 2018 г.
|
| |
Разработал: Марьясова И.Е. _________ | преподаватель НФ ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» |
Рецензент: Черкасская Е.И. _________ | преподаватель НФ ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» |
Рецензент: _________ | |
Рабочая программа учебной дисциплины «Промышленная экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
13.00.00 Электро и теплоэнергетика
Организация-разработчик: Новошахтинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»
Разработчик:
Марьясова И.Е. - преподаватель Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.»___________________________
1 | Общая характеристика программы учебной дисциплины «Промышленная экология» | 5 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины «Промышленная экология» | 6 |
3 | Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины «Промышленная экология» | 11 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Промышленная экология» | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» .
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» .
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК10.Пользоваться профессионально документацией на государственном и иностранных языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Проводить техническое обслуживание электрооборудования.
ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им.
В результате освоения дисциплины за счет вариативной части, обучающийся должен обладать дополнительной профессиональной компетенцией:
ДПК-3. Определять экологическую политику предприятия, рассчитывать экономический ущерб от производственной деятельности в соответствии с международными стандартами.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются компетенции
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 – 07, ОК 09-10 | анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности, причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; определять экологическую пригодность выпускаемой продукции | видов и классификации природных ресурсов, условий устойчивого состояния экосистем задач охраны окружающей среды, природоресурсного потенциала и охраняемые природные территории Российской Федерации; основных источников и масштабов образования отходов производства основных источников техногенного воздействия на окружающую среду, способов предотвращения и улавливания выбросов, методов очистки промышленных сточных вод, принципов работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств принципов и методов рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования |
ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3 | оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте | правовых основ, правил и норм природопользования и экологической безопасности; принципов и правил международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды |
ДПК 3 | анализировать и оценивать экономический ущерб от производственной деятельности в соответствии с международными стандартами; определять экологическую политику предприятия | законы и иные нормативные акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности |
1.3 Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося– 36 часов;
Практических занятий- 10 часов
Самостоятельной работы обучающегося – 14 часов
Консультаций – 0 часов;
Промежуточная аттестация – 0 часа
1.4. Распределение часов вариативной части
С целью формирования навыков экологической культуры будущего специалиста в области профессиональной деятельности введена дополнительная профессиональная компетенция.
ДПК-3 определять экологическую политику предприятия, рассчитывать экономический ущерб от производственной деятельности в соответствии с международными стандартами
Объем часов вариативной части составляет 50 часов
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ»
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 50 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 36 |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 10 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) | - |
контрольная работа | - |
Самостоятельная аудиторная работа: Для овладения знаниями: чтение материала (дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление опорного конспекта Для закрепления и систематизации знаний: ответы на контрольные вопросы; работа с правовыми актами подготовка тезисов сообщений к выступлению; подготовка рефератов, докладов; Для формирования умений: составление электронной презентации; работа со справочниками, нормативными документами. | 14 |
Промежуточная аттестация -
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Теоре тические основы промышленной экологии | Содержание учебного материала | 5 | ОК 01 – 07, ОК 09-10 ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3 | |||
Тема 1.1 Общие вопросы промышленной экологии | 1 | Введение. Основные понятия и определения. Взаимосвязь производственных и экологических процессов | 2 | |||
2 | Законодательство и управление в области промышленной экологии | 2 | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад «Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение» | 1 | |||||
Раздел 2. Техногенное воздействие на окружающую среду. | Содержание учебного материала | 22 | | |||
Тема 2.1 Загрязнения атмосферы | Содержание учебного материала | 7 | ||||
3 | Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Технические средства и методы защиты атмосферы. Локальное загрязнение атмосферы. Смог. Последствия загрязнения атмосферы для человека и окружающей среды. Управление качеством атмосферного воздуха. | 2 | ОК 01 – 07, ОК 09-10, ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3 | |||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 | |||||
Практическая работа 1. Расчёт выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котельной | 2 | |||||
Практическая работа 2.Расчёт загрязнений атмосферы воздуха технологическими выбросами | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||
Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей в городе Новошахтинске. | 1 | |||||
Тема 2.2 Загрязнение гидросферы | Содержание учебного материала | 6 | | |||
4 | Основные источники антропогенного загрязнения гидросферы. Основные проблемы водообеспечения и водоотведения. Водоисточники, требования к качеству воды для промышленного водоснабжения.. | 2 | ОК 01 – 07, ОК 09-10 ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3 | |||
5 | Основные группы промышленных сточных вод. Классификация примесей в сточных водах по физическим, химическим, биологическим и фазодисперсным показателям. Основные методы и технологии очистки промышленных сточных вод. | 2 | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Самостоятельная работа №3 Загрязнение воды и ее последствия. | 2 | |||||
Тема 2.3 Влияние отраслей хозяйства на состояние окружающей среды РФ | Содержание учебного материала | 9 | | |||
6 | Общая характеристика структуры промышленного техногенеза. | 2 | ОК 01 – 07, ОК 09-10 ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3 | |||
7 | Электроэнергетика. Газовая промышленность. Горная промышленность. | 2 | ||||
8 | Виды техногенного воздействия промышленных комплексов на ландшафты. | 2 | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||||
Практическая работа 3. Электрическое поле и шум, создаваемые воздушными линиями электропередач высокого напряжения | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||
Самостоятельная работа №4 Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса. | 1 | |||||
Раздел 3. Отходы производства | Содержание учебного материала | 12 | | |||
Тема 3.1 Обращение с отходами производства и потребления. | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01 – 07, ОК 09-10 ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3 | |||
9 | Источники и масштабы образования отходов. Нормативы образования и лимиты размещения отходов. | 2 | ||||
10 | Классификация промышленных отходов. Методы подготовки и переработки отходов. | 2 | ||||
11 | Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения отходов. Технологии размещения и удаления отходов. | 2 | ||||
12 | Роль безотходных и малоотходных технологий в процессе обращения с отходами. | 2 | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||||
Практическая работа 4. Выбор и расчёт средств очистки газов. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Самостоятельная работа №5 Утилизация бытовых и промышленных отходов в городе Новошахтинске. | 2 | |||||
Раздел 4. Экологический мониторинг | Содержание учебного материала | 11 | ОК 01 – 07, ОК 09-10 ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3 | |||
Тема 4.1 Экологический мониторинг | Содержание учебного материала | 11 | ||||
13 | Методологические основы экологического мониторинга. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы. Биотестирование в системах экологического мониторинга | 2 | ||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 | |||||
Практическая работа 5. Расчёт платы за загрязнение окружающей среды | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |||||
Самостоятельная работа №6 Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов. | 1 | |||||
| Самостоятельная работа №7 Ландшафты городов Ростовской области. | 4 | ||||
| Самостоятельная работа №8 Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. | 1 | ||||
| Самостоятельная работа №9 Участие России в деятельности международных природоохранных организациях. | 1 | ||||
Консультации | - | | ||||
Промежуточная аттестация | - | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | - | | ||||
Всего: | 26+10 + 14 = 50 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Экологии природопользования», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: рабочий стол преподавателя, методические указания для выполнения практических работ, комплект учебно-наглядных пособий «Промышленная экология», образцы материалов.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
1 Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учебник для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — (Профессиональное образование).
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Интернет –ресурсы
1 http://www.edu.ru/ - Российское образование. Федеральный портал
2 http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
3 http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования
3.2.3. Дополнительные источники
1. Каракеян, В. И. Мониторинг загрязнения окружающей среды : учебник для СПО / В. И. Каракеян, Е. А. Севрюкова ; под общ. ред. В. И. Каракеяна. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 397 с. — (Профессиональное образование).
2. Кукин, П. П. Экологическая экспертиза и экологический аудит : учебник и практикум для СПО / П. П. Кукин, Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 453 с. — (Профессиональное образование).
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: виды и классификация природных ресурсов, условий устойчивого состояния экосистем | соответствие выполнения работы предъявляемым требованиям оформления; точность оценки состояния экологической безопасности; грамотность структурирования информации | тестирование; контроль выполнения индивидуальных заданий, самостоятельной работы; устный индивидуальный и фронтальный опрос |
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; основные источники и масштабы образования отходов производства | точность определения проблемы и возможного риска; целесообразность применения принципов мониторинга окружающей среды | тестирование; устный и письменный опрос; контроль выполнения самостоятельной работы; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств | рациональность использования информации о цели задачах природоохранных органов управления и надзора | тестирование; устный и письменный опрос; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования | рациональность использования информации о принципах рационального природопользования | тестирование; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | рациональность использования информации о нормативных основах природопользования, международном природоохранном движении | тестирование; контроль выполнения самостоятельной работы |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: | точность определения проблемы и возможного риска; аргументированность высказываний | контроль деятельности студентов на практическом занятии; контроль выполнения самостоятельной работы |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности | ||
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф | точность определения проблемы и возможного риска; аргументированность высказываний | контроль выполнения самостоятельной работы; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов | рациональность использования информации о путях и средствах утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов | контроль выполнения самостоятельной работы; контроль деятельности студентов на практическом занятии; устный опрос |
определять экологическую пригодность выпускаемой продукции | рациональность использования экологической информации; точность определения проблемы и возможного риска
| контроль выполнения самостоятельной работы; устный опрос; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте | рациональность использования экологической информации; точность определения проблемы и возможного риска | устный опрос; контроль деятельности студентов на практическом занятии |
ОТЗЫВ
на рабочую программу по учебной дисциплине «Промышленная экология» для специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы, разработанную преподавателем Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» Марьясовой И.Е.
Представленная рабочая программа по учебной дисциплине «Промышленная экология» предназначена для специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к подготовке выпускников специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.
Содержание рабочей программы полностью соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования третьего поколения по учебной дисциплине «Промышленная экология».
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся интереса к профессии, навыков самостоятельного изучения учебного материала и работы со справочной литературой.
Данная рабочая программа отражает актуальность изучаемого материала, дает исчерпывающие сведения по составу и содержанию изучаемой дисциплины и рекомендуется для применения ее в учебном процессе.
Рецензент:
ОТЗЫВ
на рабочую программу по дисциплине «Промышленная экология»
специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы,
выполненную преподавателем Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» Марьясовой И.Е.
Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» содержит следующие элементы:
- титульный лист, отражающий рассмотрение и утверждение рабочей программы
- паспорт (область применения программы, место дисциплины в программы подготовки специалистов среднего звена, цели и задачи, объем учебной дисциплины);
- тематический план и содержание учебной дисциплины,
- условия реализации программы (требования к материально-техническому обеспечению, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы);
- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины обеспечивает приобретение знаний и умений, а также формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по специальности13.02.03 Электрические станции, сети и системы. В каждом разделе разработана тематика, виды и формы самостоятельной работы. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы содержит литературу, не старше 5 лет с момента издания.
Определены требования к материально-техническому обеспечению программы.
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» разработана система контроля овладениями знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями по каждому разделу программы. Тематика и формы контроля соответствуют целям и задачам учебной дисциплины.
Четко сформулированная цель программы и структура находятся в логическом соответствии.
Рабочая программа может быть рекомендована для обеспечения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы.
Рецензент: Черкасская Е.И. _________ | преподаватель НФ ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.» |
8