12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репп Валентина Валерьевна1417
Учитель русского языка и литературы. В образовании с 2002 года. Работаю в вечерней школе при исправительной колонии.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Моя педагогическая философия

Когда я училась на первом курсе педагогического университета, на одном из семинаров по психологии речь зашла о том, зачем люди приходят в эту сложную и не очень престижную по нынешним временам профессию. Замечательная женщина и талантливый психолог, Елена Леонидовна Нефёдова, в ответ на наши высокие рассуждения о любви к детям сказала примерно следующее: «Когда в качестве аргумента своего высокого профессионализма учитель говорит о том, что очень любит детей и его очень любят дети, этот человек ошибся профессией!» Помню, как меня поразили эти слова. Они запали в душу как нечто, переворачивающее мировоззрение! Разве любовь не главное? А что тогда ставить во главу угла? А зачем тогда становиться учителем? Потребовались годы внутренних сомнений, споров и размышлений, чтобы понять, что всё-таки привело меня в педагогику и, главное, зачем.

 Окончив университет в годы кризиса, я не пошла в школу. Гораздо важнее, казалось мне тогда, научиться зарабатывать деньги, самостоятельно стоять на ногах, строить карьеру. Эти приоритеты в конце девяностых годов у многих соотечественников свели на нет все остальные жизненные ценности. Но пытаясь строить карьеру в другой сфере деятельности, очень скоро я оказалась в роли… учителя. Мне почему-то поручали вести тренинги, вводить новичков в курс дела, обучать азам профессии. Именно это получалось лучше всего. Наверное, поэтому спустя некоторое время я поняла: деньги не могут затмить ощущение того, что живу я не свою жизнь. Бросив свою (или НЕ свою?) неплохо складывающуюся карьеру, к удивлению многих знакомых, я ушла в школу. До сих пор не жалею о том, что этот выбор состоялся так непросто. Не жалею, хотя оказалось, что за четыре года утратила знания, которые после института, за невостребованностью, выветрились из моей головы, и пришлось восстанавливать их, читая забытые было книги и лекции или бегая за консультациями к более опытным коллегам. Главное, теперь я точно знала, что школа – именно то место, где я должна работать, жить, служить…

И вот тогда-то передо мной встал этот давний вопрос со студенческого семинара. Только виделся он теперь по-другому: не причина, а именно цель: к чему стремиться? В чем видеть успех или неудачу? И, конечно, какое место в этой работе будет занимать любовь? А ответы на них явились сами собой, простыми истинами, ставшими для меня опорой не только в профессии, но и в жизни. Первая подсказка явилась в виде моего собственного, тогда ещё совсем маленького ребёнка.

Когда малыш делает первые шаги, ему необходима поддержка. Сначала он крепко-крепко держится за вас обеими руками, боясь даже на секунду расцепить пальцы, затем робко отпускает одну ручку… через некоторое время вторую, и вот уже делает первые несмелые, неуклюжие, но самостоятельные шаги. Задача родителей – чутко улавливать эти моменты, соответствовать им, позволяя ребенку самому решать, когда он готов перейти к новому шагу в самостоятельность. Не мешать познавать мир, отпуская с замиранием сердца, следя за успехами и падениями, и, в то же время быть готовым вовремя поддержать, прийти на помощь, но только тогда, когда это необходимо, а потом снова отойти в сторону, подбадривая и поощряя.

Настоящий учитель должен быть как раз таким родителем. Стремиться к тому, чтобы не опекать и постоянно объяснять, как, что, зачем и почему, а лишь незаметно направлять, помогая, когда помощь действительно нужна, и позволяя делать ошибки, без которых невозможно обрести опыт, необходимый в жизни.

Кстати, об ошибках. Как часто мы совершаем их в жизни? «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» - всем известная фраза. Почему же мы, взрослые люди, так часто ругаем наших учеников за ошибки, словно сами от них застрахованы? Конечно, приятно, когда ученик схватывает всё на лету, запоминает правила, с лёгкостью применяет новые знания, но это ли самое главное? На мой взгляд, образование – это не столько совокупность знаний, умений и навыков, сколько путь к этим самым знаниям и умениям. И ошибки – неизбежная и даже необходимая часть пути. Только поняв эту простую истину, педагог может стать поддержкой ребёнку, ободрить и вдохновить его, научив не бояться неудач и падений, а извлекать из них уроки, которые помогут двигаться дальше.

Стать проводником, помощником, но при этом сделать ученика ведущим – вот к чему необходимо стремиться. Истина первая.

В чем успехи и неудачи учителей? Конечно, в успехах и неудачах учеников – это ясно. Но гораздо более сложный вопрос: что считать успехом ученика? Хорошие оценки? Победы в конкурсах и олимпиадах, поступление в престижные учебные заведения, удачная карьера? Какое-то время мне так казалось. Это всё важно, не спорю. Ну а если нет ни побед, ни ВУЗов, ни карьеры? Значит ли это, что человек неудачник, и мы как педагоги расписываемся в своей неудачной работе по отношению к нему? Вспоминая свою когда-то неоконченную карьеру в коммерческом предприятии, понимаю – нет! Нельзя личность измерять только деньгами и успехами (выраженными опять же материальными благами: автомобилями, поездками за границу, коттеджами, даже престижными наградами). К сожалению, современные средства массовой информации, родители и мы, учителя, нацеливаем детей именно на это. Когда-то в нас воспитывали честность, доброту, скромность (совсем забытое слово!), порядочность (вообще архаизм какой-то). Карьерист было словом-то ругательным! Я не впадаю в ностальгию, никоим образом не стремлюсь к возврату в прошлое, и, конечно, не отвергаю настоящее. Но читая сочинения своих учеников, где они хотят стать юристами (неважно в какой сфере права), экономистами (не понимая, что это такое), бизнесменами (опять же, не понимая, что бизнес происходит от слова "дело", значит, что-то придётся делать, создавать), я понимаю, что дети декларируют наши желания. Те, которые мы, родившиеся и жившие в другой стране, пережившие не один кризис и переворот, вбиваем в умы наших детей, желая, как нам кажется, блага. Но знаем ли мы, в чём оно? Может важнее позволить новым поколениям жителей нашей страны самим определить, что для них ценно? А для этого научить своих учеников думать, творить, экспериментировать, искать свой путь.

Воспитать свободную личность с правом на своё мировоззрение, идеалы и ценности – главный критерий успешности работы учителя. Истина вторая.

Ну а теперь о любви. Гордятся ли родители тем, что любят своё дитя? Восхищаются ли собой, получая любовь взамен? Нет, конечно! Любить родного тебе человека так же естественно, как дышать. Мы же не думаем о каждом своём вздохе, не ставим целью жизни дышать как можно полнее и усерднее! Ценность этого процесса человек может осознать только, если (не дай бог!) ощутит нехватку кислорода. Так же и с любовью. Если её нет – это трагедия, даже крах. Если есть – это нормально. Обучая детей, проводя с ними по несколько часов каждый день, радуясь их победам над собой, переживая их неудачи, невозможно остаться посторонним человеком, спокойным и равнодушным. Начинаешь их любить также неизбежно, как дышишь. Но если учитель постоянно стремится к тому, чтобы ученики его любили, или изо всех сил декларирует им свою любовь, значит, у него та самая нехватка кислорода, а значит что-то не так, неправильно. Надо задуматься: не начал ли ты терять свою самодостаточность, индивидуальность, интерес к собственной личности, к жизни? Не подменяешь ли всё это стремлением получить чужое внимание, чувства, чтобы через них обрести ощущение собственной значимости? Если это так, то со временем ни ты как педагог, ни твои уроки не будут интересны детям, а значит, запустится процесс эмоционального выгорания, опустошения души. А что может быть страшнее для нашей профессии, да и вообще для любой личности?

Любовь к ученикам не цель и не средство, это данность, без которой невозможно существовать в профессии учитель. Истина третья.

Эти три простые истины для меня – основа основ. То, без чего я бы не состоялась в этой профессии. Но, конечно, не только в них заключена моя педагогическая философия. Поэтому в конце своего размышления хочу представить несколько афоризмов, которые тоже родились в процессе осознания себя как педагога.

  • Не гордись тем, чему научил учеников, гордись тем, чему у них научился.
  • Знание, которое человек приобрёл сам в сто раз ценнее того, которое получил от других.
  • Играя, получаешь намного больше, чем заучивая.
  • Невозможно что-то дать тому, кто не хочет брать.
  • Нельзя воспитать свободным человека, постоянно диктуя правила.
  • Нравоучение – убийца воспитания.
  • Учитель должен быть хоть немного чудаком, только тогда он способен сотворить чудо.
  • Невозможно удивлять, если сам не умеешь удивляться.
  • Заставить нельзя – заинтересовать можно!
  • Зажечь других можно только, если у самого горят глаза.
  • Учитель просто обязан быть творческой личностью.
  • Думать важнее, чем знать!
  • Если ты перестаешь учиться, ты перестаешь быть учителем.
Опубликовано


Комментарии (2)

Шарандина Валентина Владимировна, 30.05.18 в 15:11 1Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень проникновенно.
Мещеряков Андрей Геннадьевич, 31.10.19 в 20:14 1Ответить Пожаловаться
Поклон Вам и уважение! Спасибо, что напомнили слово "служить". Если бы все педагоги и учителя служили своему делу, а не оказывали образовательные услуги, как бы все разительно поменялось в этой жизни!!!

Отредактировано 31-10-2019 20:14

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.