Эссе «Педагог XXI века»
«Педагог XXI века»
Нам трудно понять всё. Потому что мы дети.
Вы должны разгадать нас. Потому что вы взрослые.
Ш.А.Амонашвили
Всё главное в судьбе человека начинается из школы. Все учителя - люди увлекающиеся и неординарные, любящие не только свой предмет, школу, своих учащихся, но в первую очередь любящие работать, и работать творчески. Возможно, именно поэтому они не только делятся своим опытом и талантом с детьми, родителями, коллегами, но в первую очередь, они учатся и постигают ежедневно и ежеминутно новые горизонты педагогического Олимпа, прикладывая не только умения и старания, а всю свою сущность и сердце.
Настоящий учитель не может знать только одну науку, он универсален: выдумывает каждый урок как спектакль, раскрывает сложнейшие взаимосвязи, используя передовой опыт педагогического сообщества. Каждое утро, с удовольствием открывая школьные двери и окунаясь в пестрый, шумный, голосящий на все лады мир, чувствуешь себя навигатором детства. Нет у педагога иного призвания, как быть рядом с учеником, стать помощником и энциклопедией детских душ и переживаний. Педагогическая деятельность сложна и многопланова, а труд учителя – это целый комплекс представлений, переживаний, потребностей, чувств, мыслей, действий, комплекс постоянно развивающийся. Воспитать «крылатого» ученика сможет только «крылатый педагог», и только увлеченный человек сможет увлечь за собой других. Можно бесконечно изучать инновации, пробовать педагогические технологии, выдумывать нестандартные уроки, известно одно: дети чувствуют неискренность, выбор за Вами, педагоги.
Современные ученики уверенные пользователи разнообразных гаджетов и девайсов, игровые и информационные технологии сейчас реалии времени. Приходит время «советской традиционной школы», когда учитель – мастер своего дела, с кусочком мела в руке может на уроке удивить учеников больше, чем самые современные инновационные педагогические практики виртуального образования. Педагог XXI века не только кладезь знаний и уверенный практик, это человек особенной психологической организации, чувствующей настроение детей, читающий по душам и глазам ребенка самые сокровенные мысли и желания. Однажды сказали, что в школу придут учителя-роботы, которые исключат профессиональное выгорание, предвзятое отношение и конфликтные ситуации, такая «Алиса-учитель», чем не педагог будущего. Реалии времени показывают, что живое человеческое общение не может заменить дистанционное обучение и онлайн общение, когда рвутся тонкие ниточки педагогического общения и в школе появляются педагоги - технократы. Конфуций сказал: «Учитель и ученик растут вместе», как это понимает учитель, таким учителем он и является.
Школа - это особый мир учеников и учителей, в котором каждый куда-то спешит или не спешит, летает или просто плывет по течению. Чувствую, как, переступив школьный порог, оказываюсь в этом потоке и плыву, соблюдая свое направление. Меня не покидает ощущение, что я маленькая частичка большого организма, который зовется школа. Этот организм, как часы, безжалостно отчитывает время и показывает промежутки побед и разочарований, ученических открытий и учительских переживаний, встречи и расставания, движение по кругу, и в то же время – движение вперед.
Педагог XXI века – это каждый педагог любой школы, случайные люди в школе работать не могут, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.