ИКТ В работе со слабослышащими дошкольниками. Из личного опыта
ИКТ В работе со слабослышащими дошкольниками. Из личного опыта.
Филатова Е.А. Воспитатель ГДОУ ТО «Тульский детский сад детей с ограниченными возможностями здоровья»
Если мы хотим идти вперед,
то одна нога должна оставаться
на месте, в то время как другая
делает следующий шаг.
Это – первый закон всякого прогресса,
одинаково применимый
как к целым народам,
так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникативных технологий:
возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельный подход к коррекционно-образовательному процессу;
индивидуализация коррекционно-образовательного процесса при сохранении его целостности;
создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО.
Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
ИКТ не только доступны и привычны для детей нового поколения, но и удобны для современного педагога.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникативными технологиями и умениями применять их в коррекционно- образовательном процессе.
Современные специальные (коррекционные) учреждения так же постоянно находятся в поиске новых методов, которые помогли бы сделать учебно-воспитательный и коррекционный процесс более результативным, развивающим и интересным. Одним из средств коррекционной работы по повышению качества образования детей с нарушением слуха являются широко используемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Мышление глухого дошкольника развивается медленнее, но интеллект остается сохранным в любом возрасте. Это значит, что потенциальные возможности глухого ребенка те же, что и у слышащего. Реализация этих возможностей достигается в специально организованном процессе обучения, который нацелен не только на вооружение знаниями, умениями и навыками, не только на развитие слуха и речи, но и на формирование всей познавательной деятельности в целом.
При подходе к обучению слабослышащих и глухих детей необходимо учитывать, что при нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность учащихся, что проявляется в недоразвитии логических операций, нарушениях отражения и обобщения действительности в форме абстракции. Нужно учесть, что глухие дети с трудом воспринимают речь и, соответственно, связанные с ней абстрактные понятия. Кроме того, при восприятии нового материала такие дети при наличии каких-либо трудностей в усвоении теряют к занятиям интерес, становятся пассивными. Дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии. Применение наглядности помогает учащимся с нарушениями слуха научиться эффективно усваивать информацию посредством её визуального представления и переносить эти навыки в другие виды деятельности. Наглядность выступает как источник информации об объекте познания, как средство усвоения информации об окружающем мире. При помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы ребенка с нарушениями слуха.
Компьютерные ресурсы позволяют создавать собственный дидактический материал, учитывая требования программы, уровень развития устной речи детей, индивидуальные особенности и возможности ребенка. Информационные технологии позволяют довольно быстро создать требуемый объем дидактического материала, при этом педагог может сам задавать уровень сложности заданий, лексический материал, который при этом будет уточняться и закрепляться, на деле реализовывать индивидуальный подход к ребенку, учитывая зону его ближайшего развития.
Кто-то скажет, что в дошкольном возрасте это делать рано и вредно. Но дети сравнительно рано знакомятся с компьютером, поэтому дозированное использование на занятиях и в воспитательной работе компьютерных технологий будет способствовать их развитию. Практика показала, что интерес детей к занятиям значительно возрастает, повышается уровень познавательных возможностей. Если на занятиях в дошкольных группах для слабослышащих детей использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность этих занятий, безусловно, возрастет. В учебном процессе слабослышащему ребёнку иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой детям становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации плохо слышащего ребенка.
Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей, особенно глухих и слабослышащих. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Кроме того, у слабослышащих детей один и тот же программный материал повторяется многократно, из года в год расширяться и углубляться (имеет концентрический характер), и здесь большое значение имеет многообразие форм подачи материала.
Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагога- нормой работы- это, на мой взгляд, является одним из важнейших результатов инновационной работы.
Применение ИКТ у нас в группе значительно повысило качество знаний у детей. В своей работе мы активно используем: компьютерные презентации, видео ролики для ознакомления детей с окружающей средой, с основами ИЗОдеятельности, с элементарными математическими представлениями. На них дети знакомятся с новыми знаниями. У детей формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение. Наша коллекция охватывает большой объем программного материала по ознакомлению с окружающей средой: времена года, одежда, обувь, виды транспортных средств, овощи, фрукты. То есть, те темы, которые мы изучаем на занятиях. Так же у нас собран материал для проведения утренней гимнастики, физкультминуток. Отработка движений более интересна, когда их выполняют сказочные герои на экране. Во время проведения дней рождения детей мы используем видео ролики с танцами в сопровождении современных детских песен. Как это модно сейчас называть, проводим своего рода, стартины, когда дети повторяют танцевальные движения с героями клипов. Проводили занятия с использованием интерактивного стола. Дети с удовольствием занимаются с логопедическим столом 2 раза в неделю.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ». Нельзя забывать о здоровье воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у детей интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста детей, от рода деятельности и необходимости их использования.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа занятия. Использование ТСО не должно длиться на занятии подряд более 5 минут: дети устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале занятия сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступает на 5—10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание детей практически в течение всего занятия.
Детям даются несложные индивидуальные задания на дом в печатном варианте. По вечерам производится просмотр детских телепередач.
Одним из критериев оценки деятельности педагога является высокая степень вовлечения родителей в образовательный процесс.
У нас есть подборка видео материала для родителей по безопасности детей, антикоррупционной политике. Была создана группа в социальной сети. Где родители получают информацию о достижениях детей (фото и фрагменты видео материалов), обсуждают какие-то темы, касающиеся воспитания детей,получают консультации по занятиям. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни или на профилактическом лечении. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. Все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками коррекционно-образовательного процесса.
Так же у нас собрана небольшая библиотека методической литературы в компьютерном варианте.
Мы активно пользуемся интернет сайтами для участия в конкурсах, делимся опытом работы, знакомимся с периодикой ( многие журналы имеют электронную версию в сети «Дошколенок», «Педагог ДОУ»,»Педжурнал»,»Газета педагогов»),педагогические сообщества в соцсетях «Я_воспитатель»,»Развивандия», «Копилка знаний» и многие другие.
Также с целью повышения квалификации используем онлайн курсы, участвуем в онлайн семинарах, вибинарах, конференциях.
Таким образом, ИКТ-технологии способствуют повышению качества образовательного процесса. Сам образовательный процесс с их применением наиболее интересен для детей, служит повышению их познавательной мотивации. Родители, отмечая интерес детей к занятиям, стали уважительнее относится к педагогам группы, прислушиваться к нашим советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Алексеевна Филатова