Эссе «Моя педагогическая философия»

2
0
Материал опубликован 16 January 2017
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ветошкино Лебяжского района Кировской области

Эссе

Моя педагогическая

философия

Смышляева Наталья Александровна,

учитель английского языка

МОУ СОШ с.Ветошкино Лебяжского района

Кировской области

Мыслящий и работающий человек есть мера всему.

Он есть огромное планетное явление.

В.И. Вернадский

Признаюсь, я с некоторой долей опасения принялась за написание эссе. Пугало, прежде всего, серьезное сочетание слов «педагогическая философия». На мой взгляд, она может быть у педагога-новатора, учителя первооткрывателя. Мое восприятие данной профессии достаточно традиционно. В нашем коллективе всегда с уважением относятся к этому нелегкому труду.

Я недолго работаю в школе, но постоянно спрашиваю себя: правильно ли я учу. Ответы находятся, но путем длительных поисков. А иногда случайно, как-то все складывается само собой. Уже потом, анализируя, как прошел урок, работу детей и свою собственную, понимаешь, что все закономерно и, в сущности, ты имеешь то, чего очень сильно желаешь.

Когда моим ученикам сопутствует успех, я с уверенностью говорю себе: «Ты все делаешь правильно!» Если же их преследуют неудачи, что-то дается очень тяжело, тогда кажется – это твои ошибки.

Я помню свой первый день, когда вошла в школу. Детвора, раскрыв глаза, рассматривала меня. Уверенность пропала сразу. Для чего я здесь? Случайностей в жизни не бывает…

Как не обмануть ожидания детей и взрослых и смогу ли я стать для них настоящим другом?! Эти вопросы стали главной основой для становления меня – как педагога, не только друга, но и помощника маленького человека.

Быть источником знаний, давать их детям не так-то трудно, если не вкладывать в это душу. Труднее всего завоевать доверие ребёнка, который чутко распознаёт всё лживое и правдивое, не разрушить его внутренний мир, где царит радость и удивление, чудо и огорчения, сказка о том, что добро всегда должно победить зло.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит из этой жизни в том же звании.

Передо мною всегда был пример моей мамы и тёти – учителей технологии и начальных классов, которые смогли привить мне любовь к детям, заразить жаждой педагогической деятельности. И до сих пор они являются моим вдохновением и образцом для подражания.

Некоторые считают, что работа учителя имеет много общего с работой и актёра, и скульптора, и врача.

Нет, наша работа гораздо сложнее. Актёру не нужно придумывать текст своей роли: за него это сделает писатель. Учитель – сам по себе автор, потому что только он пишет сценарий своего будущего урока. Учитель – сам по себе режиссер, и каждый урок для него премьера.

Откуда же берёт он силы, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?!

 

Я с детства знала, что буду учительницей. Просто не видела себя никем другим. Десятки, сотни раз представляла себе: вот я с указкой и толстым журналом вхожу в большой светлый класс.… Поэтому каких-либо сомнений или вопросов по поводу, куда пойти учиться, у меня не было, да и быть не могло. Спасибо за это моим добрым, милым, мудрым родителям и учителям.

И вот я в школе. Каждый день по нескольку раз повторяется, теперь уже в реальности, детская мечта. Я вхожу в класс. Я - учитель.

Учитель.… Словно актёру, ему приходится проигрывать и проживать множество ролей. Ведь сцена для него – это сама жизнь. Все глаза обращены к нему. В них – ожидание. И не страх перед вызовом. В глазах – ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Он и наставник, и советчик, и критик. Только в отличие от актёра, у него нет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия.

Когда-то я услышала такое сравнение: ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаряют любовью, они возвращают её. Если им ничего не даётся, им нечего возвращать. Наверное, легко любить детей тогда, когда они послушны, выполняют все требования и «соответствуют ожиданиям». Но идеальных людей не существует, и совершенство – понятие абстрактное. А дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше, зажигать свет в их сердцах.

Урок английского языка в школе, пожалуй, один из самых сложных и самых интересных. Мы учимся думать, объясняться на другом языке, обсуждаем самые разные вопросы, спорим, высказываем свою точку зрения.

Учитель иностранного языка – человек, проникнувший в тайны иной культуры и несущий частичку этой культуры другим. Он дает детям знания, знакомя с традициями, обычаями, менталитетом представителей страны изучаемого языка, обращая внимание учащегося на отличия и сходства, формируя при этом своеобразную картину мира языковой личности. Но при этом он сам не перестает учиться. Учеными доказано, что мы усваиваем 10% из того, что прочли, 20% из того, что слышали, 30% из того, что видели, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что обсуждали с другими и, наконец, 90% из того, чему учим других. Поэтому довольно часто предлагаю ребятам «вести» этапы уроков самостоятельно и затем прошу обменяться впечатлениями.

Без сомнения то, что пережито, «пропущено через себя» находит отклик в сердцах детей. И в профессии учителя, возможно, самое главное это то, что учитель испытал сам. Опыт, которым он обладает, на самом деле могут усвоить его дети. Да, вероятнее всего, многие со мною не согласятся. Когда-то я прочитала фразу о настоящем учителе, которая мне запомнилась: “A really good teacher must know everything about his subject and something about everything” (По настоящему хороший учитель должен знать все о своем предмете и немного обо всем). Она запала мне в душу. Ведь знакомясь с детьми, вы не предполагаете, что они у вас спросят правило образования множественного числа имен существительных или что означает Present Simple. Естественно, они обратят внимание на вашу внешность, попросят представиться, рассказать о себе. Это своеобразный тест, с помощью которого учащиеся выясняют для себя важные вещи, приглядываются, обдумывают, анализируют по-своему. Затем принимается решение по поводу того, на каком уровне будет строиться общение. Сможем ли мы подружиться, доверять друг другу, делиться радостью, огорчением, просто чем-нибудь?

Оставаясь с учениками один на один в классе, ты понимаешь, сколько еще необходимо найти, прочитать, проанализировать. И начинается мучительный бесконечный поиск. Иногда изюминки, тонкости, придумки приходят в голову на уроке как будто из ниоткуда. Но ты то знаешь, чего стоит даже один удачный урок…

Думаю, что профессионализм и гениальность преподавателя заключаются в его учащихся, в их успешности, качестве знаний и умении применить эти знания, а также и в том, как пойдут они по жизни, насколько человечными, добрыми, отзывчивыми будут их мысли и деяния.

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.