Статья «Если в классе есть ребенок с РАС»

2
0
Материал опубликован 18 December 2022

ЕСЛИ В КЛАССЕ ЕСТЬ РЕБЕНОК С РАС

Зарипова Рагида Лукмановна, учитель начальных классов

МАОУ «Башкирская гимназия №140 им.З.Биишевой»,

г.Уфа, Республика Башкортостан


Тезисы

В данной статье автор делится опытом работы с детьми с расстройством аутистического спектра младшего школьного возраста. Предлагает свои рекомендации по организации обучающей среды, по адаптации учебного материала под конкретного ребенка. Материал будет полезен учителям начальной школы, работающим с детьми с ОВЗ.


Согласно законодательства в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Но далеко не каждый учитель представляет себе, как работать с учениками с ограниченными возможностями здоровья. «Невозможно научиться новым методам обучения и помощи, просто прочитав книжку или прослушав лекции и не попробовав их на практике». Шаг за шагом в ходе работы накапливается опыт. Самый трудный период адаптации такого ребенка в детском коллективе происходит в первые годы обучения. В нашей практике были и дети с расстройствами аутистического спектра.

Самый главный вывод – дети с РАС должны обучаться в начальной школе 5 лет, из них 2 года в первом классе. И первый подготовительный класс желательно пройти в форме индивидуального обучения. Потому что много времени уходит на установление контакта с ребенком, на простое понимание его речи, на привитие первоначальных учебных навыков. Очень сложно организовать работу в первые учебные недели с таким ребенком в классе, где кроме него, 32 первоклассника, каждому из которых тоже требуется помощь и внимание учителя. Если такого ребенка отдать на индивидуальное обучение в первый подготовительный класс учителю 4-го выпускного класса, то потом намного легче будет работать с ним в первом классе. Учитель успеет изучить ребенка, ребенок привыкнет к учителю, и ему легче будет адаптироваться в классном коллективе.

​​​​​​​ Часто у детей с РАС ограниченный запас слов. Это слова, которые часто встречались ему в повседневной жизни: имена близких, названия игрушек, названия предметов обихода. Трудности возникают и в восприятии речи других. Из услышанного они выхватывают одно-два знакомых слова, поэтому с ними надо разговаривать короткими фразами, коротко и конкретно, использовать конкретные инструкции, называть вещи своими именами, четко обозначать правила, давать конкретные задания. Если речь неразборчивая, то необходимо подключить и логопеда, а в начальный этап можно попросить родителей «перевести» некоторые слова.

Обучающиеся с РАС не всегда понимают и принимают правила поведения в коллективе, хотя другим детям они кажутся очевидными. Ученик с РАС «не умеет» нормально общаться с другими детьми. Он может толкать их, тыкать ручкой или карандашом, исчиркать чужую тетрадь или книгу. Такой ребенок не понимает правила игры других детей.  У него ограничены способы взаимодействия со сверстниками. Многим людям с РАС свойственно иметь навязчивости и стереотипии. Они могут проявляться в виде: движений (прыжки, взмахи руками, раскачивания), действий с предметами (кручение веревочки, постукивания по столу), ритуалов (хождение только по одной дороге, одевание только в одной последовательности), эхолалий (стереотипных звуков, слов и фраз). И не стоит этому удивляться, не запрещать, а принять их таковыми, если они не опасны его здоровью и окружающим. Многие из них по мере адаптации ребенка проходят.

У ребенка с РАС нет естественной мотивации к обучению. Ему не хочется учиться и хорошо вести себя во время уроков. Поэтому очень важно подобрать для него поощрение, которое поможет эту мотивацию сформировать. За ребенком с РАС важно закрепить личное рабочее место — постоянство места поможет находиться в классе. Оно должно быть недалеко от учителя. Если ребенок с РАС работает за одной партой с одноклассником, ему может потребоваться собственное пространство. Для этого можно зонировать парту изолентой. На «своей территории» ребенок с аутизмом чувствует себя спокойнее, увереннее. При возможности можно посадить одного.

Организации и проведения занятий с детьми с РАС тоже имеет свою специфику. Это, во-первых, четкий алгоритм урока, во-вторых, смена видов деятельности, в-третьих, чередование форм работы, в-четвертых, адаптированные задания для ребенка с РАС. Остановимся только на нескольких способах, как адаптировать задания для ребенка с РАС:

Упростить инструкцию. Например, условие «решить задачу и записать ответ» лучше выдать поэтапно в виде алгоритма: 1. Решить. 2. Записать.

Исключать двойные требования, чтобы ученик мог сосредоточиться на процессе решения. Убрать этап списывания задания, выполнять решение непосредственно в рабочей тетради или на заранее подготовленных листах с уже прописанными условиями.

Использовать интересы детей с РАС в заданиях. Например, задания в нашем случае были связаны с питомцами ученика – морскими свинками Ваней и Васей. Ученик с удовольствием решал задачи, составлял схемы к задачам, если главными героями были морские свинки. И грамматический материал изучали, опираясь на них.

Учитывать замедленный темп работы ребенка с РАС. При необходимости сокращать объем заданий, как классных, так и домашних.

Адаптировать задания только тогда, когда это необходимо.

Прислушиваться к ребенку. Наш ученик предпочитает работать не в тетради, а на доске. Ему удобнее писать мелом или разноцветными маркерами на доске. И почерк намного лучше, чем в тетради. Наверно, это связано недостаточным развитием мелкой моторики и сменой позы.

Кроме учебных занятий, постараться привить и другие интересы. Нам удалось увлечь ребенка с РАС рисованием в технике правополушарного рисования, учимся играть с ним и в шашки. Хотя в начале у ученика отсутствовало желание заниматься, но постепенно ему такие занятия начали нравиться. И теперь он четко знает и ждет, в какой день недели у него рисование, а когда шашки.

Включить ребенка с РАС в класс — непростая задача. Основные трудности, как правило, связаны не только с обучением ребенка, но и с выстраиванием диалога с другими участниками процесса. Залог успеха — хороший контакт с родителями ученика с РАС, сотрудничество с родителями остальных детей и активное участие самих ребят.


Использованная литература

1. Довбня С.и др. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. -Москва : Альпина ПРО,

2022. — 168 с.


Информационные ресурсы

2. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью" // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72084878/ (дата обращения: 30.10.2022).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.