«Эпидемия» алалии.
Из личного опыта дефектолога. Как я работаю с детьми алаликами.
В этом году по некоторому стечению обстоятельств стала работать с разновозрастными неговорящими детьми. Приводят ко мне детей от двух до двенадцати лет. И надо признать, что, глядя на двухлетнего малыша, который не только не говорит, но и не реагирует на мамины обращения, чуть-что кидается в истерике на пол, хватает всё подряд и швыряет вещи, становится страшно за будущее нации. Чувствуешь порой полное бессилие, как человек и педагог. С одной стороны, видишь, мамочка ждёт, что, придя к дефектологу, она получит волшебную таблетку, и у неё с ребёнком всё будет как у всех, а с другой понимаешь, что необходимость помочь ребёнку в получении средств коммуникации разбивается о его полное нежелание как-либо взаимодействовать.
Приведу примеры.
История первая.
Мамочка привела ко мне мальчика в два года одиннадцать месяцев. Диагноз – сенсомоторная алалия с элементами РАС. В анамнезе у ребёнка глухонемой дедушка, старший брат – сенсорный алалик. Во время первой консультации ребёнок полностью освоился в кабинете, разбросал все вещи, до которых мог дотянуться, рассыпал песок со светового стола, а затем заинтересовался фигурками животных. Малыш расставил в ряд по одной эти фигурки, затем выбрал себе самую большую, и пошёл дальше рушить кабинет. Все свои действия он сопровождал непрекращающимися междометиями и звукокомплексами, никого отношения к речи не имеющими. Его звучание скорее напоминало вокализации младенцев. Попытки привлечь внимание ребёнка игрушками, обращениями, театрализацией, натыкались на полное равнодушие со стороны малыша, а при более настойчивых попытках, на истеричный протестный крик. Можно подумать, что же Вы хотите, ребенок Вас видит первый раз, он и не должен на Вас положительно реагировать. Но он также и на обращение мамы к нему, или не обращает внимание, или кричит и кидается на пол. Во время второго занятия, в беседе с мамой выяснилось, что кроме булки и некоторых ягод, ребёнок ничего не ест. Уговорить его кушать суп, кашу или второе у мамы не получается. А если она слишком настаивает, ребёнок отвечает рвотой. Она пробовала даже, по совету бывалых, не давать булки совсем, в надежде, что сынок, когда проголодается, всё-таки согласится поесть, но нет, после трех дней голодовки ребёнка, мама сдалась, и с июня по октябрь малыш питается только булкой с чаем и чуть-чуть черники. Конечно, она не оставляет попыток накормить ребёнка более здоровой и разнообразной пищей, но пока безрезультатно.
К чему я решила описать проблему питания малыша? А к тому, что если даже родной маме его не убедить поесть, то как я должна совершить чудо, и заставить этого ребёнка слушать меня, как- либо взаимодействовать, повторять упражнения. Да, конечно, многие скажут, используйте игровой метод, но хотелось бы мне посмотреть, как Вы будете играть с ребёнком, который Вас обходит, как некое препятствие на дороге, мешающее ему хаотично двигаться. Результат нашего взаимодействия получился печальный. Мама была не готова ждать, надеяться и платить год-два, или сколько понадобится, пока мне удастся наладить контакт с малышом и склонить его к взаимодействию. Они просто перестали ходить на занятия после четвертой встречи.
История вторая.
Привели ко мне двухлетнего кроху. Диагноз – моторная алалия, дизартрия. Ребёнок в семье третий. У первого не было проблем с речью, у второго – дизартрия. Видя схожесть начальных симптомов, мама решила начать заниматься его речью, как можно раньше. И вот кардинальное отличие - ребёнок понимает речь. Да, он не говорит, он не усидчив, у него затруднены движения языка, нетерпимость к музыке и песням, непереносимость попыток массажа, но он понимает обращённую речь. С ним можно взаимодействовать, его внимание можно привлечь, хоть на минуту, но всё же можно. Мама не ждёт чуда, очень ответственно подходит к занятиям, но малыш нервничает в кабинете, отвлекается на всё. Время сосредоточенного внимания ограничено тремя минутами. В результате было принято решение встречаться один раз в неделю по 25 минут. Занятия построила по принципу – я научу маму, а она передаст ребёнку. Каждый раз я объясняю маме следующие шаги в образовательной деятельности на неделю, по возможности все упражнения экспериментально пробуем сделать с малышом хоть по одному разу, затем мамочка дома, по расписанию, занимается с сыном по две-три минуты, шесть – семь подходов в день. Мамочка придумала делать массаж лица ребёнку теплым полотенцем после купания, в это время он готов потерпеть прикосновения к щекам и губам пару минут. Все необходимые тренажёры мамочка делает своими руками. Так у них появились бутылки с легкими шариками и бабочки-перышки на ниточках для дыхательной гимнастики; коробки и ведёрки с прорезями в крышке, для развития мелкой моторики; картинки – раскраски на картоне со звукоподражаниями; мешочки для сюрпризных моментов, визиборды. В результате, после месяца занятий, малыш стал с удовольствием показывать на картинках животных, некоторым звукоподражает, соотносит два цвета – желтый и красный, отличает круг от квадрата. Количество произносимых звуков увеличилось значительно. В успехах этого ребёнка огромная заслуга его ответственной мамы, не ждущей чуда, а делающей его ежедневным трудом.
История третья.
Девочка пять лет. Диагноз – сенсомоторная алалия, полное отсутствие познавательного интереса, умственная отсталость умеренной степени. В течении года приходила ежедневно на занятия по 13 минут. Ребёнок очень чувствует время и увеличить даже на минуту не получалось в течении всего учебного года. С нового учебного года, после летнего перерыва, девочке исполнилось 6 лет, и занятия увеличили до 25 минут. При первом занятии год назад, констатировала полное равнодушие у ребёнка к любым игрушкам, вещам, картинкам. У ребёнка отсутствовали любые материальные желания. Если какая-то вещь попала в поле зрения малышки, девочка могла попробовать её взять или потрогать, но при малейшей неудаче сразу теряла интерес и не пыталась повторить, при удачной попытке интерес терялся через 1-5 секунд. Отсутствовал аппетит, поэтому пищевое поощрение также было неэффективно. Общая моторика близка к норме, а мелкая очень отставала. Руки вялые, пальцы как ватные. Артикуляционные движения ограничены, выражение лица старообразное, мимика отсутствовала. Понимание речи и жестов отсутствовало, за исключением фразы «идём гулять». Активная речь представлена была одним словом «гуля», обозначавшем: «Хочу гулять», и несколькими звукокомплексами - вокализациями, напоминающими птичий щебет, но не обозначающими ничего. Навыки самообслуживания ограничивались умением ходить в туалет, но не проситься, держать ложку в руках, стягивать с себя носки, тапки и трусы. После года ежедневных занятий с дефектологом в учреждении и мамой дома, на фоне лекарственной терапии, назначенной неврологом, достигнуты следующие результаты: девочка понимает около 15 бытовых фраз, говорит слово «дай»; ест и пьёт самостоятельно; появилось желание манипулировать игрушками; малышка научилась собирать игрушки в коробку, откручивать крышки, строить башню из кубиков, собирать пирамидку без учета размера; ловить мячик; она может выполнить поручения, такие как: возьми пакет, сложи в него свою обувь, неси пакет, подожди меня; но по-прежнему совсем не интересуется картинками, сюжетными игрушками, рисованием и любыми видами продуктивной деятельности. Улучшилась мелкая моторика, увеличилось количество и качество артикуляционных движений, количество звуков в вокализациях. Задачи на этот год: научить соотносить 4 цвета, различать предметы по величине, увеличить спектр поручений и понимаемых фраз, вызвать произнесение ещё нескольких слов.
История четвёртая.
Девочка 5 лет. Диагноз – сенсомоторная алалия с элементами РАС. На момент знакомства с ребёнком наблюдалось сильное отклонение в поведении. Девочка кричала, резко прыгала, а затем с криком бежала, могла толкнуть любого ребёнка, без устали пересыпала мелкие предметы из одной банки в другую, часами играла с песком. При этом она могла сложить пирамидку, соотнести геометрические фигуры по размеру, форме и цвету. Дополнить картинку при помощи готовых модулей, например, добавить карточку с нарисованной крышей, к стенам нарисованного домика. Но на вопрос: «Где на картинке девочка сидит, а где стоит?», ребёнок не мог ответить даже жестом. Самообслуживание у ребёнка по возрасту: сама ест, ходит в туалет, раздевается и одевается с небольшой помощью. Родители не адекватно реагировали на проблемы ребёнка, ожидая, что всё пройдет само собой, надо только найти правильного учителя. Лечением занимались периодически. В домашних условиях, поведение регулировали строгостью. После года ежедневных занятий с дефектологом по 20 минут существенных изменений не выявлено. Занятия дома с мамой и папой дали результат, который проявляется только в их присутствии: девочка может стоять и ждать маму и папу пока они заняты, может застегнуть и расстегнуть пуговицы на кофте, дать вещь, которую попросят, выполнить мелкие поручения. Стала проявляться эхолалия в виде отдельных слов, не привязанных по смыслу к ситуации.
В результате этих и многих других наблюдений я сделала вывод, что многие родители во многих случаях ждут от дефектолога чуда, а сами не готовы всех себя отдавать коррекции собственного ребёнка. Также родители с трудом смиряются с необходимостью медикаментозной поддержки физически здорового ребёнка, не воспринимая проблемы интеллектуальной недостаточности, нарушения речи и поведения, показателем для лечения. Поэтому без постоянной родительской поддержки и их регулярного участия в коррекции ребёнка, достижение положительных результатов очень затруднено.