Эссе «Моя педагогическая философия»

3
0
Материал опубликован 26 May




Эссе «Моя педагогическая философия»

Ключи от счастья

Если вы удачно выберете труд  и вложите в него

свою душу, то счастье само вас отыщет.
К. Д. Ушинский
 

Я учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №7». Как филологу мне легко изложить мысли на бумаге. И все же написать о философии профессии, одной из самых нужных на Земле, согласитесь, задача не из легких. Почему я стала учителем? Почему осталась в профессии? Ведь были колебания, были вопросы. Я думаю порой: «Не я выбирала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня». Что ж, может быть…

Задавая вопросы, я привыкла искать начало, исток всего. В прошлом выпускница школы №7, я находилась в среде знающих, любящих свой труд людей. Они – первая ступенька. Учиться у педагогов от Бога, дышать с ними одним воздухом – это ли не счастье для человека, стоящего перед выбором профессии! Сегодня я ничуть не жалею о том, что оказалась снова в родных стенах, но уже в роли учителя. 

Однажды я прочитала притчу о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: «Какой час на земле самый главный?  Какой человек на земле самый главный? Какое дело на земле самое главное?» Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий; самым главный человек тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас выполняешь, - самое важное. Применительно к моей педагогической философии отвечу на эти вопросы так. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать ученикам главные уроки в жизни – вот мое первое учительское счастье.  Главный человек для меня - мой ученик. И я подбираю для каждого нужное слово, в котором он нуждается. В этом заключается мое второе учительское счастье. Ребёнок – это мягкий материал. И я могу зажигать свет в его сердце, звать к добру, направляя к цели, видеть, как он идет сквозь все препятствия по верному на пути. Вот мое третье счастье.  Русский полководец А.В. Суворов был счастлив, когда, ведя полки к победе, видел доверие и любовь своих солдат. Я же ощущаю счастье, когда вижу великий смысл моего маленького служения сердцам и душам учеников.

Есть замечательный в своей простоте афоризм: «Любящий свое дело превращает его в искусство». К сожалению, я не знаю автора этого изречения, но смысл его мне близок и понятен. Помните: герой В.Тихонова в фильме «Доживем до понедельника» рассказывает о лейтенанте П.Шмидте. Педагог в неформальной обстановке, которая была для него привычной, дает девятиклассникам урок чести, показывает пример служения любимому делу. И как умело сеет он в душах старшеклассников зерно человеческого достоинства. Это не просто работа Учителя, это настоящее искусство.

Душа ученика – тонкий инструмент. Я учу детей сопереживать тем, кому плохо, радоваться с теми, кому хорошо, защищать тех, кто обижен. А как еще можно воздействовать на душу, если не через Слово? Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники умели вслушиваться в Слово, видели его волшебную красоту, находили время, чтобы остановиться и оглянуться вокруг: как же прекрасен мир! Об этом мои уроки литературы.

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу. Какие они, мои ученики, сегодня? Как встретят? Свидание с ними– это и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Урок – это часть жизни. Я выбрала профессию педагога, а значит, взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать. Вместе с тем это и ответственность за саму себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Воспитателем. Часто задаю себе вопрос: «Кто кого учит?» И прихожу к мнению, что ученик и учитель равноправны: они учатся у меня так же, как и я учусь у них. Учусь сотрудничать, слушать, говорить так, чтобы быть услышанной. Учитель не безупречен. Мне, как и любому человеку, свойственно ошибаться. Дети всегда заметят ошибку, но они ее искренне простят, если я сама не боюсь в ней признаться. Я уважаю желание ученика спорить, сомневаться, потому что только через сомнение можно познать что-то новое. А моя задача учителя - не дать угаснуть этому огоньку познания.

Учитель – всегда немного ребенок. Об этом слова теоретика педагогики С. Соловейчика: «Нельзя быть учителем, не умея быть учеником…» Нужно уметь проникнуть в мир детских фантазий, чувств и переживаний. Если я мало смеюсь, чувствую, играю, творю, как же я помогу научиться всему этому своим ученикам? Поэтому постоянно развиваюсь, стремлюсь быть интересной для них. Сколько книг перечитаешь, прежде чем составить диктант или изложение, которое дети с удовольствием напишут! У меня будет возможность проверить не только знание детьми орфографии и пунктуации, но еще и помочь им узнать что-то новое, даже во время контрольной работы.

Я верю в способности любого ученика. Говорят, что одаренный ребенок – тот, которому повезло, что на его пути встретился человек, заметивший эту одаренность. На мой взгляд, лучший способ разглядеть одаренность – это творческий подход к изучению и преподаванию своего предмета. Школьные спектакли, инсценировки произведений, поэтические вечера, литературные гостиные… Ни один ученик не остается без роли, пусть она будет маленькой, но это поможет ребенку попробовать свои силы, поверить в себя! Природа щедро наделила каждого талантами. Моя цель – заметить их и поддержать. Ребенок должен доверять мне как учителю, и тогда у него появится желание раскрыться и проявить все свои лучшие качества.

Учить нужно только на успех! После контрольных работ не ругаю за «неуспешность». Помню: у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Поэтому все отметки я обязательно сопровождаю пояснениями, аргументами. Когда оцениваю сочинение, пишу подробную рецензию. Но мне не жаль потраченного времени. Даже «двойка» тогда воспринимается с огорчением, но без обиды, озлобленности. Главное, чтобы ребенок понял: плохая отметка – явление временное, в следующий раз все может получиться намного лучше. И оценка, которую я ставлю, должна побудить ученика искать новые пути, чтобы сделать работу более удачной.

У меня есть правило: «Мой предмет не единственное, что есть в жизни ученика». На свете много интересного. Нужно не только успеть выучить грамматику, написать сочинение, но и принять участие в школьном туре по баскетболу, заняться танцами, рисованием, прогуляться по парку. Я уважаю увлечения моих воспитанников и с удовольствием «болею» за них на футбольном матче, смотрю диск с выступлением на танцевальном конкурсе, а потом делюсь с ними своими чувствами. Они так ждут этого от меня! Главное – не остаться равнодушной. Они должны знать, что интересны мне не только как мои ученики, но и как люди, которые могут научить чему-то и меня. 

В моем сердце есть уголок для каждого ребенка. Я люблю тех, для кого работаю, - моих учеников! Мне вспоминаются слова Л.Н.Толстого: «Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - со­вершенный учитель». Я сделаю все, чтобы приблизиться к этому званию: «совершенный учитель». 

А завтра снова напряженный день. И я продолжу путь, по которому я иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными звания Гражданин Родины. Это моя жизнь. Я держу ключи от счастья в своих руках!


Учитель русского языка и литературы первой категории МКОУ

«СОШ № 7» города Аши

Гераськина Светлана Александровна, в прошлом выпускница средней

школы №7. Педагогический стаж 24 года.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей