12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марьясова Ирина Евгеньевна5774
Руководитель отдела по воспитательной и социальной работе в Новошахтинском техникуме промышленных технологий - филиале ГБПОУ РО "Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им.ак. Степанова П.И." Стаж педагогической деятельности 27 лет
Россия, Ростовская обл., Новошахтинск
Материал размещён в группе «Преподаватели ССУЗ»

Министерство общего и профессионального образования РО

НОВОШАХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области

«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ им. ак. Степанова П.И.»













РА­БО­ЧАЯ ПРО­ГРАМ­МА

учеб­ной дис­ци­п­ли­ны «Промышленная экология»

для спе­ци­аль­но­сти

13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»





















НОВОШАХТИНСК – 2018




РАССМОТРЕНА

на за­се­да­нии ЦМК№3

горных и электромеханических

дисциплин

Про­то­кол № 1 от «__» августа 2018 г.

Пред­се­да­тель ЦМК горных

и электромеханических дисциплин

___________Е.И. Черкасская


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. руководителя по УР

____________Н.И. Пищулина

«__» августа 2018 г.












Раз­ра­бо­тал:

Марьясова И.Е. _________


пре­по­да­ва­тель НФ ГБПОУ РО «Шах­тин­ский ре­гио­наль­ный кол­ледж то­п­ли­ва и энер­ге­ти­ки им. ак. Сте­па­но­ва П.И.»




Ре­цен­зент:

Черкасская Е.И. _________


пре­по­да­ва­тель НФ ГБПОУ РО «Шах­тин­ский ре­гио­наль­ный кол­ледж то­п­ли­ва и энер­ге­ти­ки им. ак. Сте­па­но­ва П.И.»





Рецензент:

_________






Рабочая программа учебной дисциплины «Промышленная экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»

13.00.00 Электро и теплоэнергетика


Ор­га­ни­за­ция-раз­ра­бот­чик: Новошахтинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Сте­па­но­ва П.И.»


Раз­ра­бот­чик:

Марьясова И.Е. - пре­по­да­ва­тель Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Сте­па­но­ва П.И.»___________________________




СОДЕРЖАНИЕ


1


Общая характеристика про­грам­мы учеб­ной дис­ци­п­ли­ны «Промышленная экология»

5

2

Струк­ту­ра и содержание учеб­ной дис­ци­п­ли­ны «Промышленная экология»

6

3 Ус­ло­вия реа­ли­за­ции рабочей про­грам­мы учеб­ной дис­ци­п­ли­ны «Промышленная экология»

11

4 Кон­троль и оцен­ка ре­зуль­та­тов ос­вое­ния учеб­ной дис­ци­п­ли­ны «Промышленная экология»

12




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»


1.1. Место дисциплины в структуре ППССЗ:


Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» .

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» .

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК10.Пользоваться профессионально документацией на государственном и иностранных языках.

В ре­зуль­та­те ос­вое­ния дис­ци­п­ли­ны обу­чаю­щий­ся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПК 1.1. Проводить техническое обслуживание электрооборудования.

ПК 2.1. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.

ПК 3.3. Контролировать распределение электроэнергии и управлять им.

В результате освоения дисциплины за счет вариативной части, обучающийся должен обладать дополнительной профессиональной компетенцией:

ДПК-3. Определять экологическую политику предприятия, рассчитывать экономический ущерб от производственной деятельности в соответствии с международными стандартами.


1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются компетенции


Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – 07, ОК 09-10

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности, причины возникновения экологических аварий и катастроф;

выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции

видов и классификации природных ресурсов, условий устойчивого состояния экосистем

задач охраны окружающей среды, природоресурсного потенциала и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основных источников и масштабов образования отходов производства

основных источников техногенного воздействия на окружающую среду, способов предотвращения и улавливания выбросов, методов очистки промышленных сточных вод, принципов работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств

принципов и методов рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования

ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте

правовых основ, правил и норм природопользования и экологической безопасности;

принципов и правил международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

ДПК 3

анализировать и оценивать экономический ущерб от производственной деятельности в соответствии с международными стандартами;

определять экологическую политику предприятия

законы и иные нормативные акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности


1.3 Количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной нагрузки обучающегося– 36 часов;

Практических занятий- 10 часов

Самостоятельной работы обучающегося – 14 часов

Консультаций – 0 часов;

Промежуточная аттестация – 0 часа


1.4. Распределение часов вариативной части


С целью формирования навыков экологической культуры будущего специалиста в области профессиональной деятельности введена дополнительная профессиональная компетенция.

ДПК-3 определять экологическую политику предприятия, рассчитывать экономический ущерб от производственной деятельности в соответствии с международными стандартами

Объем часов вариативной части составляет 50 часов


























2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ»


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

50

в том числе:

теоретическое обучение

36

лабораторные работы

-

практические занятия

10

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная аудиторная работа:

Для овладения знаниями: чтение материала (дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление опорного конспекта

Для закрепления и систематизации знаний: ответы на контрольные вопросы; работа с правовыми актами подготовка тезисов сообщений к выступлению; подготовка рефератов, докладов;

Для формирования умений: составление электронной презентации; работа со справочниками, нормативными документами.

14

Промежуточная аттестация -

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Теоре тические основы промышленной экологии

Содержание учебного материала

5

ОК 01 – 07, ОК 09-10

ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3

Тема 1.1 Общие вопросы промышленной экологии

1

Введение. Основные понятия и определения. Взаимосвязь производственных и экологических процессов

2

2

Законодательство и управление в области промышленной экологии

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклад «Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение»

1

Раздел 2. Техногенное воздействие на окружающую среду.

Содержание учебного материала

22


Тема 2.1 Загрязнения атмосферы

Содержание учебного материала

7

3

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Технические средства и методы защиты атмосферы. Локальное загрязнение атмосферы. Смог. Последствия загрязнения атмосферы для человека и окружающей среды. Управление качеством атмосферного воздуха.

2

ОК 01 – 07, ОК 09-10, ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

Практическая работа 1. Расчёт выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котельной

2

Практическая работа 2.Расчёт загрязнений атмосферы воздуха технологическими выбросами

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей в городе Новошахтинске.

1

Тема 2.2 Загрязнение гидросферы

Содержание учебного материала

6


4

Основные источники антропогенного загрязнения гидросферы. Основные проблемы водообеспечения и водоотведения. Водоисточники, требования к качеству воды для промышленного водоснабжения..

2

ОК 01 – 07, ОК 09-10

ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3

5

Основные группы промышленных сточных вод. Классификация примесей в сточных водах по физическим, химическим, биологическим и фазодисперсным показателям. Основные методы и технологии очистки промышленных сточных вод.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

2

Самостоятельная работа №3 Загрязнение воды и ее последствия.

2

Тема 2.3 Влияние отраслей хозяйства на состояние окружающей среды РФ

Содержание учебного материала

9


6

Общая характеристика структуры промышленного техногенеза.

2

ОК 01 – 07, ОК 09-10

ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3

7

Электроэнергетика. Газовая промышленность. Горная промышленность.

2

8

Виды техногенного воздействия промышленных комплексов на ландшафты.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 3. Электрическое поле и шум, создаваемые воздушными линиями электропередач высокого напряжения

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Самостоятельная работа №4 Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса.

1

Раздел 3. Отходы производства

Содержание учебного материала

12


Тема 3.1

Обращение с отходами производства и потребления.

Содержание учебного материала

12

ОК 01 – 07, ОК 09-10

ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3

9

Источники и масштабы образования отходов. Нормативы образования и лимиты размещения отходов.

2

10

Классификация промышленных отходов. Методы подготовки и переработки отходов.

2

11

Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения отходов. Технологии размещения и удаления отходов.

2

12

Роль безотходных и малоотходных технологий в процессе обращения с отходами.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 4. Выбор и расчёт средств очистки газов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Самостоятельная работа №5 Утилизация бытовых и промышленных отходов в городе Новошахтинске.

2

Раздел 4. Экологический мониторинг

Содержание учебного материала

11

ОК 01 – 07, ОК 09-10

ПК1.1, ПК 2.1, ПК 3.3, ДПК 3

Тема 4.1 Экологический мониторинг

Содержание учебного материала

11

13

Методологические основы экологического мониторинга. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы. Биотестирование в системах экологического мониторинга

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическая работа 5. Расчёт платы за загрязнение окружающей среды

2

Самостоятельная работа обучающихся

7

Самостоятельная работа №6 Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.

1


Самостоятельная работа 7

Ландшафты городов Ростовской области.

4


Самостоятельная работа 8

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

1


Самостоятельная работа 9

Участие России в деятельности международных природоохранных организациях.

1

Консультации

-


Промежуточная аттестация

-


Са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та обу­чаю­щих­ся над кур­со­вой ра­бо­той (про­ек­том)

-


Всего:

26+10 + 14 = 50


3 условия реализации программы дисциплины «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ»


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Экологии природопользования», оснащенный оборудованием и техническими средствами обучения: рабочий стол преподавателя, методические указания для выполнения практических работ, комплект учебно-наглядных пособий «Промышленная экология», образцы материалов.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный комплекс.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе


3.2.1 Печатные издания


1 Ларионов, Н. М. Промышленная экология : учебник для СПО / Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — (Профессиональное образование).


3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

Интернет –ресурсы

1 http://www.edu.ru / - Российское образование. Федеральный портал

2 http://window.edu.ru / - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

3 http://www.openet.edu.ru Российский портал открытого образования

3.2.3. Дополнительные источники

1. Каракеян, В. И. Мониторинг загрязнения окружающей среды : учебник для СПО / В. И. Каракеян, Е. А. Севрюкова ; под общ. ред. В. И. Каракеяна. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 397 с. — (Профессиональное образование).

2. Кукин, П. П. Экологическая экспертиза и экологический аудит : учебник и практикум для СПО / П. П. Кукин, Е. Ю. Колесников, Т. М. Колесникова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 453 с. — (Профессиональное образование).


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

виды и классификация природных ресурсов, условий устойчивого состояния экосистем




соответствие выполнения работы предъявляемым требованиям оформления;

точность оценки состояния экологической безопасности;

грамотность структурирования информации




тестирование;

контроль выполнения

индивидуальных

заданий, самостоятельной

работы;

устный индивидуальный и фронтальный опрос

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

основные источники и масштабы образования отходов производства

точность определения проблемы и возможного риска;

целесообразность применения принципов мониторинга окружающей среды

тестирование;

устный и письменный опрос;

контроль выполнения

самостоятельной

работы;

контроль деятельности студентов на практическом занятии

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств

рациональность использования информации о цели задачах природоохранных органов управления и надзора

тестирование;

устный и письменный опрос;

контроль деятельности студентов на практическом занятии



принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования

рациональность использования информации о принципах рационального природопользования

тестирование;

контроль деятельности студентов на практическом занятии


правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

рациональность использования информации о нормативных основах природопользования, международном природоохранном движении

тестирование;

контроль выполнения

самостоятельной

работы

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:



точность определения проблемы и возможного риска;

аргументированность высказываний



контроль деятельности студентов на практическом занятии;

контроль выполнения

самостоятельной

работы

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф

точность определения проблемы и возможного риска;

аргументированность высказываний

контроль выполнения

самостоятельной

работы;

контроль деятельности студентов на практическом занятии

выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов

рациональность использования информации о путях и средствах утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов

контроль выполнения

самостоятельной

работы;

контроль деятельности студентов на практическом занятии;

устный опрос

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции

рациональность использования экологической информации;

точность определения проблемы и возможного риска

контроль выполнения

самостоятельной

работы;

устный опрос;

контроль деятельности студентов на практическом занятии

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте

рациональность использования экологической информации;

точность определения проблемы и возможного риска

устный опрос;

контроль деятельности студентов на практическом занятии






ОТЗЫВ

на ра­бо­чую про­грам­му по учеб­ной дис­ци­п­ли­не «Промышленная экология» для спе­ци­аль­но­сти 13.02.03 Электрические станции, сети и системы, раз­ра­бо­тан­ную пре­по­да­ва­те­лем Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Сте­па­но­ва П.И.» Марьясовой И.Е.


Пред­став­лен­ная ра­бо­чая про­грам­ма по учеб­ной дис­ци­п­ли­не «Промышленная экология» пред­на­зна­че­на для спе­ци­аль­но­сти 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.

Про­грам­ма со­став­ле­на в со­от­вет­ст­вии с Федеральным государственным образовательным стандартом к под­го­тов­ке вы­пу­ск­ни­ков спе­ци­аль­но­сти 13.02.03 Электрические станции, сети и системы.

Со­дер­жа­ние ра­бо­чей про­грам­мы пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет Го­су­дар­ст­вен­но­му об­ра­зо­ва­тель­но­му стан­дар­ту сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния третье­го по­ко­ле­ния по учеб­ной дис­ци­п­ли­не «Промышленная экология».

В про­грам­му вклю­че­но про­фес­сио­наль­но на­прав­лен­ное со­дер­жа­ние, не­об­хо­ди­мое для ус­вое­ния про­фес­сио­наль­ной об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы, фор­ми­ро­ва­ния у обу­чаю­щих­ся про­фес­сио­наль­ных ком­пе­тен­ций.

Осо­бое вни­ма­ние в про­грам­ме уде­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­нию у обу­чаю­щих­ся интереса к профессии, навыков самостоятельного изучения учебного материала и работы со справочной литературой.

Дан­ная ра­бо­чая про­грам­ма от­ра­жа­ет ак­ту­аль­ность изу­чае­мо­го ма­те­риа­ла, да­ет ис­чер­пы­ваю­щие све­де­ния по со­ста­ву и со­дер­жа­нию изу­чае­мой дис­ци­п­ли­ны и ре­ко­мен­ду­ет­ся для при­ме­не­ния ее в учеб­ном про­цес­се.





Ре­цен­зент:





ОТЗЫВ

на рабочую программу по дисциплине «Промышленная экология»

специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и системы,

выполненную преподавателем Новошахтинского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Сте­па­но­ва П.И.» Марьясовой И.Е.


Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» содержит следующие элементы:

- титульный лист, отражающий рассмотрение и утверждение рабочей программы

- паспорт (область применения программы, место дисциплины в программы подготовки специалистов среднего звена, цели и задачи, объем учебной дисциплины);

- тематический план и содержание учебной дисциплины,

- условия реализации программы (требования к материально-техническому обеспечению, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы);

- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Содержание рабочей программы учебной дисциплины обеспечивает приобретение знаний и умений, а также формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по специальности13.02.03 Электрические станции, сети и системы. В каждом разделе разработана тематика, виды и формы самостоятельной работы. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы содержит литературу, не старше 5 лет с момента издания.

Определены требования к материально-техническому обеспечению программы.

В разделе «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» разработана система контроля овладениями знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями по каждому разделу программы. Тематика и формы контроля соответствуют целям и задачам учебной дисциплины.

Четко сформулированная цель программы и структура находятся в логическом соответствии.

Рабочая программа может быть рекомендована для обеспечения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.03 Электрические станции сети и системы.


 

Ре­цен­зент:

Черкасская Е.И. _________


пре­по­да­ва­тель НФ ГБПОУ РО «Шах­тин­ский ре­гио­наль­ный кол­ледж то­п­ли­ва и энер­ге­ти­ки им. ак. Сте­па­но­ва П.И.»


8


Опубликовано в группе «Преподаватели ССУЗ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.