12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Климова Елена Викторовна993
Обожаю исследовательские проекты. Веду литературный кружок для школьников при детской городской библиотеке им. М. Дудина
Россия, Ленинградская обл., Шлиссельбург
Материал размещён в группе «Дошкольники»
10

"Эпидемия" алалии. Как я работаю с алаликами. Из личного опыта.

«Эпидемия» алалии.

Из личного опыта дефектолога. Как я работаю с детьми алаликами.

В этом году по некоторому стечению обстоятельств стала работать с разновозрастными неговорящими детьми. Приводят ко мне детей от двух до двенадцати лет. И надо признать, что, глядя на двухлетнего малыша, который не только не говорит, но и не реагирует на мамины обращения, чуть-что кидается в истерике на пол, хватает всё подряд и швыряет вещи, становится страшно за будущее нации. Чувствуешь порой полное бессилие, как человек и педагог. С одной стороны, видишь, мамочка ждёт, что, придя к дефектологу, она получит волшебную таблетку, и у неё с ребёнком всё будет как у всех, а с другой понимаешь, что необходимость помочь ребёнку в получении средств коммуникации разбивается о его полное нежелание как-либо взаимодействовать.

Приведу примеры.

История первая.

Мамочка привела ко мне мальчика в два года одиннадцать месяцев. Диагноз – сенсомоторная алалия с элементами РАС. В анамнезе у ребёнка глухонемой дедушка, старший брат – сенсорный алалик. Во время первой консультации ребёнок полностью освоился в кабинете, разбросал все вещи, до которых мог дотянуться, рассыпал песок со светового стола, а затем заинтересовался фигурками животных. Малыш расставил в ряд по одной эти фигурки, затем выбрал себе самую большую, и пошёл дальше рушить кабинет. Все свои действия он сопровождал непрекращающимися междометиями и звукокомплексами, никого отношения к речи не имеющими. Его звучание скорее напоминало вокализации младенцев. Попытки привлечь внимание ребёнка игрушками, обращениями, театрализацией, натыкались на полное равнодушие со стороны малыша, а при более настойчивых попытках, на истеричный протестный крик. Можно подумать, что же Вы хотите, ребенок Вас видит первый раз, он и не должен на Вас положительно реагировать. Но он также и на обращение мамы к нему, или не обращает внимание, или кричит и кидается на пол. Во время второго занятия, в беседе с мамой выяснилось, что кроме булки и некоторых ягод, ребёнок ничего не ест. Уговорить его кушать суп, кашу или второе у мамы не получается. А если она слишком настаивает, ребёнок отвечает рвотой. Она пробовала даже, по совету бывалых, не давать булки совсем, в надежде, что сынок, когда проголодается, всё-таки согласится поесть, но нет, после трех дней голодовки ребёнка, мама сдалась, и с июня по октябрь малыш питается только булкой с чаем и чуть-чуть черники. Конечно, она не оставляет попыток накормить ребёнка более здоровой и разнообразной пищей, но пока безрезультатно.

К чему я решила описать проблему питания малыша? А к тому, что если даже родной маме его не убедить поесть, то как я должна совершить чудо, и заставить этого ребёнка слушать меня, как- либо взаимодействовать, повторять упражнения. Да, конечно, многие скажут, используйте игровой метод, но хотелось бы мне посмотреть, как Вы будете играть с ребёнком, который Вас обходит, как некое препятствие на дороге, мешающее ему хаотично двигаться. Результат нашего взаимодействия получился печальный. Мама была не готова ждать, надеяться и платить год-два, или сколько понадобится, пока мне удастся наладить контакт с малышом и склонить его к взаимодействию. Они просто перестали ходить на занятия после четвертой встречи.

История вторая.

Привели ко мне двухлетнего кроху. Диагноз – моторная алалия, дизартрия. Ребёнок в семье третий. У первого не было проблем с речью, у второго – дизартрия. Видя схожесть начальных симптомов, мама решила начать заниматься его речью, как можно раньше. И вот кардинальное отличие - ребёнок понимает речь. Да, он не говорит, он не усидчив, у него затруднены движения языка, нетерпимость к музыке и песням, непереносимость попыток массажа, но он понимает обращённую речь. С ним можно взаимодействовать, его внимание можно привлечь, хоть на минуту, но всё же можно. Мама не ждёт чуда, очень ответственно подходит к занятиям, но малыш нервничает в кабинете, отвлекается на всё. Время сосредоточенного внимания ограничено тремя минутами. В результате было принято решение встречаться один раз в неделю по 25 минут. Занятия построила по принципу – я научу маму, а она передаст ребёнку. Каждый раз я объясняю маме следующие шаги в образовательной деятельности на неделю, по возможности все упражнения экспериментально пробуем сделать с малышом хоть по одному разу, затем мамочка дома, по расписанию, занимается с сыном по две-три минуты, шесть – семь подходов в день. Мамочка придумала делать массаж лица ребёнку теплым полотенцем после купания, в это время он готов потерпеть прикосновения к щекам и губам пару минут. Все необходимые тренажёры мамочка делает своими руками. Так у них появились бутылки с легкими шариками и бабочки-перышки на ниточках для дыхательной гимнастики; коробки и ведёрки с прорезями в крышке, для развития мелкой моторики; картинки – раскраски на картоне со звукоподражаниями; мешочки для сюрпризных моментов, визиборды. В результате, после месяца занятий, малыш стал с удовольствием показывать на картинках животных, некоторым звукоподражает, соотносит два цвета – желтый и красный, отличает круг от квадрата. Количество произносимых звуков увеличилось значительно. В успехах этого ребёнка огромная заслуга его ответственной мамы, не ждущей чуда, а делающей его ежедневным трудом.

История третья.

Девочка пять лет. Диагноз – сенсомоторная алалия, полное отсутствие познавательного интереса, умственная отсталость умеренной степени. В течении года приходила ежедневно на занятия по 13 минут. Ребёнок очень чувствует время и увеличить даже на минуту не получалось в течении всего учебного года. С нового учебного года, после летнего перерыва, девочке исполнилось 6 лет, и занятия увеличили до 25 минут. При первом занятии год назад, констатировала полное равнодушие у ребёнка к любым игрушкам, вещам, картинкам. У ребёнка отсутствовали любые материальные желания. Если какая-то вещь попала в поле зрения малышки, девочка могла попробовать её взять или потрогать, но при малейшей неудаче сразу теряла интерес и не пыталась повторить, при удачной попытке интерес терялся через 1-5 секунд. Отсутствовал аппетит, поэтому пищевое поощрение также было неэффективно. Общая моторика близка к норме, а мелкая очень отставала. Руки вялые, пальцы как ватные. Артикуляционные движения ограничены, выражение лица старообразное, мимика отсутствовала. Понимание речи и жестов отсутствовало, за исключением фразы «идём гулять». Активная речь представлена была одним словом «гуля», обозначавшем: «Хочу гулять», и несколькими звукокомплексами - вокализациями, напоминающими птичий щебет, но не обозначающими ничего. Навыки самообслуживания ограничивались умением ходить в туалет, но не проситься, держать ложку в руках, стягивать с себя носки, тапки и трусы. После года ежедневных занятий с дефектологом в учреждении и мамой дома, на фоне лекарственной терапии, назначенной неврологом, достигнуты следующие результаты: девочка понимает около 15 бытовых фраз, говорит слово «дай»; ест и пьёт самостоятельно; появилось желание манипулировать игрушками; малышка научилась собирать игрушки в коробку, откручивать крышки, строить башню из кубиков, собирать пирамидку без учета размера; ловить мячик; она может выполнить поручения, такие как: возьми пакет, сложи в него свою обувь, неси пакет, подожди меня; но по-прежнему совсем не интересуется картинками, сюжетными игрушками, рисованием и любыми видами продуктивной деятельности. Улучшилась мелкая моторика, увеличилось количество и качество артикуляционных движений, количество звуков в вокализациях. Задачи на этот год: научить соотносить 4 цвета, различать предметы по величине, увеличить спектр поручений и понимаемых фраз, вызвать произнесение ещё нескольких слов.

История четвёртая.

Девочка 5 лет. Диагноз – сенсомоторная алалия с элементами РАС. На момент знакомства с ребёнком наблюдалось сильное отклонение в поведении. Девочка кричала, резко прыгала, а затем с криком бежала, могла толкнуть любого ребёнка, без устали пересыпала мелкие предметы из одной банки в другую, часами играла с песком. При этом она могла сложить пирамидку, соотнести геометрические фигуры по размеру, форме и цвету. Дополнить картинку при помощи готовых модулей, например, добавить карточку с нарисованной крышей, к стенам нарисованного домика. Но на вопрос: «Где на картинке девочка сидит, а где стоит?», ребёнок не мог ответить даже жестом. Самообслуживание у ребёнка по возрасту: сама ест, ходит в туалет, раздевается и одевается с небольшой помощью. Родители не адекватно реагировали на проблемы ребёнка, ожидая, что всё пройдет само собой, надо только найти правильного учителя. Лечением занимались периодически. В домашних условиях, поведение регулировали строгостью. После года ежедневных занятий с дефектологом по 20 минут существенных изменений не выявлено. Занятия дома с мамой и папой дали результат, который проявляется только в их присутствии: девочка может стоять и ждать маму и папу пока они заняты, может застегнуть и расстегнуть пуговицы на кофте, дать вещь, которую попросят, выполнить мелкие поручения. Стала проявляться эхолалия в виде отдельных слов, не привязанных по смыслу к ситуации.

В результате этих и многих других наблюдений я сделала вывод, что многие родители во многих случаях ждут от дефектолога чуда, а сами не готовы всех себя отдавать коррекции собственного ребёнка. Также родители с трудом смиряются с необходимостью медикаментозной поддержки физически здорового ребёнка, не воспринимая проблемы интеллектуальной недостаточности, нарушения речи и поведения, показателем для лечения. Поэтому без постоянной родительской поддержки и их регулярного участия в коррекции ребёнка, достижение положительных результатов очень затруднено.





Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.