12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Червякова Людмила Васильевна29
0

Эссе «Моя педагогическая философия»

 Всё начинается с любви… с любви к профессии, к детям, своим близким.

И это не только моя педагогическая философия, но и жизненное кредо моих коллег – учителей родной Приреченской школы, которую я закончила и где сейчас преподаю. Это философия и моей бабушки, Хомяковой О.Д., посвятившей воспитанию дошкольников 39 лет своей жизни, и моей мамы. Назаровой Т.И., воспитателя Приреченского детского сада со стажем работы в 31 год.

«Сперва любить – потом учить». С этим золотым правилом Я.А. Коменского я переступила порог школы в качестве педагога.

Начинается урок… Ты окидываешь взглядом класс. Первая мысль: «С каким настроением пришли сегодня твои ученики?» Кто-то смотрит уверенно, потому что наделён способностями и обласкан родителями. А кому-то не повезло, и глаза этого ребёнка полны грусти и тревоги. Можно ли со всех спросить одинаково? Пренебрежительно оборвать невнятный ответ того, кому многого не дано? Наставить кучу двоек по причине плохого настроения? Если это так, то стоило ли выбирать педагогическое поприще? Нет. Ты входишь в класс с улыбкой, оставляя за дверью груз повседневных забот. Сейчас всё твоё внимание – детям. Ты с удовольствием слушаешь их ответы (пусть и не всегда правильные), отвечаешь на вопросы (даже самые нелепые). Вместе с ребятами ежедневно совершаешь открытия, поднимаешься вверх по ступеням знаний, нравственно совершенствуешься.

Открытость детских сердец не поставишь с теми отношениями, которые связывают взрослых. На доброту и искренность воспитанники отвечают теми же чувствами. Они подпитывают нас, усталых от всевозможных проблем взрослых, своим оптимизмом, энергией, положительными эмоциями. И в этом счастье педагогической профессии, несмотря на все её тернии.

Ученик – личность. В этой формуле, на мой взгляд, содержится основа взаимоотношений учителя и школьника. К ребёнку необходимо относится так же уважительно, как ко взрослому. Дети сразу же чувствуют и силовое давление, и высокомерное обращение. И тогда не приходится говорить об искренности отношений, ни о доброжелательной обстановке на уроке.

Каждый ребёнок – особый мир.

Один мечтатель, романтик. Другой – сухой прагматик. Третий увлечён техникой, четвёртый - компьютерами, пятый – спортом. И так до бесконечности. Но каждый их них нуждается в совершенствовании и развитии. Этим целям и служит личностно-ориентированная педагогика, на принципах которой осуществляется образовательный процесс в нашей школе.

Какие они разные, наши воспитанники! Почувствовать ученика, настроится на его волну, приблизиться к душе ребёнка – вот моя задача. Учиться у ученика, учить его, дать ребёнку испытать радость от процесса познания – сверхзадача.

«Не должно быть несчастных детей, детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны», писал В. А. Сухомлинский. Можно ли поспорить с этим утверждением? Мне кажется, нам, учителям, стоит почаще вспоминать слова А. Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Помочь пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть основная цель личностно-ориентированного образования.

К сожалению, современное обучение чаще развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека – отдаётся воле случая и у большинства остаётся на низком уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь, когда требуется всё больше могучих творческих умов, чтобы осуществить позитивные сдвиги во всех сферах нашей жизнедеятельности.

Я верю, что лучший способ для учителя развивать творческие способности у детей – это самому быть творческой личностью. Не останавливаться на достигнутом; постоянно совершенствоваться: пополнять знания, искать и применять эффективные технологии; увлекать школьников исследовательской деятельностью.

Изучение истории интересно для ребят, если учитель опирается на краеведение. Изучение прошлого своей семьи, села, школы, района, республики даёт возможность привлечь внимание школьников к родословной своей семьи, истории родного края. С каким интересом ученики всматриваются в лица с пожелтевших фотографий из домашних альбомов, составляют родословные, слушают рассказы старожилов, находят фамилии родственников в «Книге Памяти»!

Мой предмет открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Любовь к малой родине порождает гордость за неё и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живёшь.

Сегодня человек, вооружённый высокого уровня знаниями, но лишённый нравственных качеств, может стать, как показывает практика, социально опасным. Из наших учеников необходимо готовить людей не только знающих, но и желающих действовать на благо окружающих людей. К сожалению, в наше непростое время школа нередко остаётся едва ли не единственным пропагандистом и защитником нравственных устоев. И значит, роль учителя в воспитании ребёнка неизмеримо возрастает.

Они романтики, они искатели,

Они поэты, они друзья,

Они философы, они мечтатели,

Они – российские учителя.     

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.